МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЧТЕНИЮ ПЕРВОИСТОЧНИКА. Преподаватель – к. филос
Учебный год, 3 семестр
Преподаватель – к. филос. н., доцент Хохлова Елена Ивановна
Виды заданий и количество баллов по БРС:
1) Ответы на семинарских занятиях – 10 занятий всего, от 0 до 3 баллов за активную работу на семинаре;
2) Чтение первоисточника по философии, конспект и устное собеседование – 8 баллов (список первоисточников прилагается);
3) Составление словаря философских терминов и ответы на вопросы по словарю – 6 баллов;
4) Заполнение таблиц по истории философии (письменно) – тритаблицы по 8 баллов (сумма – 24 балла), образцы таблиц прилагаются;
5) Конспекты лекций по философии – до 10 баллов.
В качестве возможного добора баллов (в случае, если суммарный балл студента в течение семестра ниже 40 баллов – чтение дополнительного первоисточника и собеседование).
Список первоисточников по философии
(факультет экономики и управления, 2 курс, 2012-2013 учебный год)
Составитель – к. филос.н., доц. Хохлова Е.И.
1. Камю А. Бунтующий человек.
2. Камю А. Миф о Сизифе.
3. Фрейд З. Я и Оно.
4. Фромм Э. Иметь или быть?
5. Булгаков С.Н. Философия хозяйства.
6. Гадамер Х.-Г. Истина и метод.
7. Ницше Ф. Антихристианин.
8. Ницше Ф. Генеалогия морали.
9. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм.
10. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.
11. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря.
12. Кун Т. Структура научных революций.
13. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека.
14. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра.
15. Лосский Н.О. Характер русского народа.
16. Бубер М. Я и Ты.
17. Ясперс К. Истоки истории и ее цель.
18. Кьеркегор С. Страх и трепет.
19. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни.
20. Юнг К.-Г. Архетип и символ.
21. Фрейд. З. По ту сторону принципа удовольствия.
22. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.
23. Маркузе Г. Эрос и цивилизация.
24. Бодрийар Ж. Америка.
25. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.
26. Тоффлер Э. Третья волна.
27. Бергсон А. Творческая эволюция.
28. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике.
29. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального.
30. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.
31. Лосев А.Ф. Философия имени.
32. Фрейд. Тотем и табу.
33. Бодрийар Ж. Прозрачность зла.
34. Хайдеггер М. Ницше и пустота.
35. Поппер К. Открытое общество и его враги.
(Студент сам может предложить преподавателю первоисточник для прочтения, но обязательно должен согласовать свой индивидуальный выбор с преподавателем).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЧТЕНИЮ ПЕРВОИСТОЧНИКА
При самостоятельной работе студентов изучающих историю и проблемы философии могут возникнуть объективные трудности, связанные со спецификой философского знания.
Первой и наиболее существенной трудностью является адекватность понимания конкретного философского текста и философской системы в целом. Эта трудность наиболее очевидна для удаленных во времени от нас философских систем и связана с тремя причинами:
- слабым знакомством с мировоззренческим контекстом, в котором формировалась философская система;
- терминологическим разночтением;
- преобладанием в сознании читателя собственного временного, ценностного, терминологического контекста.
Второй трудностью при изучении истории философии может стать необходимость формирования целостного представления о философской системе на основании отдельных, иногда незаконченных или фрагментально сохранившихся философских произведений.
Наконец третьей существенной трудностью при изучении философии выступает необходимость рассматривать всю историю философии как единый, взаимосвязанный процесс, а не как мозаику из обособленных мнений. История философии, как говорил Гегель – это “галерея героев мыслящего разума”, которые проникали все глубже в сущность вещей и добывали величайшие сокровища – знания. Поэтому история философии должна изучаться как внутренне необходимое, последовательное, поступательное движение мысли.
Каким образом можно преодолеть эти затруднения? Каких методов следует придерживаться при самостоятельном изучении философии?
Первой методологической рекомендацией при изучении философии самостоятельно служит установление культурно-исторической ситуации, в которой формировалось мировоззрение философа. Безусловно, можно констатировать наличие определенной взаимосвязи между структурой жизни конкретного общества и структурой мировоззрения этого общества, структурой мировоззрения и особенностями философской системы, им вырабатываемой. Определенный образ жизни накладывает отпечаток на мышление живущих, диктует те или иные принципы мышления. Для того чтобы адекватно понять философскую систему, необходимо как можно более детально представить контекст – временной, политический, культурный, ее создания. Соотношение между этими тремя категориями, социально-культурной ситуацией, мировоззрением и особенностями философии, опосредованно, но оно, несомненно, присутствует.
Второй методологической рекомендацией является следующая – для создания целостного представления о системе философских взглядов конкретного философа необходимо придерживаться двух взаимодополняемых принципов. Во-первых, определить круг вопросов, интересуемых философа, уяснить себе особенности этих вопросов. Во-вторых, определить позиции автора в ответе на основной вопрос философии, и его взгляды по центральным разделам философского знания.
Наконец, третьей методологической рекомендацией следует считать необходимость знакомства с философскими текстами.
Изучение истории философии, даже самое поверхностное, не может обойтись без знакомства с самими философскими текстами. Существует несколько методик работы с этими текстами, мы остановимся на принципах самого поверхностного, предварительного чтения философского текста. Критерием предварительного понимания философского источника может считаться готовность ответить на два общих вопроса – “о чем говорится в философском произведении” и “почему философ придерживается этой точки зрения”. Ответы на эти вопросы позволяют понять основное содержание философского текста, форму его написания, логику и аргументацию автора.
Для ответа на эти общие вопросы, при знакомстве с текстом необходимо последовательно определить:
- время и условия создания философского произведения,
- его структуру и тематику,
- главную проблему, поднимаемую автором,
- последовательность размышлений философа над этой проблемой,
- основные тезисы, или утверждения автора.
Нужно иметь в виду, что при чтении философского текста убыстренный темп представляется малоэффективным, равно как и слишком медленное, постоянно возвращающееся назад чтение. Оптимальным является неспешное, вдумчивое чтение и со размышление автору над поставленной им проблемой.
Экзаменационные вопросы по курсу «ФИЛОСОФИЯ»
для студентов 2 курса факультета экономики и управления, 2012– 2013 учебный год
Составитель – к. филос. н., доц. Хохлова Е.И.
1. Мировоззрение и его структура.
2. Предмет и функции философии
3. Исторические типы мировоззрения.
4. Структура философского знания.
5. Основной вопрос философии и классификация философских направлений.
6. Философия и наука, философия и искусство: общее и особенное.
7. Специфика философского осмысления человека.
8. Образы человека в истории философии.
9. Проблема познания в истории философской мысли.
10. Основные формы познания.
11. Проблема истины. Истина и заблуждение.
12. Структура знания. Знание и вера.
13. Специфика и уровни научного познания.
14. Методы и формы научного познания.
15. Роль парадигм в науке (концепция развития науки Т. Куна).
16. Понятие общества в философии. Основные подходы к изучению общества.
17. Общество как исторический процесс. Проблемы философии истории.
18. Общество как мир культуры. Проблемы философии культуры.
19. Современные проблемы общественного развития: философские аспекты осмысления.
20. Проблема определения сущности сознания в философии. Основные подходы к осмыслению сознания в философии.
21. Проблема бытия в философии. Основные формы бытия.
22. Проблема материи в философии.
23. Пространство и время, движение и развитие.
24. Этапы развития античной философии.
25. Философские идеи досократиков (Милетская школа, Элейская школа, Пифагорейский союз, Гераклит Эфесский).
26. Философское учение атомистов (Левкипп, Демокрит).
27. Философские воззрения софистов и Сократа.
28. Философская система Платона.
29. Философское учение Аристотеля.
30. Философские учения поздней античности (стоицизм, скептицизм, эпикурейство, неоплатонизм).
31. Патристика. Учение Аврелия Августина.
32. Схоластика. Учение Фомы Аквинского.
33. Общая характеристика философии Ренессанса: основные идеи и представители.
34. Общая характеристика философии Нового времени: основные идеи, направления и представители.
35. Проблема субстанции в учениях философов Нового времени.
36. Проблема познания в философии Нового времени.
37. Общая характеристика философии Просвещения: основные идеи, представители.
38. Французский материализм XVIII века. Основные идеи и представители.
39. Философские воззрения Вольтера.
40. Философские идеи Ж.-Ж. Руссо.
41. Немецкая классическая философия. Учение И. Канта.
42. Система и метод философии Г. Гегеля.
43. Антропологический материализм Л.-А. Фейербаха.
44. Марксистская философия: основные идеи, представители.
45. Возникновение и особенности постклассической философии второй половины XIX – XX веков.
46. Философское учение А. Шопенгауэра.
47. Философские идеи С. Кьеркегора.
48. «Философия жизни» в воззрениях Ф. Ницше.
49. Прагматизм: основные идеи, представители.
50. Экзистенциализм: основные идеи, представители.
51. Фрейдизм (З. Фрейд, К.-Г. Юнг).
52. Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм).
53. Позитивизм: этапы развития, основные идеи, представители.
54. Герменевтика: основные идеи, представители.
55. Русская философия: этапы развития, основные идеи, представители.
56. Западничество и славянофильство как направления русской философской и общественно-политической мысли.
57. «Философия всеединства» В.С. Соловьева.
58. Философские воззрения Н.А. Бердяева.
Словарь философских терминов
1. агностицизм
2. аксиология
3. альтруизм
4. аморализм
5. анамнезис
6. антропология
7. антропоцентризм
8. антропоморфизм
9. апейрон
10. аскетизм
11. архетип
12. атеизм
13. волюнтаризм
14. гедонизм
15. генезис
16. герменевтика
17. гносеология
18. гуманизм
19. дедукция
20. деизм
21. детерминизм
22. диалектика
23. дуализм
24. идеализм
25. индивидуальность
26. индивид (индивидуум)
27. индукция
28. интеллект
29. интуиция
30. иррационализм
31. катарсис
32. космология
33. космоцентризм
34. креационизм
35. личность
36. майевтика
37. материализм
38. материя
39. метафизика
40. метод
41. мировоззрение
42. монизм
43. натурфилософия
44. нигилизм
45. номинализм
46. онтология
47. оптимизм
48. пантеизм
49. парадигма
50. патристика
51. пессимизм
52. плюрализм
53. провиденциализм
54. рационализм
55. реализм
56. релятивизм
57. сенсуализм
58. синкретизм
59. скептицизм
60. солипсизм
61. субстанция
62. сублимация
63. схоластика
64. сциентизм
65. танатология
66. теизм
67. теодицея
68. толерантность
69. утилитаризм
70. фатализм
71. эвдемонизм
72. эгоизм
73. эвтаназия
74. экзистенция
75. эмпиризм
76. эстетика
77. этика
Рекомендуется составить письменный словарь философских терминов на основе использования справочных материалов по философии
Таблицы по истории философии (образцы)
(заполняется письменно в тетради)
1. Классическая философия | ||||||||||
ПЕРИОД | ФилософКраткая биографическая справка | Онтологичес-кие представления взгляды на мир, его происхожд-ение, строение и законы | Гносеологии-ческие взгляды размышления о познании, его методах и целях | Антропо-логия Представ-ления о человеке, его происхож-дении, сущности и предназна-чении | Социаль-но Философ-ские взгляды Размышле-ния об обществе, его происхож-дении, социальной справедл-ивости | |||||
АНТИЧНОСТЬ | Милеет-ская школа (Фалес, Анакси-мен, Анакси-мандр.) | Размышления о первооснове мира, космогония | Происхож-дение человека | |||||||
Элейская школа (Ксено-фан, Зенон, Мелисс) | Проблема соотношения единого и множествен-ного, бытия и небытия, взгляды на проблему движения | Соотношение истинного знания и мнения | ||||||||
Школа атоми-стов (ЛевкиппДемок-рит) | Понятие атома, виды атомов, их качество | Принципы познания | Представ-ления о душе человека | |||||||
Пифаг, пифаго-рейский союз | Космогония, теория двух миров, учение о числе, фигуре и гармонии | Познание как путь к освобожд-ению души из материального плена, методы познания | Учение о перерождении души | Принципы устрой-ства идеального государ-ства | ||||||
Пифаг, пифаго-рейский союз | Космогония, теория двух миров, учение о числе, фигуре и гармонии | Познание как путь к освобожд-ению души из материального плена, методы познания | Учение о перерождении души | Принципы устрой-ства идеального государ-ства | ||||||
Гераклит Эфес-ский | Космология, учение о логосе и вечном движении, об огне как сущем мира | Принципы и цели познания | ||||||||
СофистыГоргий, ПротагорГиппий; Фрази-ах, Критий, Алкидам | Относительность знания, субъектив-ость истины. Разработка «софистичес-ких методов спора» | Человек – мера всех вещей | Относи-тельность понятия «доброд-етель» и «справед-ливость» | |||||||
Сократ | Истниа и добро как онтологические характери-стики Сократовский «деймон» | Маевтика как метод сократических диалогов, диалектика, единство знания и добродетели | Человек как центр философии | |||||||
Платон | Учение об идеях онтологический статус идеи, соотношение мира идей и мира вещей, иерархия идей | Учение об идеях – гносеологичес-кий статус идеи. Учение о познании как припоминании (образ пещеры) | Трактовка души как идеи – её эволюция, части, виды | Учение о государст-ве: три класса в идеальном государст-ве и их функции, семья и собствен-ность, воспита-ние | ||||||
Аристо-тель | Первая материя и её чувственно воспринимаемые первоформы, категории «форма» и «материя», их соотношение в реальном бытии, источник движения, виды движения, его причины | Чувственное познание, его этапы, полная и неполная индукция, полное познание через восприятие формы, законы формальной логики, категории | Соотношение в человеке души и тела, три уровня души, виды доброде-тели, понятие блага, счастья | Человек и виды его общения, общество и государст-ва, собствен-ность, понятие «гражд-нин», деление граждан на имущест-венные группы, формы государст-венного устрой-ства | ||||||
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ | Августин Блажен-ный | Обоснование креационизма, теория «зародышевых форм», длящийся акт творения, размышления о сущности и происхождении времени | Чувственное познание его сильные и слабые стороны, место сомнения в познании, теория иллюминации, вера, её значение для человека, роль разума, значение чувств, воли по отношению к вере | Трактовка человека как единства души и тела, их соотноше-ние, свободная воля, смысл жизни как обретение счастья и его трактовка | Новая парадигма истории, шесть историче-ских эпох, два рода любви как факторы, созидаю-щие Грады. Внутрен-ний смысл истории и его отноше-ние к историчес-ким фактам. | |||||
Ансельм Кентер-берий-ский | Логическое и онтологическое доказатель-ство бытия Бога, аргументы реалистов в споре об универсалиях | Логика как орудие теологии, соотношение знания и веры, | ||||||||
Пьер Абеляр | Аргументы номиналистов в споре об универсалиях | Различение именующей и обозначающей функций термина, соотношение знания и веры | Самопоз-нание как путь к доброде-тели, моральная роль намерения | |||||||
Фома Аквин-ский | Пять апостериорных доказательств бытия Бога, трактовка акта творения, тварное бытие как единство и различие сущности существования, различная степень актуализации материи и формы, их родовая и индивидуальная функции, иерархия материи и формы в тварном бытии | Ступени опытного познания, трактовка познания как интеллекту-ального восприятия формы, соотношение знания и веры | Душа как животво-рящая форма, три вида душ, трактовка личности как нерастор-жимого единства души и тела | Теория «естественного закона» | ||||||
Николай Кузанский | Учение об абсолюте как совпадении противополож-ностей максимума и минимума, единого и бесконечного, отрицательная теология, мир как теофания, а Бог –стяженное всеединство, учение о бесконечности вселенной и отсутствии в ней центра, части мира и их взаимоотноше-ния | «Ученое незнание» как осознание своего незнания и бесконечное приближение к истине, методы и этапы познания | Человек как потенции-альная полнота целого | |||||||
Джордано Бруно | Учение о космосе как абсолюте, его бесконечности и множествен-ности в нем населенных миров, взгляды на соотноше-ние материи и формы | Критика теологии | Человек как природное и конечное существо, смысл жизни | |||||||
Ф. Бэкон | Материя, как исходное, хаотическое начало мира | Классификация наук и предмет философии, решение вопроса об отношении теологии к философии, концепция «двух истин», учение об «идолах» человеческого интеллекта, разработка эмпирико-индуктивного метода познания, эксперимент как основание исследователь-ской работы, виды опытов «светоносные» и «плодоносные» | «Новая Атланти-да» как социальная утопия | |||||||
Р. Декарт | Постулирование Бога как результат методологи-ческого сомнения, место этого понятия в метафизике, две независимые субстанции, материаль-ные частицы, их характерис-тики, представле-ние о механическом движении, теория вихреобраз-ного зарождения вселенной и жизни | «Методическое сомнение» и принцип «панлогизма», правила для руководства ума, соотношение опыта и интеллектуальной интуиции | Человек как сложный механизм, его части, функции, соотноше-ние тела и души, рефлексы, «страсти» и разум | |||||||
Б. Спиноза | «Бог – природа – субстанция» как основная формула онтологии, модусы и атрибуты субстанции, природа творящая и природа сотвореннаязакономер-ность и фатализм | Методы и уровни познания | Человек как модус двух атрибутов проблема воли и учение об аффектах, учение о свободе человека | Понятие закона, функции власти, цели государст-венного объедине-ния | ||||||
Г.В. Лейбниц | Метафизика как учение о Боге и субстанции, субстанция-монада как духовная единица бытия, характерис-тики монад, закон предуста-новленной гармонии, теодицея | Принцип рационалисти-ческой методологии, логические законы тождества, противоречия, достаточного основания, истины разума и истины факта | Учение о сознании, перцепции и апперце-пции, проблема свободы воли | |||||||
Д. Локк | Учение о субстанции и Боге, первичные и вторичные качества | Критика представлений о врожденности идей, внешний и внутренний опыт, виды знания: интуитивное, демонстратив-ное, сенситивное | Теория «начальной гармонии» в человеческом обществе «войне всех против всех» и «гражданском обществе», цель возникновения государства, делегирование прав, функции и виды власти | |||||||
Д. Беркли | Обоснование существования мира непосредственно в восприятии субъекта, критика общих понятий и в частности «материи», развитие тезиса о том, что человек имеет не восприятие единой вещи, а совокупность определенных ощущений, определение Бога как объективно существующего источника восприятий, место других субъектов в восприятии «Я» | |||||||||
Д. Юм | Определение субстанции как психологической привычки, природы как суммы идей в человеческом сознании, принципиальная неопределенности источника наших впечатлений, вопроса о существовании Бога и других субъекта, причинно-следственных отношений | Аргумен-ты агности-цизма | Интерпре-тация психики человека как потока пережива-ний | |||||||
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ | И. Кант | Естественнонаучные взгляды докритического периода, теория Канта-Лапласа. Определение истинного бытия как «вещи в себе», принцип образования в субъекте мира феноменов, понятие и структура «трансцендентального субъекта» - восприятие и пространственно-временная схема, рассудок и схема категорий, разум и синтетическое единство трансцендентальной апперцепции | Категорический императив, три условия нравственности, нравственность и счастье | Цель и закономерность исторического развития, человек как активный субъект исторического процесса |
Г. Гегель | Реальный мир как проявление Абсолютного духа, тождественности бытия и мышления, три этапа саморазвития (самопознания) Абсолютного духа: самотождествен-ность, инобытие, самотождествен-ность в ином | Познание как самораскрытие истины, диалектическая триада, единство законов развития и познания, три закона диалектики | Смысл и цель всемирной истории, государство и его функционирование, сословия и их характеристики | |
Л.А. Фейе-рбах | Развитие тезиса «бытие – субъект, мышление – предикат» | Учение о человеке как псхо-физиологическом существе, учение о единстве и взаимосвязи «Я» и «Ты» | ||
К. Маркс, Ф. Энг-ельс, В. Ленин | Представление о материи, тезис о материальном единстве мира, материя и движение, основные формы движения материи и их взаимосвязь, материя и сознание, Определение сознания как результата процесса отражения, материалистичес-кая диалектика | Характерис-тика процесса познания, понятие практики, формы и функции практики, учение об истине, принцип конкретнос-ти истины | Материалистическое понимание истории, общественное бытие и общественное сознание, их соотношение, способ производства, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, учение об общественно - экономической формации, учение о социальной революции, базис и надстройка, теория отчуждения |
(В заполненных столбцах таблицы номер 1 представлено примерное содержание того материала, который должен быть вписан).
Таблица № 2 – Постклассическая философия (см. ниже).
Таблица №3 – Русская философия (будет представлена студентам на семинарском занятии №1).
Постклассическая философия
Направление и представители (Временные рамки существования направления, годы жизни философов) | Категории (раскрыть значение перечисленных категорий и специфику их употребления) | Идеи (основные положения учения) | |
ИРРАЦИОНАЛИЗМ | Предэкзистенциализм – С. Кьеркегор | Существование, страх, трепет, грех, вина, страдание, субъективная диалектика, или-или, скачек, свободный выбор, три стадии экзистенции. | |
Иррационализм – А. Шопенгауэр | Закон достаточного основания, мир, воля, представление, этика | ||
«Философия жизни»: Ф.Ницше, А.Бергсон. | Жизнь, воля к власти, жизненный порыв, поток переживаний, понимание, вчувствование, вживание, сверхчеловек, вечное возвращение, душа культуры, прафеномен, длительность. | ||
Экзистенциализм: М. Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю. | Экзистенция, смысл, существование, система, бытие-между, сущность, укорененность, интенциональное бытие, страх, экзистенциальная тревога, тошнота, скука, абсурд, вовлеченность (ангажированность). | ||
СЦИЕНТИЗМ | Первый позитивизм (классический): О.Конт, Дж.С.Милль, Г. Спенсер. | Позитивная и негативная наука. Закон трех стадий. Согласие, солидарность, гармония. Закон всеобщей эволюции. «Социальный агрегат», прогресс, регресс. | |
Второй позитивизм (эмпириокритицизм): Э.Мах, Р. Авенариус. | Субьект-объект-среда. Принципиальная координация. Теория «интроекции». «Чистый опыт». «Принцип наименьшей меры сил». Элементы мира: психическое, физическое, ощущение, материя, пространство, время. | ||
Неопозитивизм: Витгенштейн, Карнап, Рассел, Поппер, Кун. | Язык науки, принцип верификации, истина, атомарные высказывания, протокольные высказывания. Принцип фальсификации. Принцип верификации. Физикализм. | ||
Герменевтика: Х.-Г. Гадамер, П. Рикер | Герменевтический круг, понимание, смысл, интерпретация, традиция, предпонимание, авторитет, предрассудок, горизонт понимания. | ||
Структурализм: К. Леви-Стросс. | Структурный анализ, структура, бинарные оппозиции. | ||
АНТРОПОЛОГИЗМ | Психоаналитическая философия: З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фром, К.Хорни | Либидо, сознание, подсознание, бессознательное, Я, Оно, Сверх Я, сублимация. Коллективное бессознательное, архетип. Иметь – быть, бегство от свободы, экзистенциальная фрустрация. | |
Философская антропология: М. Шелер, Х.Плеснер, А. Гелен |