Quot;СВЕРХ-Я" (Супер-Эго, Идеальное-Я, Идеал-Я, Я-Идеал

"СВЕРХ-Я"(Супер-Эго, Идеальное-Я, Идеал-Я, Я-Идеал) — понятие и гипотетический конструкт; тради­ционно используется представителями интеллектуаль­ных направлений, постулирующих идею о принудитель­но-репрессивном характере по отношению к человечес­кому "Я" институтов социализации, а также структур социальности и позиций "трансцендирования" /о по­следнем в данном контексте см. 3) настоящей статьи — А.Г., T.K./. — 1) В учении Фрейда — А). Часть Я (Эго), в котором инициируются и развиваются главные состав­ляющие комплекса совести, моральных черт, идеалов и рефлексивных способностей человека: самоконтроля, самонаблюдения и т.п.; представитель всех моральных ограничений и источник стремлений к нравственному совершенствованию. Б). Сфера осуществления процес­сов родительных интроекций. Понятие "С." впервые по­явилось в работе Фрейда "Я и Оно". Предполагается, что С. отлично от сознания тем, что, включая в себя эле­менты бессознательного, описывается в понятийных ря­дах общей теории психологии (а не этики). Кроме этого, инициируемые С. санкции и табу принадлежат к про­шлому опыту индивида и нередко вступают в конфликт с ценностями настоящего. Несмотря на то, что в психо­анализе интроекция родителей в сферу С. трактуется основополагающим психическим процессом, конститу­ирующим последнее, в современном фрейдизме господ­ствует точка зрения, согласно которой С. не может точ­но воспроизводить интроецированные образы родите­лей, ибо в юном возрасте ребенок наделяет внешние объекты преимущественно собственными характерис­тиками и свойствами. Избыточные жесткость и радика­лизм С. нередко объясняются в этом контексте повсед­невным насилием индивида над собственными чувства­ми в детстве, а также проявлением черт Эдипова ком­плекса. Энергетической основой С. полагаются импуль­сы агрессии, продуцируемые Оно: в случае направлен­ности агрессивных актов на самого индивида имеет ме­сто моральный мазохизм (обращение садизма против себя, присущий неврозам навязчивых состояний или, по Фрейду, когда "желание мучать превращается в самоис­тязание и самонаказание"). Психотерапевтическая и психоаналитическая коррекция С. традиционно ослож­нена сочетанием в его структуре результатов "архаичес­ких" младенческих интроекций, с одной стороны, и компонентов обретенного на базе жизненного опыта че­ловека рефлексивного самосознания, — с другой. 2) В языковых играх некоторых субъектов контркультуры 1960—1970-х — Бог. Репертуары интеллектуально-нравственного террора, осуществляемого идеологами "новых левых", предполагали деструкцию основопола­гающих общественных идеалов с целью разрушения ос-

нов капитализма. В 1960-е ниспровержение С.-Бога акцентированно носило карнавально-эротический харак­тер, фундированный романтическим утопизмом и кросс-культурным молодежным языком универсальных символов-паролей. Разрушение большей части сакраль­ных табу в ходе сексуальной революции результировалось в эмоциональном пресыщении значительной сово­купности людей и травмирующем проникновении бес­сознательного в сферу сознания. Коллективные и инди­видуальные проблемы рядовых представителей постин­дустриального общества были редуцированы бюрокра­тическими социальными институтами до уровня вопро­сов терапевтического порядка: соответствующие фантазмы и "фанатизмы" устранялись интенсивным психо­анализом, пропагандой поведенческих ритуалов и цен­ностных смыслов реинкарнации, освоением прост­ранств и техник медитации — системной многомерной психотерапией эпохи нового нарциссизма. Последний предполагал в качестве собственной сверх-задачи — обретение возможности преодоления любящего Друго­го — Бога. По мысли Фуко, данные процедуры поэтап­но трансформируют историю как сферу Божественного промысла — в сферу осуществления Логоса Другого: соответственно изменяется и статус С. в иерархии уров­ней мотивации человеческого поведения. 3) Согласно Мамардашвили, организация человека в качестве "су­ществующего существа" осуществляется посредством "постоянного сознания себя в актах мышления" или в состоянии "трансцендентального сознания" — одного из конституирующих начал С. По мысли Мамардашви­ли, "сверхчеловеческое" — это некое предельное для че­ловека состояние, лишь устремляясь к которому, лишь через собственное отношение к которому человек спо­собен создать себя в качестве человека. Переинтерпре­тируя мысль Декарта о том, что для воспроизводства бытия требуется вдвое больше усилий, чем для его тво­рения, Мамардашвили утверждает: "Онтологическое устройство бытия воспроизводит себя лишь с включе­нием нашего усилия...". "Личностные основания" мыс­лей людей, по Мамардашвили, могут быть охарактери­зованы "принадлежностью другому пространству и вре­мени": "нравственность должна иметь де факто некото­рые абсолютные основания вневременного". В таком контексте "трансцендирование" предполагает не суще­ствование абсолютного вневременного мира, а, напро­тив, означает "выход человека за данную ему стихийно и натурально ситуацию, за его природные качества, спо­собность соотнести себя с чем-то не в природе лежа­щем". Как полагал Мамардашвили, трансцендирование позволяет выходить за рамки и границы любой культу­ры, любой идеологии, любого общества и находить ос-

нования своего бытия вне зависимости от их временных изменений: "без форм и изначальных надындивидуаль­ных устоев человек отбрасывается в сферу историческо­го бессилия, "немоготы". Ведущими принципами трансцендирования Мамардашвили считает "принципы трех К": а) декартовский принцип cogito — любые события происходят не без участия сознания; б) кантовский принцип, постулирующий право человека на осмыслен­ность — особые умопостигаемые объекты, дающие воз­можность совершить акт познания или моральной оцен­ки; в) принцип Кафки, предполагающий ситуацию аб­сурда и заставляющий человека выходить из нее, искать смыслы. С точки зрения Мамардашвили, трансцендиро­вание — это не просто форма, это — "бесконечная фор­ма всякой актуальности", это — свобода самоосуществ­ления. Последняя в качестве принципиального условия трансцендирования не есть выбор, данная свобода суть "движение, путь человека к самому себе". "Внутренняя свобода", по Мамардашвили, — это размышление о том, "что больше тебя", это — "реально явленная свобо­да в смысле освобожденности человека внутри себя от оков собственных представлений и образов". (Ср. у Дж.Брунера в "Психологии познания": "Три вопроса по­вторяются неизменно: что в человеке является собст­венно человеческим? Как он приобрел это человечес­кое? Как можно усилить в нем эту человеческую сущ­ность?")

A.A. Грицанов, Т.В. Комиссарова

Наши рекомендации