Тема 1. Многообразие бытия науки. Наука как объект познания
Цель и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины – сформировать умения и навыки теоретико-методологического анализа конкретно-научных проблем с учетом социокультурного контекста и истории развития научных идей и методов.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач учебной дисциплины:
Итогом дисциплины должно стать:
- углубление знаний обучающихся относительно науки как особой сферы деятельности и активизация их творческих способностей в познании социальной реальности;
- формирование системного видения развития научной мысли, возникновения познавательных проблем, подходов к их решению, тенденций и закономерностей развития науки как специфической деятельности и научного знания;
- осмысление различных моделей, теорий и подходов научного познания, особенностей современной науки, ее методологии, функций, внутренней структуры и трендов развития;
- формирование исследовательских навыков.
Дисциплина «Методология и история науки» относится к базовой части магистерской программы «Коммуникативное пространство современного мегаполиса».
Изучение данной дисциплины обеспечивает обучающихся знаниями и умениями необходимыми при написании магистерской диссертации, развивает научную рефлексию и способствует их становлению как профессионалов.
Дисциплина базируется на имеющихся к этому времени у обучающихся в магистратуре общетеоретических представлениях о специфике научного знания и методологии научного познания, полученных из курсов философии и истории философии, логики, истории социологии, методологии и методики социологических исследований, а также опыте научной работы, сформировавшемся в ходе подготовки курсовых и дипломных работ.
Курс направлен на подготовку магистров к самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Освоение компетенций, формируемых данной дисциплиной, позволяет продолжить изучение следующих дисциплин магистерской программы: «Методология научного исследования», «Научные теории социального прогнозирования», «Теоретические подходы к конструированию социологического исследования».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины обеспечивает формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
- способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОПК-4);
- способности к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОПК-6);
- способности и умения самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1).
Содержание учебной дисциплины и задания для самостоятельной работы
Тема 1. Многообразие бытия науки. Наука как объект познания
Понятие науки. Наука как система знаний, как процесс получения новых знаний, как социальный институт и как особая сфера культуры. Наука в системе мировоззрений. Философские основания науки. Социальные факторы формирования и развития науки.
Наука как объект изучения. История науки, философия науки, социология науки: особенности предмета и метода, основные концепции. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки. Два подхода в историографии науки: интернализм и экстернализм.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Критерии научного знания.
2. Содержание и специфика научного познания.
3. Признаки науки как социального института.
4. Виды философских оснований науки.
5. Специфика предмета истории науки, философии науки и социологии науки.
Задания для самостоятельной работы:
1. Проанализировать проблематику исследований науки, проводимых К. Поппером, И. Лакатосом, Т. Куном, П. Фейерабендом, М. Полани. Результаты тезисно зафиксировать в таблице, указав фамилии ученых и их годы жизни, основные исследуемые проблемы, заключения по ним, основные труды и даты их выхода.
2. Подготовить эссе, раскрывающее философские основания одной из отраслей научного знания.
Возможные темы докладов:
1. Становление и развитие теоретического осмысления научной деятельности.
2. Постпозитивистская философия науки о ее сущности, назначении, методологии.
Основная литература:
1. Ильин В.В. Философия и история науки. Учебник. - 2-е изд., доп. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. Главы 2, 3.
2. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги столетия: Учеб. пособие. М., 2000. Часть 2. Глава 2.1.
3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов-н/Д., 1999. Главы 1, 11.
Дополнительная литература:
1. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/leshk/index.php
2. Порус В. Н. Философия науки: современные интерпретации // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 128-143. http://vovr.ru/upload/5-06.pdf
3. Стёпин В.С. История и философия науки. М., 2011. Глава 1.