График выполнения и сдачи заданий (СРМ) по дисциплине
№ | Тема занятий | Задания СРМ | Цель и содержание занятий | Используемая литература | Формы контроля | Срок сдачи \неделя | Оценоч- ные баллы |
Предмет истории и философии науки. | 1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с планом. 2. Объект, предмет и методы курса «История и философия науки». 3. Особенности взаимосвязи философии науки и истории науки. | 1.Усвоение цели и задач курса. 2.Определение предмета и методов науки. 3. Раскрытие основного содержания философии науки. | О.Л.: 1-8, 12,13, 16-19, 23-25 Д.Л.: 6, 9, 13, 15 | 1.Конспект лекции 2.Анализ семинарского занятия. СРМП: 3.Экспресс- опрос, проверка выполнения заданий. | 1,5 | ||
Мировоззренческие основания науки | 1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с планом. 2. Специфика и взаимосвязь основных аспектов изучения науки. 3. Взаимосвязь науки с другими формами духовной деятельности. | 1.Раскрытие мировоззренческой роли философии в развитии науки. 2.Систематизация и обобщение способов решения гносеологических проблем. 3. Определение гуманистические горизонтов науки. | О.Л.: 1-8, 11-13, 16-19, 22-25 Д.Л.: 6, 7, 14, 15 О.Л.: 1-8, 12,13, 16-19, 23-25 Д.Л.: 11, 13, 24 | 1.Конспект лекции. 2. Анализ дискуссии. СРМП: 3.Проверка презентаций. | 1,5 | ||
Функции науки | 1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с планом. 2. Общие и социальные функции науки. 3. Философия науки и науковедческие дисциплины. | 1.Раскрытие роли науки в системе культуры. 2. Определение основных функций науки. 3. Выявление роли науки в решении глобальных проблем современности. | О.Л.: 1, 3, 13, 16, 19, 24 Д.Л.: 12, 14, 17, 19 | 1.Конспект лекции. 2.Анализ семинарского занятия. СРМП: 3.Проверка презентаций. | 1,5 | ||
Возникновение и становление науки. Наука в Древнем мире, Средневековье и в эпоху Возрождения | 1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с планом. 2. Научное познание в эпоху Древнего мира и средневековья. 3. Становление экспериментального метода. | 1. Раскрытие особенностей преднауки древнего мира. 2. Определение основных принципов средневековой науки. 3. Раскрытие сути учений науки эпохи Возрождения. | О.Л.: 1, 3, 13, 16, 19, 24 Д.Л.: 7, 8 | 1.Конспект лекции. 2.Анализ семинарского занятия. СРМП: 3.Экспресс- опрос, проверка выполнения заданий. | 4,5 | 2,0 | |
Новоевропейская наука – классический этап развития науки | 1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с планом. 2. Научное познание в Новое время. 3. Становление классической науки. | 1. Раскрытие особенностей науки Нового времени. 2. Определение основных принципов рационализма и эмпиризма. 3. Раскрытие сути классической науки. | О.Л.: 1, 3, 7, 10, 11, 14, 15, 20-23 Д.Л.: 7, 8, 11, 13, 14, 24 | 1.Конспект лекции. 2. Анализ семинарского занятия. СРМП: 3. Экспресс- опрос, проверка выполнения заданий. | 1,5 | ||
Основные концепции и направления неклассического и постнеклассического этапа развития истории и философии науки | 1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с планом. 2. Методология науки неокантианства. 3.Постпозитивизм и постмодернизм. | 1.Определение особенностей эпистемологии неокантианства. 2. Раскрытие сути методологии позитивизма. 3. Выявление особенностей различных этапов науки. | О.Л.: 1-7, 12, 13, 23-25 Д.Л.: 9, 14, 17, 25 | 1.Конспект лекции. 2.Подведение итогов семинарского занятия. СРМП: 3.Рецензия сообщений. 4. Проверка презентаций. | 7,8 | 2,0 | |
Структура и уровни научного познания | 1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с планом. 2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. 3. Многообразие методов научного исследования. | 1. Выявление структуры и уровней научного познания. 2. Определение диалектики как принципа развития. 3. Раскрытие сути синергетической парадигмы. | О.Л.: 1, 2, 4-6, 8, 12, 14, 15, 20-24 Д.Л.: 7, 8, 11, 13, 24 | 1.Конспект лекции. 2. Подведение итогов семинарского занятия. СРМП 3.Рецензирование докладов. | 1,5 | ||
Наука как профессия. Идеалы и нормы науки | 1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с планом 2. Наука как профессия. Нормы и ценности научного сообщества. 3. Наука в Республике Казахстан. | 1. Выявление особенностей науки как профессии. 2. Определение содержания норм и ценностей научного знания. 3. Определение прио-ритетных направлений науки в Республике Казахстан. | О.Л.: 1-3, 6-9, 14-18, 20-25 Д.Л.: 4, 20, 21 | 1.Конспект лекции 2.Анализ семинарского занятия СРМП: 3.Проверка индивидуальных заданий. 4. Оценка презентаций. | 1,5 | ||
Философские основания науки и научная картина мира | 1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с планом. 1. 2. Исторические формы научной картины мира. 3. Глобальный эволюционизм как современная научная картина мира. | 1. Изучение философских идей как основоположений науки. 2. Определение исторических форм научной картины мира. 3. Раскрытие сути антропного принципа в космологии. | О.Л.: 1-10, 14, 15, 20-25 Д.Л.: 8, 11, 13-15, 20, 24 | 1.Конспект лекции. 2.Подведение итогов семинарского занятия. СРМП: 3.Рецензирование сообщений. | 1,5 | ||
Научные традиции и научные революции | 1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с планом. 2. Глобальные революции и смена типов научной рациональности. 3.Ценность научной рациональности. | 1.Определение особенностей научных революций. 2. Раскрытие взаимосвязи научных традиций и научных революций. 3. Выявление особенностей глобальных революций. | О.Л.: 1-7, 9, 13, 16-19, 22-25 Д.Л.: 1-3, 9-11, 16, 18-20, 22-25 | 1 Конспект лекции. 2.Подведение итогов семинарского занятия. СРМП: 3.Экспресс-опрос. 4. Проверка презентаций. | 1,5 | ||
История и философия естествен-ных и технических наук | 1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с планом. 2. Естественные науки и культура. 3.Математические методы и формирование научного знания. | 1. Определение роли естественных наук в структуре современ-ного научного знания. 2. Выявление значения технических наук в современной научной картине мира. 3. Выявление взаимосвязи естественных наук и математики. | О.Л.: 1-3, 8, 10, 11, 14, 15, 20-24 Д.Л.: 5, 6, 15, 16, 21 | 1. Конспект лекции. 2.Подведение итогов семинарского занятия. СРМП: 3. Рецензирова-ние сообщений. | 1,5 | ||
История и философия социальных и гуманитар-ных наук. | 1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с планом. 1. 2. Феномен соци-ально-гуманитар-ных наук и его цивилизационное значение. 3. Социальные науки в мировом научном сообществе. | 1. Выявление предпосылок формирования наук об обществе. 2. Раскрытие сути социально-гуманитарных наук. 3. Определение ценности социальных наук в современном мире. | О.Л.: 1-8, 22 Д.Л.: 4, 20, 21 | 1. Конспект лекции. 2.Подведение итогов семинарского занятия. СРМП: 3. Рецензирова-ние докладов. | 1,5 | ||
Философские проблемы развития современной глобальной цивилизации | 1. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с планом 2. Этос науки. Глобальный контекст науки. 3.Исторические концепции цивилизации и их взаимосвязь с наукой. | 1. Выявление характеристик современного этапа науки. 2. Сравнительный анализ традиционалистского и техногенного типов цивилизационного развития. 3. Определение глобального контекста науки. | О.Л.: 1-8, 12,13, 16-19, 23-25 Д.Л.: 6, 9, 13, 15 | 1 Конспект лекции. 2.Подведение итогов семинарского занятия. СРМП: 3.Экспресс-опрос. 4. Проверка презентаций. | 1,0 |
8. Список литературы:
Основная литература
1. Абдина А.К. История и философия науки. Учебник. – Астана, 2011.* [1]
2. Абишев К. Философия. Учебник для студентов и магистрантов. – Алматы, 2000.*
3. Артемьев А.Н., Мырзалы С.К. История и философия науки. – Алматы, 2010.*
4. Войтов А.Т. Философия. Учебное пособие для аспирантов. – М., 2003.*
5. Голубинцев В.О., Донцев А.А., Любченко В.С. Философия науки. – Ростов-на-Дону, 2007.*
6. Ивин А.А. Современная философия науки. – М., 2005.
7. Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. – М., 2007.
8. Ильенков Э.В. Философия культуры. – М., 1991.*
9. Карнап Р. Философские основания физики. – М., 2005.
10. Коген Г. Теория опыта Канта. – М., 2012.
11. Конт О. Дух позитивной философии. – М., 2003.
12. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. – М., 2006.*
13. Крянина Ю.В., Моторина Л.Е. История и философия науки. – М., 2007.*
14. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2002.
15. Лакатос И. Фальсификация и методология программ научного исследования. – М., 1995.
16. Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Ф.В., Лесков Л.В. Введение в историю и философию науки. – М., 2003.*
17. Лешкевич Г.Г. Философия науки. Учебное пособие. – М., 2006.*
18. Липкин А.И. Философия науки. – М., 2007.
19. Никифоров А. Философия науки. История и теория. – М., 2006.
20. Поппер К. Логика научного исследования. – М., 2004.
21. Рассел Б. Избранные труды. – Новосибирск, 2007.
22. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
23. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2006.
24. Степин В.С. История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. — М., 2011.
25. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. Учебник. – М., 2005.*
Дополнительная литература:
1. Аль-Ани Н.М. Философия техники. – СПб., 2004.
2. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. – М., 2007.
3. История информатики и философия информационной реальности. – М., 2007.
4. Казютинский В.В.Глобальный эволюционизм и научная картина мира // Глобальный эволюционизм (философский анализ). – М., 1994.
5. Карамова О.В. Философия, методология и история экономической науки. – М., 2007.
6. Косиченко А.Г. Научное творчество. – Алма-Ата, 1992.
7. Котенко В.П. История и философия классической науки. – М., 2005.
8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2006.
9. Майданов А.С. Методология научного творчества. – М., 2007.
10. Математика и опыт: Сб. статей. – М., 2003.
11. Мукашев З.А. Концепции современного естествознания. – Алматы, 2005.
12. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. – М., 1990.
13. Печенкин А.А. Современная философия науки. – М., 2005.
14. Розин В.М. Методология: Становление и современное состояние. – М., 2006.
15. Розин В.М. Мышление и творчество. – М., 2006.
16. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. – М., 2006.
17. Светлов В.А. История научного метода. – М., 2007.
18. Фейнман Р. Дюжина лекций: шесть попроще и шесть посложнее. – М., 2006.
19. Филинова О.Е. Математика в истории мировой культуры. – М., 2006.
20. Флауэрс Ч. Десять заповедей нестабильности. – М., 2007.
21. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003.
22. Хокинг С., Млодинов Л. Кратчайшая история времени. – СПб.:, 2008.
23. Черняк В.З. История и философия техники. Пособие для аспирантов. – М., 2006.
24. Шишков И.З. В поисках новой рациональности: философия критического разума. – М., 2003.
25. Щукарев А.Н. Проблемы теории познания в их приложении к вопросам естествознания и в разработке его методами. – М., 2007.
9. Политика курса:
1. Не опаздывать на занятия.
2. Не пропускать занятия, в случае пропуска представить оправдательный документ.
3. Тщательно изучать учебный материал.
4. Сдавать задания по СРМ согласно графика.
5. Необходимо быть нацеленным на постоянную, инициативную, самостоятельную работу.
10. Информация по оценке знаний:
Оценка качества знаний студентов предполагает 3 вида контроля:
1. Текущий контроль:
- посещение лекции (5 %);
- активная работа в процессе семинарских занятий (15%);
- выполнение требований СРМ (самостоятельное решение всех видов СРМ) (20 %).
2. Промежуточный контроль:
- предусматривается в промежутках между 2 частями (разделами)
курса, проводится в виде презентаций (20 %);
З. Итоговый контроль — сдача экзамена по дисциплине (40 %).
11. Политика выставления оценок:
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Виды занятий и работ студентов | Количество баллов min/max | |
I | Текущий контроль: -лекции -семинарские -СРМП | 2,5/5 7,5/15 10/20 |
Итого | 20/40 | |
II | Промежуточный контроль: В семестре два контроля по 10 баллов | 10/20 |
III | Итоговый контроль: Экзамен | 20/40 |
Всего | 50/100 баллов |
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОЦЕНОК ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭКЗАМЕНЕ
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ОЦЕНКА | ОЦЕНКА В БАЛЛАХ (в %) | |
Текущий контроль Промежуточный контроль | 30-60 | |
Итоговый контроль | 20-40 | |
ИТОГО | 50-100 |
ШКАЛА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка по буквальной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание баллов | оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | ОТЛИЧНО |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | ХОРОШО |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | УДОВЛЕТВО-РИТЕЛЬНО |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | НЕУДОВЛЕТВО-РИТЕЛЬНО |