Рекомендации по выполнению контрольной работы.
Темы для контрольных работ
Заочная форма обучения
составитель: кандидат философских наук,
профессор кафедры гуманитарных и общих дисциплин
В.Л. Круглов
1. Представление о назначении и сущности красоты в диалогах Платона «Пир» и «Федр».
Платон. Соч. в 4-х томах. Т.2. - М.: Мысль, 1993.
2. Аналитика Аристотелем эпоса и трагедии в трактате «Поэтика».
Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.4. - Мысль, 1989.
3. Представления о красоте в творчестве Плотина.
а) Плотин. Избр. трактаты: в 2-х т. – М.,1994.
б) Адо Пьер. Плотин или простота взгляда. – М.,1991.
4. Трактат Псевдо-Лонгина «О возвышенном»: традиции Платона и Аристотеля.
а) История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т.1. – М.,1962-1970.
б) Банфи А.Философия искусства. – М.,1989.
5. Главные фигуры и идеи византийской эстетики.
а) Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев: Путь к истине, 1991.
б) Медведев И.П. Византийский гуманизм 14-20 вв. - Л, 1976.
в) Византийские легенды. - Л., 1992.
6. Эстетические воззрения Августина Блаженного.
Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. - М.: Искусство, 1989.
7. Эстетика числа и ритма в эпоху Средневековья.
Философия искусства в прошлом и настоящем. - М.: Искусство, 1981. – с.67-123.
8. Эстетика в эпоху схоластики: на примере трактата Ульриха Страсбургского «О прекрасном».
а) История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.1. - М, 1962. - с.291-302.
б) Историко-философский ежегодник, 91. - М.: Наука, 1991. - с.5-18.
9. Эстетические идеи эпохи Возрождения: статус и назначение искусства в обществе.
а) Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетики Возрождения // Эстетика и жизнь. Вып.7. – М.,1982.
б) Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – 2-е изд. – М.,1982(1-е изд. – 1978).
10. Эстетика французского классицизма: Н. Буало, поэма «Поэтическое искусство» (1674).
а) Буало Н. Поэтическое искусство / Предисл. Н. А. Сигал. - М., 1957.
б) Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. - М., 1967. - с. 255—262.
11. Рецензия на статью Антуана Адана «Театр Корнеля и Расина».
Театр французского классицизма. Пьер Корнель. Жан Расин. – М.: Худ. лит-ра, 1970. – с. 5-18.
12. Эстетические принципы Ж.-Ж. Руссо: трактат «О влиянии искусств и наук на нравы» и роман «Юлия, или Новая Элоиза».
а) Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза / Пер. с франц. – М.: Худ. Лит-ра, 1968.
б) Руссо Ж.-Ж. Избр. соч. в 3-х т. Т.1 – М.,1961.
13. Эстетика английского романтизма: эстетические идеи Сэмюэля Кольриджа в работах «О прекрасном», «Определение поэзии», «О поэзии и искусстве».
Кольридж С.Т. Избранные труды. - М.: Искусство, 1987 (История эстетики в памятниках и документах).
14. Эстетические идеи Фридриха Шлегеля.
Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. – М.,1983.
15. Эстетика немецкого романтизма: цикл Новалиса (Фридриха фон Гарденберга)
«Вера и любовь, или король и королева».
а) Эстетика немецких романтиков. - М: Искусство, 1986 (История эстетики в памятниках и документах).
б) здесь же: статья и комментарий А.В. Михайлова «Эстетические идеи немецкого романтизма».
16. Эстетика немецкого романтизма: размышления Франца Баадера «Из дневников».
а) Эстетика немецких романтиков. - М: Искусство, 1986 (История эстетики в памятниках и документах).
б) здесь же: статья и комментарий А.В. Михайлова «Эстетические идеи немецкого романтизма».
17. Эстетика немецкого романтизма: Йозеф Гёррес и Клеменс Брентано о народной поэзии.
а) Эстетика немецких романтиков. - М: Искусство, 1986 (История эстетики в памятниках и документах).
б) здесь же: статья и комментарий А.В. Михайлова «Эстетические идеи немецкого романтизма».
18. Р. Вагнер об основных тенденциях и задачах искусства в работах «Искусство и революция», «Опера идрама», «Произведение искусства будущего».
а) Вагнер Р. Избранные работы. – Москва: Искусство, 1978 (История эстетики в памятниках и документах).
б) Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Р. Вагнера // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991.- С.275-315.
19. Эстетические взгляды А. Шопенгауэра.
Шопенгауэр А. Избр. произведения / Составитель И.О. Нарский. - М.: Просвещение, 1992.
20. Эстетическая мысль в России: воззрения на искусство П.Я. Чаадаева («Философические письма»).
Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х томах. Т.2. - М: Искусство, 1974.
21. Эстетическая мысль в России: работы С.П. Шевырева «О возможности найти единый закон изящного», «История поэзии», «Теория поэзии».
Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х гг. Т.2. - М.: Искусство, 1974.
22. Эстетическая мысль в России: Работа А.Ф. Мерзлякова «Теория изящных наук».
Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х тт. Т.1 - М.: Искусство, 1974.
23. Эстетическая мысль в России: Работы Н.И. Надеждина Н.И. «О современном направлении изящных искусств», «Лекции по теории изящных искусств».
Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х тт. Т.2 - М.: Искусство, 1974.
24. Эстетическая мысль в России: Работа Бахтина М.М. «Автор и герой в эстетической деятельности».
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества - М.: Искусство, 1979.
25. Критика современного состояния искусства в работе Ортега-и-Гассета «Дегуманизация искусства».
Самосознание европейской культуры 20 века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991.
26. Позиция М. Хайдеггера в работе «Исток художественного творения».
а) Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв.: Трактаты, статьи, эссе. - М.: МГУ, 1987. - с.264.
б) Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991.
27. Взгляды Гадамера Г.Г. в работах «Философия и поэзия», «Философия и литература», «Искусство и подражание» и «Актуальность прекрасного».
Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991 (серия: История эстетики в памятниках и документах).
28. Эстетические воззрения Антонио Банфи: работы «Эстетический дух», «Искусство и общество», «О жизни искусства», «Искусство и духовная жизнь».
Банфи А. Философия искусства. - М.: Искусство, 1989.
29. Проблема художественного творчества в философии фрейдизма.
а) Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв.: Трактаты, статьи, эссе. - МГУ, 1987. - с. 108.
б) Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры 20 века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991.
30. Эстетические представления Р. Ингардена: интерпретация музыкального искусства.
Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М: Искусство, 1962.
31. Проблемы музыки в творчестве Э. Ансерме.
а) Ансерме Э. Беседы о музыке. - Л., 1985.
б) Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. - М, 1986.
32. Рецензия на статью А.В.Михайлова « Архитектура как застывшая музыка».
Античная культура и современная наука. - М.: Наука, 1985. - с. 233.
33. Рецензия на статью А.Ф.Лосева «Основной вопрос философии музыки».
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1993.
34. Рецензия на статью В. Коновалова «Психотропная музыка».
Журнал «Техника-молодежи», 1991, №4, с. 38-41.
35. Рецензия на статью А.Ф.Лосева «Две необходимые предпосылки дляпостроения истории
эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины».
Эстетика и жизнь. Вып.6. - М., 1979. - с. 221-238.
36. Игровая концепция творчества: работа И. Хейзинги «Homo ludens. Опыт игрового элемента в культуре».
Самосознание европейской культуры 20 века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991. с. 23-54.
37. Эстетические начала культуры постмодерна: И.Хассан о природе постмодернизма.
Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – с. 113-123.
38. Проблема кризиса современного искусства: Микель Дюфрен и его идеи.
Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – с. 26-36.
39. Красота и искусство в эстетике Герберта Рида.
Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – с. 186-206.
40. Эстетика и проблемы народного творчества.
а) Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.,1971.
б) Гусев В. Е. Эстетика фольклора, Л., 1967.
в) Барток Б. Зачем и как собирать народную музыку / Пер. с венг. - М., 1959.
Рекомендации по выполнению контрольной работы.
Жанр «контрольной работы» студента заочной формы обучения своим назначением имеет следующее: подтвердить факт самостоятельной работы над дисциплиной и показать уровень ориентации в её предмете. В сфере гуманитарного образования высшей школы «контрольная работа» содержательно сродственна процедуре реферирования (от латинского refero – сообщаю) – небольшому сообщению о какой-либо «проблеме» или «идее». Поэтому, прежде всего, советую определиться с тем, о чем, собственно, будет идти речь в Вашей контрольной: о теоретической проблеме, которой занимается эстетика и, соответственно, обзоре существующих позиций по данному вопросу (обзорно-информационная работа), либо о концепции – как правило, это анализ первоисточника известного мыслителя или каких-либо принципиальных постулатов ученого, или, даже, целого направления, школы эстетического знания (тематико-аналитическая работа)? В первом случае, полезно иметь в виду, что Вам потребуется «перелопатить» ни одну, ни две и ни три умных книги, чтобы действительно разобраться с панорамой мнений; во втором – потребуется определенная смелость и зрелость, чтобы поработать «один на один» с первоисточником.
Но, в любом случае, – и это существенно! – необходимо помнить, что контрольная работа будет оцениваться как Ваша работа. А это значит, что, так или иначе, в её содержании должна быть представлена Ваша позиция в отношении того, о чем идет речь! Это обязательный элемент контрольной и комплексы тут абсолютно неуместны: постарайтесь кратко, но аргументировано обозначить, что Вам показалось наиболее ценным, актуальным и интересным; что, на Ваш взгляд, спорно, а может и архаично и почему; что оказалось профессионально значимым, а что – бесполезным. Не стесняйтесь и не поленитесь поразмышлять, в конце концов, нужно уважать себя и статус заведения, в котором Вы получаете высшее образование.
Кроме этого, обязательными разделами «контрольной работы» студента являются:
· Введение, где необходимо обосновать выбор темы, сформулировать цели и задачи работы, наметить логику и стратегию развития её содержания;
· Основной раздел, «содержательное ядро» контрольной, которое допустимо варьировать в аспекте оптимизации подачи материала: можно разделить его на главы, параграфы, но можно организовать и как единое пространство текста с продуманной артикуляцией абзацев;
· Заключение, где необходимо подвести итоги работы, сформулировать выводы, дать оценку того, что получилось и обоснование того, что не удалось (небесполезно вспомнить, о чем шла речь во введении!);
· Список использованной литературы, где необходимо указать не только цитируемые источники, но круг (перечень) всей учебной и дополнительной литературы, которой Вы пользовались в процессе написания контрольной; в библиографическом оформлении источника нужно указать, кроме автора и названия работы, его выходные данные: год, место издания и название издательства, объем;
· Содержание, которое должно отражать структуру контрольной и указать расположение разделов в тексте;
· Титульный лист, в котором должны быть указаны полные наименования учебного заведения, факультета, кафедры и специальности, город (место нахождения вуза, или его филиала), год написания работы, название дисциплины, по которой она написана (в соответствие с номинацией ГОС), полные фамилия, имя и отчество автора с указанием кода его группы; как правило, образец оформления титульного листа Вы сможете найти в библиотеке вуза.
Объем контрольной работы не должен превышать один печатный лист (около 24-25 машинописных листов формата А4); нумерация страниц сквозная; текст должен быть набран через 1-1,5 интервала; кегль шрифта 12-14``; параметры страницы стандартные (левое поле, учитывая переплет, желательно иметь в 3 сантиметра). В виде исключения, возможно предоставление контрольной работы в рукописной форме, но нужно иметь ввиду, что преподаватель оставляет за собой право вернуть подобную работу студенту, если её оформление будет вызывать затруднения в ходе проверки.
И последнее. Контрольная работа – это не только форма отчетности студента, но и показатель его творческой активности и уровня вхождения, проникновения в предмет и понимания дисциплины. Поэтому, нередко именно «контрольная» влияет на решение спорных ситуаций во время экзамена или зачета – является, своего рода, «страховкой» в нелепых и обидных моментах психологического стопора или отсутствия опыта «говорения» (человеческая природа многолика – кому-то проще сказать, чем написать, но справедливо и обратное!). Так или иначе, честно и хорошо выполненная контрольная работа – это первый шаг к записи в зачетной книжке.