Рекомендации по выполнению контрольной работы.

Темы для контрольных работ

Заочная форма обучения

составитель: кандидат философских наук,

профессор кафедры гуманитарных и общих дисциплин

В.Л. Круглов

1. Представление о назначении и сущности красоты в диалогах Платона «Пир» и «Федр».

Платон. Соч. в 4-х томах. Т.2. - М.: Мысль, 1993.

2. Аналитика Аристотелем эпоса и трагедии в трактате «Поэтика».

Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.4. - Мысль, 1989.

3. Представления о красоте в творчестве Плотина.

а) Плотин. Избр. трактаты: в 2-х т. – М.,1994.

б) Адо Пьер. Плотин или простота взгляда. – М.,1991.

4. Трактат Псевдо-Лонгина «О возвышенном»: традиции Платона и Аристотеля.

а) История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т.1. – М.,1962-1970.

б) Банфи А.Философия искусства. – М.,1989.

5. Главные фигуры и идеи византийской эстетики.

а) Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев: Путь к истине, 1991.

б) Медведев И.П. Византийский гуманизм 14-20 вв. - Л, 1976.

в) Византийские легенды. - Л., 1992.

6. Эстетические воззрения Августина Блаженного.

Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. - М.: Искусство, 1989.

7. Эстетика числа и ритма в эпоху Средневековья.

Философия искусства в прошлом и настоящем. - М.: Искусство, 1981. – с.67-123.

8. Эстетика в эпоху схоластики: на примере трактата Ульриха Страсбургского «О прекрасном».

а) История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.1. - М, 1962. - с.291-302.

б) Историко-философский ежегодник, 91. - М.: Наука, 1991. - с.5-18.

9. Эстетические идеи эпохи Возрождения: статус и назначение искусства в обществе.

а) Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетики Возрождения // Эстетика и жизнь. Вып.7. – М.,1982.

б) Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – 2-е изд. – М.,1982(1-е изд. – 1978).

10. Эстетика французского классицизма: Н. Буало, поэма «Поэтическое искусство» (1674).

а) Буало Н. Поэтическое искусство / Предисл. Н. А. Сигал. - М., 1957.

б) Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. - М., 1967. - с. 255—262.

11. Рецензия на статью Антуана Адана «Театр Корнеля и Расина».

Театр французского классицизма. Пьер Корнель. Жан Расин. – М.: Худ. лит-ра, 1970. – с. 5-18.

12. Эстетические принципы Ж.-Ж. Руссо: трактат «О влиянии искусств и наук на нравы» и роман «Юлия, или Новая Элоиза».

а) Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза / Пер. с франц. – М.: Худ. Лит-ра, 1968.

б) Руссо Ж.-Ж. Избр. соч. в 3-х т. Т.1 – М.,1961.

13. Эстетика английского романтизма: эстетические идеи Сэмюэля Кольриджа в работах «О прекрасном», «Определение поэзии», «О поэзии и искусстве».

Кольридж С.Т. Избранные труды. - М.: Искусство, 1987 (История эстетики в памятниках и документах).

14. Эстетические идеи Фридриха Шлегеля.

Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. – М.,1983.

15. Эстетика немецкого романтизма: цикл Новалиса (Фридриха фон Гарденберга)

«Вера и любовь, или король и королева».

а) Эстетика немецких романтиков. - М: Искусство, 1986 (История эстетики в памятниках и документах).

б) здесь же: статья и комментарий А.В. Михайлова «Эстетические идеи немецкого романтизма».

16. Эстетика немецкого романтизма: размышления Франца Баадера «Из дневников».

а) Эстетика немецких романтиков. - М: Искусство, 1986 (История эстетики в памятниках и документах).

б) здесь же: статья и комментарий А.В. Михайлова «Эстетические идеи немецкого романтизма».

17. Эстетика немецкого романтизма: Йозеф Гёррес и Клеменс Брентано о народной поэзии.

а) Эстетика немецких романтиков. - М: Искусство, 1986 (История эстетики в памятниках и документах).

б) здесь же: статья и комментарий А.В. Михайлова «Эстетические идеи немецкого романтизма».

18. Р. Вагнер об основных тенденциях и задачах искусства в работах «Искусство и революция», «Опера идрама», «Произведение искусства будущего».

а) Вагнер Р. Избранные работы. – Москва: Искусство, 1978 (История эстетики в памятниках и документах).

б) Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Р. Вагнера // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991.- С.275-315.

19. Эстетические взгляды А. Шопенгауэра.

Шопенгауэр А. Избр. произведения / Составитель И.О. Нарский. - М.: Просвещение, 1992.

20. Эстетическая мысль в России: воззрения на искусство П.Я. Чаадаева («Философические письма»).

Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х томах. Т.2. - М: Искусство, 1974.

21. Эстетическая мысль в России: работы С.П. Шевырева «О возможности найти единый закон изящного», «История поэзии», «Теория поэзии».

Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х гг. Т.2. - М.: Искусство, 1974.

22. Эстетическая мысль в России: Работа А.Ф. Мерзлякова «Теория изящных наук».

Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х тт. Т.1 - М.: Искусство, 1974.

23. Эстетическая мысль в России: Работы Н.И. Надеждина Н.И. «О современном направлении изящных искусств», «Лекции по теории изящных искусств».

Русские эстетические трактаты первой трети 19 века. В 2-х тт. Т.2 - М.: Искусство, 1974.

24. Эстетическая мысль в России: Работа Бахтина М.М. «Автор и герой в эстетической деятельности».

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества - М.: Искусство, 1979.

25. Критика современного состояния искусства в работе Ортега-и-Гассета «Дегуманизация искусства».

Самосознание европейской культуры 20 века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991.

26. Позиция М. Хайдеггера в работе «Исток художественного творения».

а) Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв.: Трактаты, статьи, эссе. - М.: МГУ, 1987. - с.264.

б) Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991.

27. Взгляды Гадамера Г.Г. в работах «Философия и поэзия», «Философия и литература», «Искусство и подражание» и «Актуальность прекрасного».

Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991 (серия: История эстетики в памятниках и документах).

28. Эстетические воззрения Антонио Банфи: работы «Эстетический дух», «Искусство и общество», «О жизни искусства», «Искусство и духовная жизнь».

Банфи А. Философия искусства. - М.: Искусство, 1989.

29. Проблема художественного творчества в философии фрейдизма.

а) Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв.: Трактаты, статьи, эссе. - МГУ, 1987. - с. 108.

б) Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры 20 века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991.

30. Эстетические представления Р. Ингардена: интерпретация музыкального искусства.

Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М: Искусство, 1962.

31. Проблемы музыки в творчестве Э. Ансерме.

а) Ансерме Э. Беседы о музыке. - Л., 1985.

б) Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. - М, 1986.

32. Рецензия на статью А.В.Михайлова « Архитектура как застывшая музыка».

Античная культура и современная наука. - М.: Наука, 1985. - с. 233.

33. Рецензия на статью А.Ф.Лосева «Основной вопрос философии музыки».

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1993.

34. Рецензия на статью В. Коновалова «Психотропная музыка».

Журнал «Техника-молодежи», 1991, №4, с. 38-41.

35. Рецензия на статью А.Ф.Лосева «Две необходимые предпосылки дляпостроения истории
эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины».

Эстетика и жизнь. Вып.6. - М., 1979. - с. 221-238.

36. Игровая концепция творчества: работа И. Хейзинги «Homo ludens. Опыт игрового элемента в культуре».

Самосознание европейской культуры 20 века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991. с. 23-54.

37. Эстетические начала культуры постмодерна: И.Хассан о природе постмодернизма.

Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – с. 113-123.

38. Проблема кризиса современного искусства: Микель Дюфрен и его идеи.

Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – с. 26-36.

39. Красота и искусство в эстетике Герберта Рида.

Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г.Яковлева. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – с. 186-206.

40. Эстетика и проблемы народного творчества.

а) Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.,1971.

б) Гусев В. Е. Эстетика фольклора, Л., 1967.

в) Барток Б. Зачем и как собирать народную музыку / Пер. с венг. - М., 1959.

Рекомендации по выполнению контрольной работы.

Жанр «контрольной работы» студента заочной формы обучения своим назначением имеет следующее: подтвердить факт самостоятельной работы над дисциплиной и показать уровень ориентации в её предмете. В сфере гуманитарного образования высшей школы «контрольная работа» содержательно сродственна процедуре реферирования (от латинского refero – сообщаю) – небольшому сообщению о какой-либо «проблеме» или «идее». Поэтому, прежде всего, советую определиться с тем, о чем, собственно, будет идти речь в Вашей контрольной: о теоретической проблеме, которой занимается эстетика и, соответственно, обзоре существующих позиций по данному вопросу (обзорно-информационная работа), либо о концепции – как правило, это анализ первоисточника известного мыслителя или каких-либо принципиальных постулатов ученого, или, даже, целого направления, школы эстетического знания (тематико-аналитическая работа)? В первом случае, полезно иметь в виду, что Вам потребуется «перелопатить» ни одну, ни две и ни три умных книги, чтобы действительно разобраться с панорамой мнений; во втором – потребуется определенная смелость и зрелость, чтобы поработать «один на один» с первоисточником.

Но, в любом случае, – и это существенно! – необходимо помнить, что контрольная работа будет оцениваться как Ваша работа. А это значит, что, так или иначе, в её содержании должна быть представлена Ваша позиция в отношении того, о чем идет речь! Это обязательный элемент контрольной и комплексы тут абсолютно неуместны: постарайтесь кратко, но аргументировано обозначить, что Вам показалось наиболее ценным, актуальным и интересным; что, на Ваш взгляд, спорно, а может и архаично и почему; что оказалось профессионально значимым, а что – бесполезным. Не стесняйтесь и не поленитесь поразмышлять, в конце концов, нужно уважать себя и статус заведения, в котором Вы получаете высшее образование.

Кроме этого, обязательными разделами «контрольной работы» студента являются:

· Введение, где необходимо обосновать выбор темы, сформулировать цели и задачи работы, наметить логику и стратегию развития её содержания;

· Основной раздел, «содержательное ядро» контрольной, которое допустимо варьировать в аспекте оптимизации подачи материала: можно разделить его на главы, параграфы, но можно организовать и как единое пространство текста с продуманной артикуляцией абзацев;

· Заключение, где необходимо подвести итоги работы, сформулировать выводы, дать оценку того, что получилось и обоснование того, что не удалось (небесполезно вспомнить, о чем шла речь во введении!);

· Список использованной литературы, где необходимо указать не только цитируемые источники, но круг (перечень) всей учебной и дополнительной литературы, которой Вы пользовались в процессе написания контрольной; в библиографическом оформлении источника нужно указать, кроме автора и названия работы, его выходные данные: год, место издания и название издательства, объем;

· Содержание, которое должно отражать структуру контрольной и указать расположение разделов в тексте;

· Титульный лист, в котором должны быть указаны полные наименования учебного заведения, факультета, кафедры и специальности, город (место нахождения вуза, или его филиала), год написания работы, название дисциплины, по которой она написана (в соответствие с номинацией ГОС), полные фамилия, имя и отчество автора с указанием кода его группы; как правило, образец оформления титульного листа Вы сможете найти в библиотеке вуза.

Объем контрольной работы не должен превышать один печатный лист (около 24-25 машинописных листов формата А4); нумерация страниц сквозная; текст должен быть набран через 1-1,5 интервала; кегль шрифта 12-14``; параметры страницы стандартные (левое поле, учитывая переплет, желательно иметь в 3 сантиметра). В виде исключения, возможно предоставление контрольной работы в рукописной форме, но нужно иметь ввиду, что преподаватель оставляет за собой право вернуть подобную работу студенту, если её оформление будет вызывать затруднения в ходе проверки.

И последнее. Контрольная работа – это не только форма отчетности студента, но и показатель его творческой активности и уровня вхождения, проникновения в предмет и понимания дисциплины. Поэтому, нередко именно «контрольная» влияет на решение спорных ситуаций во время экзамена или зачета – является, своего рода, «страховкой» в нелепых и обидных моментах психологического стопора или отсутствия опыта «говорения» (человеческая природа многолика – кому-то проще сказать, чем написать, но справедливо и обратное!). Так или иначе, честно и хорошо выполненная контрольная работа – это первый шаг к записи в зачетной книжке.

Наши рекомендации