Список обязательной литературы
1. Баратынский Е.А.: «Последний поэт», «Последняя смерть», «Недоносок», «Уверение», «Приметы», «Мой дар убог...», «Муза» (1829); поэмы «Эда», «Бал», «Дорога жизни».
2. Батюшков К.Н.: «Мой гений», «Мои пенаты», «Воспоминание», «Мечта» (окончательная редакция), «Умирающий Тасс»; статьи «Речь о влиянии легкой поэзии на язык», «Нечто о поэте и поэзии».
3. Белинский В.Г.: статьи: «Герой нашего времени, сочинение М.Лермонтова»; «Стихотворения М.Лермонтова», «Сочинения Александра Пушкина» (статьи VIII, IX), «Письмо Гоголю».
4. Бестужев-Марлинский А.А.: «Роман и Ольга» ~ «Ревельский турнир»; «Аммалат-бек».
5. Булгарин Ф.В.: повесть «Кабалистик» ~ «Три листка из дома сумасшедших».
6. Вельтман А.Ф.: «Светославич, вражий питомец» ~ «Странник».
7. Вяземский П.А.: «Петербург», «Русский бог», «Еще тройка».
8. Гоголь Н.В.: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»; «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Портрет»; «Мёртвые души» (I том); комедия «Ревизор»; статьи: «Выбранные места из переписки с друзьями»: «О том, что такое слово», «Четыре письма к разным лицам по поводу "Мёртвых душ"», «В чем же, наконец, существо русской поэзии»; «Авторская исповедь».
9. Грибоедов А.С.: «Горе от ума».
10. Давыдов Д.В.: «Песня» («Я люблю кровавый бой...»), «Песня старого гусара»; «Элегия» («О, пощади! Зачем волшебство ласк и слов...») ~ «Богомолка», «Ответ» (1830).
11. Ершов П.П. «Конёк-горбунок».
12. Жуковский В.А.: «Сельское кладбище» (ранний вариант), «Эолова арфа», «Лесной царь», «Людмила» «Замок Смальгольм», «Божий суд над епископом», «Кубок», «Светлана».
13. Загоскин: «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
14. Карамзин Н.М. «История Государства Российского» – «Царствование Бориса Годунова» (обзорное чтение); статья «Отчего в России мало авторских талантов?».
15. Крылов И.А. «Волк и ягнёнок», «Зеркало и обезьяна», «Лисица и осёл», «Мартышка и очки», «Медведь и пустынник», «Щука и кот», «Волк на псарне», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лиса», «Мышь и крыса», «Лебедь, рак и щука», «Квартет».
16. Кюхельбекер В.К.: «Участь русских поэтов».
17. Лажечников И.И.: «Ледяной дом».
18. Лермонтов М.Ю.: «Бородино», «Смерть поэта», «Узник», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье...»), «Поэт» («Отделкой золотой...»), «Три пальмы», «Тучи», «Родина», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «И скучно и грустно...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Они любили друг друга...», «Пророк», «Жалобы турка», «Ангел», «Казачья колыбельная», «Дары Терека», «Есть речи значенье...», «Как часто пёстрою толпою окружен...», «Морская царевна», «Кинжал», «Я жить хочу! хочу печали...», «Желанье» («Отворите мне темницу...»), «Два великана», «Журналист, читатель и писатель», «Воздушный корабль», «Валерик» («Я к вам пишу случайно; право...»), «Из-под таинственной холодной полумаски».; поэмы: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри», «Демон»; драма «Маскарад»; роман «Герой нашего времени».
19. Одоевский А.И. «Бал», «Ответ Пушкину».
20. Одоевский В.Ф. «Саламандра», Сильфида»; «Живой мертвец», «Княжна Мими», «Косморама», «Импровизатор», «4338 год»; сказки: «Сказка о мёртвом теле...», «Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенье...», «Городок в табакерке» (~ «О четырёх глухих»).
21. Павлов Н.Ф.: «Именины», «Маскарад», «Демон».
22. Погорельский А.А.: «Лафертовская маковница» (из сборника «Двойник, или Мои вечера в Малороссии») ~ «Чёрная курица, или Подземные жители».
23. Пушкин А.С. – Титов В.П.: «Уединённый домик на Васильевском».
24. Пушкин А.С.: поэмы «Монах», «Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Цыганы», «Полтава», «Медный всадник», «Граф Нулин», «Домик в Коломне»; драматические произведения: «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы», «Борис Годунов», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость»; роман в стихах «Евгений Онегин»; повести: «Арап Петра великого», «Путешествие в Арзрум»; стихотворения: «К Наталье», «К другу стихотворцу», «Воспоминания в Царском Селе», «Городок», «Блажен, кто в шуме городском...», «Пробуждение», «Не спрашивай, зачем унылой думой...», «Вольность. Ода», «Деревня», «Песнь о Вещем Олеге», «К морю», «19 октября» (1825), «Пророк», «Арион», «Поэт», «Анчар», «Поэт и толпа», «Зимнее утро», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Мадонна», «Бесы», «Осень. Отрывок», «Туча», «Вновь я посетил...», «Кн.Голицыной, посылая ей оду "Вольность"», «Возрождение», «Погасло дневное светило...», «Муза» («В младенчестве моём...»), «Я пережил свои желанья...», «Кинжал», «Чаадаеву» («К чему холодные сомненья...»), «Наполеон», «Демон», «Подражание Корану», «Андрей Шенье», «Жених», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Вакхическая песня», «Ек.Ушаковой» (1826), «Ангел», «Блажен в златом пиру вельмож...», «Друзьям» (все три), «Не пой, красавица, при мне...», «Портрет» (1828), «Город пышный, город бедный...», «Предчувствие», «Утопленник», «Приметы» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне?..», «Кавказ», «Поэту», «Дорожные жалобы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Клеветникам России», «Не дай мне бог сойти с ума...», «Я думал, сердце позабыло...», «Пир Петра Великого», «Из Пиндемонти», «Была пора...»; «Повести Белкина», «Дубровский», «Египетские ночи», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»; сказки: «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».
25. Рылеев К.Ф.: думы «Смерть Ермака», «Иван Сусанин», «Олег Вещий»; стихотворения «Я ль буду в роковое время», «Гражданское мужество»; поэма «Войнаровский».
26. Сенковский О.И.: «Ученое путешествие на Медвежий остров» ~ «Похождения одной ревизской души».
27. Хмельницкий Н.И. «Воздушные замки».
28. Чаадаев П.Я.: «Философические письма» (1, 3–5), «Апология сумасшедшего».
29. Языков Н.: «Элегия» («Еще молчит гроза народа...»), «Пловец», «Землетрясение».
Примечание.На опросы и аттестации каждый студент приходит со своей ксерокопией списка, в котором отмечены внимательно прочитанные произведения. Можно пользоваться собственными письменными комментариями, заметками, сделанными по ходу чтения. Разрешаются небольшие адекватные замены. Знание поэта или отдельной лирической темы предполагает, кроме вразумительной общей характеристики творчества художника слова, возможность детального анализа не менее 3 стихотворений, возможность рассказать 2-3 стихотворения наизусть.