Специфика научного познания
Термин гносеология происходит от греческих слов γνώσις - знание, и λόγος- учение. Гносеология - раздел философии, изучающий познавательную деятельность человека. Особое значение для гносеологии имеет вопрос о познаваемости мира. Основные категории: познание, истина, чувственное, рациональное и т.д.
Субъект познания - это носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности. Субъектом познания могут быть: индивид, коллектив, общество в целом. Общество считается универсальным субъектом, в котором объединены субъекты всех других уровней. Объект - это то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека. Понятия субъект и объект относительны: то, что в одном отношении выступает как объект, в другом отношении может быть субъектом и наоборот.
Обычно выделяют следующие формы познания: обыденное, научное, хзудожественное, религиозное, мистическое, эзотерическое и др. Каждая из них имеет свою специфику, но в то же время они объединены общими гносеологическими категориями: истины, знания, веры и др. Каждая из этих форм незаменимы и необходимы для полноты познавательного процесса.
Цель познания – истина. Поэтому большинство проблем теории познания концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее. В истории философии сложились несколько концепций истины. 1. Онтологическая. Истина — это то, что есть. 2. Гносеологическая. Истина — это соответствие знаний действительности. 3. Позитивистская. Истина — это опытная подтверждаемость. Истина то, что реально проверяемо на практике. 4. Прагматическая. Истина — это полезное знание. Истина – это то, что приносит практический успех. 5. Конвенциональная. Истина — это соглашение.
Истина одновременно субъективна и объективна, абстрактна и конкретна, относительна и абсолютна.
Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины. Ложь - намеренное искажение истины.
Выделяют две формы познания: чувственную и рациональную. Чувственное познание (живое созерцание) основано на данных органов чувств. Выделяют следующие формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущения фикципуют отдельные качества (форму, цвет, вкус и пр.) отображаемого объекта. Восприятие — это целостный чувственный образ предметов. Восприятие существует как форма активного синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, неразрывно связанная с другими познавательными действиями. Представление — это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.
Рациональное познание осуществляется посредством мышления. Мышление — это активный процесс деятельности сознания. Он действует на уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание. Мышление состоит из двух уровней: рассудок и разум. Рассудое – это способность мышления расчленять, описать результаты чувственного опыта. Разум – способность проникать в сущность вещей, чвлений, процессов, раскрыть их внутренние законы развития.
Рассудочное мышление осуществляется в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности. Суждение — это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо.
Умозаключение — это форма мысл в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием.
Специфика научного познания
Существуют множественно форм познания: научное, художественное, религиозное, обыденное, мистическое и др. Наука отличается от других сфер духовной деятельности тем, что когнитивная составляющая в ней является доминантной. Наука – это сфера человеческой деятельности, которая направлена на получение объективных знаний о мире. Особенности науки: объективность, рациональность, методологичность, рефлексивность, достоверность и др..
Бурное развитие научного знание привело к возникновению сциентизма и антисциентизма. Сциентизм полагает, что развитие науки автоматически ведет к развитию всех сфер жизнедеятельности человека. Антициентизм резко отрицает положительную значимость науки.