Текущий и промежуточный контроль результатов познавательной деятельности

Мера трудоемкости образовательной программы дисциплины составляет 2 зачетных единицы.

Основной формой итогового контроля по учебной дисциплине «Психология младшего школьника» является экзамен.

2.5. 1. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ К ВХОДЯЩЕМУ КОНТРОЛЮ:

  1. Индивидуальные различия психологической готовности к обучению в школе.
  2. Индивидуальные различия адаптации детей к школе.
  3. Психические и личностные новообразования у детей младшего школьного возраста.
  4. Типы обучения и особенности развития познавательных процессов у младших школьников.
  5. «Я - концепции» в младшем школьном возрасте.
  6. Младший школьный возраст в зарубежных концепциях детского психического развития.
  7. Особенности развития самосознания в младшем школьном возрасте.
  8. Дидактогенные неврозы у младших школьников.
  9. Младшие школьники дивиантного поведения.
  10. Формирование действий, входящих в умение учиться.
  11. Учебная самостоятельность младших школьников.
  12. Рефлексивные возможности младших школьников.
  13. Трудности в овладении содержанием и формой учебной деятельности.
  14. Диагностика способов учебного сотрудничества.
  15. Сила и слабость педагогики сотрудничества.
  16. Формирование психических новообразований в учебной деятельности.
  17. Работа с детьми при нарушениях развития личности.
  18. Восстановление запущенности младшего школьника как субъекта учебной деятельности.
  19. Программа помощи детям с нарушением структуры самосознания.
  20. Развитие социально и педагогически запущенного ребенка как субъекта общения.

Проверка подготовленных докладов, рефератов проводится во время часов, выделенных для контроля за самостоятельной работой, круглых столах, при выступлениях на родительских собраниях, методических объединениях учителей начальных классов.

Вопросы к итоговому контролю

по курсу: «Психология младшего школьника»

1. Различные теоретические подходы к решению проблемы личностного развития ребенка.

2. Младший школьный возраст в психоаналитической теории З.Фрейда, А. Фрейда, Э. Эриксона.

3. Проблемы развития ребенка в когнитивной психологии Ж.Пиаже, Л. Кольберга.

4. Гуманистическая психология об особенностях детского психического развития.

5. Место и роль младшего школьного возраста в теории культурно-исторического закона развития высших психических функций человека Л.С. Выготского, в периодизации возрастного развития Д.Б. Эльконина.

6. Младший школьный возраст как одна из ступеней развития человеческой общности (по В.И. Слободчикову).

7. Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте.

8. Психологическая сущность кризиса 7 лет.

9. Ведущие потребности младшего школьника, их характеристика.

10. Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, характерные особенности.

11. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова.

12. Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина.

13. Дифференциация внешней и внутренней жизни младшего школьника.

14. Особенности становления самосознания в младшем школьном возрасте. Понятие самооценки как компонента самосознания.

15. Учебная деятельность как условие различения ребенком своих способностей и возможностей.

16. Содержание «Я-концепции» и особенностей ее формирования у детей младшего школьного возраста.

17. Чувство компетентности как одно из центральных социальных новообразований младшего школьного школьника, утрата детской непосредственности.

18. Адекватность и неадекватность самооценки младшего школьника в учебной деятельности.

19. Уровни сформированности действия оценки младшего школьника в учебной деятельности.

20. Влияние характера оценки отношений, личностных качеств учителя на формирование самооценки младшего школьника.

21. Виды общения и сотрудничества младших школьников в учебной деятельности.

22. Учитель и его влияние на развитие личности ребенка младшего школьного возраста.

23. Роль сверстников в психическом развитии ребенка.

24. Учебное сотрудничество младших школьников и характеристика его развивающих возможностей.

25. Проблемы психогенной дезадаптации.

26. Поведенческие проявления психогенной школьной дезадаптации.

27. «Смысловой» барьер и пути его преодоления.

28. Учебная деятельность как возможный источник психогенной школьной дезадаптации.

29. Зависимость психогенной школьной дезадаптации от семейного климата, стиля родительского поведения.

30. Межличностные отношения младшего школьника как причина психологической школьной дезадаптации.

31. Особенности восприятия в младшем школьном возрасте. Развитие восприятия младшего школьника (восприятие картины, восприятие пространства, восприятие времени).

32. Возрастные и индивидуальные особенности в младшем школьном возрасте. Развитие внимания младшего школьника.

33. Учет особенностей проявления свойств внимания в процессе обучения.

34. Возрастные и индивидуальные особенности памяти у младших школьников в учебной деятельности.

35. Развитие видов и процессов памяти младших школьников в учебной деятельности.

36. Теоретическое мышление как психическое новообразование в младшем школьном возрасте.

37. Формирование умственных действий младшего школьника по Гальперину П.Я.

38. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника.

39. Структура учебной деятельности младшего школьника и характеристика его структурных компонентов.

Наши рекомендации