Миф – традиция, религия – вера, философия – осмысление результатов познавательной деятельности.
Миф и религия дают установку на истину и веру, не требующих доказательств, философия – установка на достоверность, объяснение, доказательство.
Это не значит, что с появлением каждого нового этапа мировоззрения, предыдущий утрачивал свое значение, формировался некий синтез накопленных знаний, поэтому философский тип мировоззрения – это объединение, систематизирование ранее накопленных знаний.
Таким образом, философия как система миропонимания возникла из потребностей людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах и структурных характеристиках.
Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания. Это сложное взаимодействие разных типов знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд. Они, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.
Мировоззрение – система взглядов на окружающий мир в целом и на самого себя и основанная на этих взглядах позиция по отношению к миру.
Считается, что мировоззрение на основе построенной субъектом картины мира решает вопрос о смысле мира, а отсюда выводит цель и основные принципы, смысл жизни.
С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения:
1) Мифологическое мировоззрение основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный
компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным – явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
2) Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
3) Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия – прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.
Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.
Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами.
Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески
способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.
Философия, как и наука, является органическим элементом культуры, понимаемой как совокупность всех способов и результатов взаимодействия человека с окружающей его действительностью, как тотальный опыт освоения человеком мира и адаптации к нему.
Философское мировоззрение предполагает рефлексию, т.е. содержит в себе размышления над собственными представлениями о мире и о месте в нем человека. Философское мировоззрение, как правило, но не всегда, особенно если оно соединено с художественным (и т.п.) мировоззрением, логично, имеет внутреннее единство и систему, объясняет мир, опираясь на четкие понятия и категории. Ему присущи свободомыслие и критичность, т.е. стремление к освобождению от догм, проблемное восприятие мира.
Философское мировоззрение различается в зависимости от исторического типа философии, ее национальной принадлежности, специфики философского направления. Изначально формируются две основные ветви философии: Восточная и Западная. Восточная философия в основном представлена философией Китая и Индии. Западная философия, зародившаяся в Древней Греции, проходит несколько этапов в своем развитии, каждый из которых определял специфику философской картины мира.
Основные черты философского мышления:
– охватывает не только то, что есть (например, наука описывает и объясняет область того, что есть), но также и того, что должно быть – ценности, смысл и цели человеческого существования;
– интересуется связью данных явлений действительности с общим и целым, хочет понять жизненный смысл и значение тех явлений, которые в отдельности изучаются науками;
– целостность: направлено на объединение многообразия человеческой жизни – личной, социальной и т.д. – через выявление их связи; это не значит знать о мире все, а представлять себе основные тенденция развития мира, общества, познания, мочь соотнести свою жизнь с этими тенденциями и понять свое место в этом развитии;
– рефлексивность: стремление к предельной осознанности своих действий, настроенность на выявление смысла событий и их связи между собой; философия начинается с удивления перед миром и загадками его устройства;
– критичность: способность оценивать и обновлять основания своей деятельности в меняющемся мире; умение задавать новые вопросы миру и себе; сомнение, стремление избавиться от догматической уверенности.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философское мировоззрение опирается на опыт, теоретическое обобщение, подвергает сомнению даже бесспорные утверждения здравого смысла.