Кратко изложите основные положения комментариев к стихам 39 и 40.

Господь Кришна дал аналитическое описание души, чтобы подвести Арджуну к понятию буддхи-йоги, или бхакти-йоги. Даже небольшое продвижение по пути буддхи-йоги избавляет человека от величайшей опасности - опасности родиться в низших формах жизни.

Стихи 47 - 53.

Кратко изложите основные положения комментариев к стихам 47 -53.

Человек имеет право только исполнять свой долг, но плоды его действий не принадлежат ему. Поэтому человеку следует действовать без привязанности к плодам своих действий. Такая деятельность освободит его от кармических последствий и иллюзии. Тогда разум человека станет стойким, и человек достигнет самадхи.

Стихи 54 - 63.

Объясните аналогию с черепахой.

Черепаха может в любой момент вобрать в себя свои конечности и в любой другой момент может выпустить их снова для определенных целей. Так и человек в сознании Кришны использует свои чувства лишь для служения Господу и не пользуется ими для чего-либо ещё.

2. Каков процесс преодоления желаний чувственного удовлетворения?

Занимая свои чувства в служении Кришне, человек испытывает высшее наслаждение и теряет вкус к чувственным наслаждениям.

3. Кто такой "муни"? Кто такой "стхита дхир муни"?

Муни — тот, чей беспокойный ум предается всяческим измышлениям, не приходя ни к каким истинным заключениям.

Стхита-дхир муни — тот, кто утвердился в сознании Кришны и больше не предается умствованиям. Он твердо знает, что сознание Кришны - высшее совершенство, и поэтому сохраняет спокойствие даже среди страданий всех трех видов и не ликует в счастье. Он свободен от привязанностей, страха и гнева.

Опишите процесс падения.

Созерцание объектов чувств

Привязанность к ним

Вожделение

Гнев

Заблуждение

Потеря памяти

Потеря разума

Падение в колодец материального мира

Объясните деяния Махараджи Амбариши.

Махараджа Амбариша все свои чувства занимал в служении Кришне:

— Ум сосредоточил на лотосных стопах Кришны

— Речь посвятил описанию обители Господа

— Руками наводил порядок в храме Господа

— Ушами слушал о деяниях Господа

— Глазами созерцал форму Господа

— Телом прикасался к телам бхакт Господа

— Ноздрями вдыхал аромат цветов, предложенных лотосным стопам Господа

— Языком ощущал вкус листьев Туласи, предложенных Господу

— Ногами путешествовал в святое место, где расположен храм Господа

— Желания подчинил желаниям Господа

Стихи 64 -72.

Объясните аналогию с океаном.

Океан не приходит в волнение и не выходит из берегов даже в дождливый сезон. Подобно этому, человек, утвердившийся в сознании Кришны, не обеспокоен желаниями чувственных наслаждений, ибо он духовно полон. У него нет склонности к удовлетворению чувств, несмотря на то, что желания могут возникать.

2. Разъясните стих "о дне и ночи" (2.69).

Для обычных людей деятельность трансценденталиста — темная ночь, они его не понимают.

Когда же обычные люди пробуждаются к деятельности удовлетворения чувств, мудрец становится подобен спящему человеку, на которого не действуют объекты чувств. Другое объяснение - этот материальный мир мудрец воспринимает как сон.

3. Каким образом, отрекшись от желаний, человек обретает мир?

Отрекшись от желаний при помощи разума, человек больше не беспокоится о том, как удовлетворять свои чувства ( которые всё равно невозможно удовлетворить). Он сосредоточивается на своей духовной сущности (на своих взаимоотношениях с Кришной) и его перестают беспокоить страдания всех видов.

ГЛАВА 3.

Стихи 1 - 8.

1. Как Арджуна понимает буддхи-йогу?

Арджуна думал, что буддхи-йога, путь разума, - это отказ от всей деятельности чувств и уединение для занятия медитацией.

Наши рекомендации