Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития и принцип глобального эволюционизма.
1. Диалектика— признанная в современной философии теория развития всего сущегои основанный на ней философский метод.Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
• законы диалектики;• категории;• принципы.
Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие— общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов,причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.
2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью,поскольку они:• охватывают все сферы окружающей действительности;• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики:•единства и борьбы противоположностей;• переход количества в качество;• отрицание отрицания.
3. Закон единстваи борьбы противоположностейзаключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.
Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество"и "различие"и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.
4.Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество— тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество— исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера— единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".
Переход количества в принципиально новое качество может произойти:• резко, одномоментно;• незаметно, эволюционно.
5. Закон отрицание отрицаниязаключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры:• смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);• "эстафета поколений";• смена вкусов в культуре, музыке;
• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);
все же восходящая.
6. Основными принципами диалектикиявляются:• принцип всеобщей связи;• принцип системности;• принцип причинности;• принцип историзма.
Всеобщая связьозначает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.
Системностьозначает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Причинность— наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзмподразумевает два аспекта окружающего мира:
• вечность, неуничтожимость истории, мира;
• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
27.Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение относительно друг друга. А понятие «время» – иметь длительность, скорость развертывания, ритм и темп. В философии помимо концептуальных (теоретических) «пространства и времени» рассматривают еще и перцептуальные «пространство и время» (то есть их восприятия).
Основные свойства пространства: размерность (вещи имеют параметры), изотропность (оно во все стороны соразмерно, то есть, каждый метр в одну сторону равен каждому метру в любую другую). Основное свойство времени – необратимость («стрела времени»). Но современное естествознание якобы допускает десяти- и даже одиннадцати- мерные пространства и обратимые во времени процессы.
2 основные концепции пространства и времени:
1) субстанциональная: пространство и время независимы между собой, пространство как бы пустое вместилище, время – неудержимый поток событий (Демокрит, Ньютон).
2) реляционная: пространство и время взаимозависимы (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). Эта концепция особенно развита в неклассической физике, где увеличение скорости сокращает пространственные величины и замедляет время; пространство-время – четырехмерный континуум (длина – ширина – высота - продолжительность); большая масса искривляет пространство и замедляет время вблизи себя.
В трактовке отдельно взятого времени еще 2 концепции:
- динамическая (время реально течет);
- статическая (все времена постоянно присутствуют в вечности, и кажутся преходящими только временным существам).
Авторы наблюдают в наше время нарастающий отказ от физикалистических (в духе физики) представлений о пространстве и времени в пользу уникальности химических, биопространственных, биотопных, экологических, биовременных измерений этих величин. Кроме того, «социальное пространство и время» имеют свою специфику (где физически равные размеры не равноценны с социальной точки зрения).
28.В предельно широком смысле понятие «природа» обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос», поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.
Философия природы рассматривает проблему отношения человека к природе в социокультурной динамике, что позволяет выделить основные модели их взаимодействия:
1. Мифологическую, фиксирующий архаический тип природопользования. (господство природы над человеком);
2. Научно-техническую, отражающую индустриально-технический тип природопользования, обусловленный развитием промышленности и техники (Ф. Бэкон, Р. Декарт);
3. Диалогическую, ориентированную на установление диалога между человеком и природой. Природа при такой модели взаимодействия становится «партнером» для человека.
Термин «биосфера» впервые употреблен в 1804 г. французским ученым Ж. Ламарком в труде по гидрогеологии для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. В конце XIX в. его использовали австрийский геолог Э. Зюсс и немецкий ученый И. Вальтер практически в том же значении, что и Ламарк. Сегодня это понятие имеет несколько возможных толкований: 1) совокупность всех организмов; 2) область современной жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания; 4) результат исторического взаимодействия живого и неживого.
Понятие ноосферы (греч. noоs – разум, sphaira – шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г., но, по его признанию, оно возникло у него под влиянием лекций В. Вернадского о биосфере Земли. Данный термин встречается и в концепции «христианского эволюционизма» французского естествоиспытателя и мистика П. Тейяра де Шардена и обозначает часть природы, представляющую собой чисто духовное явление, т. е. «мыслящий пласт», разворачивающийся над миром– вне биосферы и над ней.
У В. Вернадского ноосфера – это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера - гарант разумной деятельности человека во Всел-ной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии.
29.Человек - конкретное единство микрокосма, микротеоса, микросоциума.
Человек - биопсихосоциальная целостность, генетически и функционально обусловленная развитием природы и общества.
Триадическая модель: тело, душа, дух.
Человек, индивид, индивидуальность, личность (человек в аспекте его социально-значимых и индивидуально-психических характеристик).
СТРАТЕГИИ (Макс Шеллер):
-идея божественной сущности
-идея человека разумного
-идея человека действующего
-идея упадка человека
-идея атеистической антропологии Ницше
Выделяют следующие стратегии интерпретации человека в философии:
Натурализаторская: человек – это элемент природы, подчинённый единым с нею законом функционирования и не имеющий ничего сверх того, что невозможно было бы в других природных образованиях. Человек рассматривается здесь по аналогии с животными и сам является не более, чем животным.
Экзистенционально-персоналистская: человек понимается как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и проекта.
Рационалистическая: сущностная особенность человека – наличие у него разума, сознания, что позволяет ему постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия.
Социологизаторская: человек здесь выступает продуктом не столько биологической, сколько социальной эволюции. Только посредством социализации человек преодолевает в себе природное, и только в обществе он может действительно реализовать себя.
30.Антропогенез - процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида.
1) Креационизм – рассматривает человека как продукт специального божественного творчества;
2) Уфологизм – определяет возникновение человека с участием внеземного разума;
3) Эволюционизм – отстаивает идею естественного происхождения человека, рассматривая его как продукт общепринятой эволюции. Факторы: Гоминидная триада: 1.прямохождение, 2.кисть, приспособленная к труду, 3.развитый мозг, абстрактное мышление. Социальные факторы: 1.труд, 2.членораздельная речь
На сегодняшний день основными философскими концепциями эволюционной модели антропогенеза выступают:
Трудовая (Л. Морган);
Игровая (Хейзинги);
Психоаналитическая (З. Фрейд);
Семиотическая (Кассир).
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.