Тема 1.1. (Пр.) Философия как наука и как учебная дисциплина (Семинар)
Время: 2 часа.
Вопросы собеседования
1. Мифология, религия, философия: единство и различие.
- Мифология, религия, философия – исторические типы мировоззрения.
- Особенности мифа как единой, нерасчлененной, универсальной формы
сознания.
- Сложность природы и содержания религиозного мировоззрения.
- Отличие философии от мифологического и религиозного миросозерцания.
2. Сущность, структура мировоззрения.
- Объем и содержание понятия мировоззрения.
- Мироощущение и миропонимание.
- Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание.
- Общественное сознание и мировоззрение.
- Философия в структуре мировоззрения.
3. Функции философии и ее социальная роль.
- Философия в системе культуры.
- Основные отрасли философского знания: онтология, философская антропология, гносеология, логика, методология, аксиология, праксиология, социальная философия, этика, эстетика.
- Роль философии в обществе.
- Значение философского образования.
Темы научных сообщений.
1. Философия и наука: родство и различие функций.
2. Роль философии в системе высшего образования.
Вопросы для самоконтроля.
1. Почему мифология является первой исторической ступенью понимания
мира?
2. Как и почему возникла религия, какова ее социальная роль?
3. Каково содержание философских размышлений?
4. В чем заключается интегральный характер мировоззрения?
5. Дайте характеристику мироощущения и миропонимания.
6. Какие основные проблемы исследует современная философия?
7. Дайте определение материализма и идеализма, монизма и дуализма.
8. Каковы основные отрасли философского знания и основные функции философии?.
9. В чем заключается философская культура специалиста?
Тема 2.4.1. (Пр.) Общество и его структура (Семинар)
Время – 2 часа
Вопросы собеседования
1. Общество. Многообразие культур, цивилизаций и форм социального опыта.
- Общество как объект социального познания.
- Формационное, цивилизационное и культурологическое основания модели общества.
- Формационный подход к истории общества.
- Цивилизация и культура: иметь и быть.
2. Общество как целостная саморазвивающаяся система.
- Понятие сфер жизни общества как его подсистем.
- Структура материально-производственной жизни общества.
- Социально-политическая система и ее структура.
- Духовная жизнь общества как система его духовных институтов.
3. Диалектика объективного и субъективного в истории.
- Понятие социального субъекта и его типология.
- Источники и движущие силы общественного развития.
- Социальные потребности, интересы, цели в системе факторов мотивации исторической деятельности социальных субъектов.
- Виды социальных противоречий и их классификация.
- Вариантность проявления социальных законов в развитии общества.
- Общество как продукт деятельности людей.
Вопросы для самоконтроля
1. Как рассматривались проблемы общества в истории философии?
2. Покажите основные виды и формы социального бытия.
3. Что является предметом социальной философии?
4. В чем смысл системного подхода к познанию общества?
5. Каковы особенности формационной и цивилизационной моделей анализа общества?
6. В чем суть единства объективного и субъективного в социальном движении?
7. Раскройте содержание системы элементов и отношений общества через его экономическую, социальную, политическую и духовную подсистемы.
8. Дайте примеры региональных и национальных форм цивилизации и культуры.
9. Дайте определение, раскройте содержание понятия «культура» и точки зрения на нее в истории философии.
10. В чем заключается единство и различие культуры и цивилизации?
Темы научных сообщений.
1. Единство и различие культуры Запада и Востока.
2. Место России в диалоге культур.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Организационно-методические указания.
Общие указания
Контрольная работа – письменная работа, предназначенная для проверки знаний студентов по отдельным вопросам учебной программы: краткое систематизированное изложение содержания вопроса, определенного заданием.
Особенностью контрольной работы является то, что в ней не обязательно давать описание использованной литературы, если преподавателем не предложены для анализа конкретные источники.
Объем контрольной работы – 0,5 печ. листа (20000 знаков и пробелов) – 12-14 страниц текста (размер шрифта – 12)
Перед выполнением контрольной работы необходимо на основе материала установочных лекций и учебной программы по социологии изучить содержание тем по учебной дисциплине: