О русской экспертной школе.
ДАТА И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА
17.12.2016
10:00–20:00
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА
Центр социально-консервативной политики, Москва, Газетный пер., 5.
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ РУССКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ШКОЛЫ
9:30 -10:00 Регистрация участников семинара
10:00-10:30 Открытие семинара
Щипков Василий Александрович, директор Русской экспертной школы, преподаватель МГИМО, канд. филос. наук.
«Постсекулярность и язык Церкви»
10:30-12:00 Заседание 1
Минаков Аркадий Юрьевич, Воронежский государственный университет, руководитель Центра по изучению консерватизма, д-р ист. наук, доцент.
«Идеология Донбасса»
12:00-12:15 Перерыв на чай.
12:15-13:45 Заседание 2
Бенедиктов Кирилл Станиславович, главный редактор портала «Русская idea», писатель.
«Трамп и Россия»
13:45-14:30 Обед
14:30-16:00 Заседание 3
Козырев Алексей Павлович, заместитель декана философского факультета МГУ, канд. филос. наук, доцент.
«Революция и русская мысль»
16:00-16:30 Перерыв на чай
16:30-18:00 Заседание 4
Ремизов Михаил Витальевич, президент Института национальной стратегии, канд. филос. наук.
«Консервативный поворот»
18:00-18:30 Перерыв на чай
18:30-20:00 Заседание 5
Бабич Дмитрий Олегович, обозреватель радио Sputnik, эксперт RT, публицист. «Путь русского писателя: от бунта – к традиции»
20:00 Закрытие семинара
Щипков Василий Александрович, директор Русской экспертной школы, преподаватель МГИМО, канд. филос. наук.
О РУССКОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ШКОЛЕ.
Русская экспертная школа – научно-образовательный проект, содействующий развитию российского экспертно-аналитического сообщества. Эта цель реализуется через просвещение и интеллектуальное развитие перспективных представителей молодых специалистов, стремящихся сформировать новое поколение российских экспертов и общественных интеллектуалов. Своей главной задачей Школа видит создание образовательной площадки и интеллектуальной среды, которая обеспечит коммуникацию между ведущими экспертами и слушателями для передачи последним знаний и опыта из области культуры, истории, общественной жизни, международных отношений и экономики.
Деятельность школы поддерживают авторитетные российские научные центры, а также известные учёные и эксперты.
***
В настоящее время в России и за рубежом происходят глубокие социокультурные изменения, которые в теории международных отношений связываются с кризисом модели однополярного мира, а в теории культуры – с кризисом постмодерна. В такие переломные периоды истории глубокую трансформацию переживает сам язык культуры. В широком смысле язык – это способ мыслить и действовать с опорой на определённые культурные нормы и ценности.
Растущие войны и конфликты в современном мире – это результат попыток части мирового истеблишмента разговаривать на языке XX века и максимально долго сохранять статус-кво устаревающей парадигмы в ущерб международной стабильности. Язык «демократических ценностей», «правового государства» и «гражданского общества», несмотря на свои несомненные достижения в прошлом, теряет авторитет и силу, перестаёт быть нормативным и объединяющим. Отсутствие консенсусной модели будущего и описывающих её терминов, приемлемых для большинства, ведёт к росту турбулентности в самых разных областях современной жизни.
Перешагнуть вековой рубеж смогут народы и сообщества, которые подберут слова, способные дать мирный и консолидированный ответ на вызовы и вопросы предстоящего столетия. Фактически для адекватного разговора о новой эпохе стало не хватать целой категории слов и понятий. Среди них – категории стабильности, традиционных ценностей, солидарности, уважения и производные от них.
Язык как мировоззренческая парадигма становится ключевым объектом современной информационной конкуренции.
Россия в числе первых остро почувствовала эти изменения. Российское общество в последние годы стало искать и формулировать новый язык, что выразилось в небывалом для истории нашей страны всплеске политических дискуссий, сравнимых лишь со временем конца XIX – начала XX веков. Сегодня в российском государственном и общественном секторе возникают новые фабрики мысли, увеличилось количество дискуссионных клубов и научных форумов, повысилась частота выхода аналитических сборников, докладов и экспертных комментариев. Востребованным становится обобщающе-философское осмысление происходящих процессов, которое, как и сто лет назад, всё чаще воплощается в свободном публицистическом жанре. В отличие же от столетней давности, развитие общественной мысли сегодня происходит на фундаменте общенародного консенсуса, что во многом оберегает это развитие от авантюрных и деструктивных траекторий.
Большая ответственность за формирование и продвижение нового языка лежит на российском экспертном сообществе – «переводчиках» понятий из научных, философских, религиозных и других узкоспециальных языков на язык, понятный всему обществу. Когда-то такие понятия, как «мультикультурализм» и «демократические ценности», тоже были отдалёнными научными категориями, пока благодаря зарубежному экспертному сообществу не вошли в самый широкий обиход и не стали элементом мышления.
Сегодня в России начинается конкуренция за новый язык, исход которой во многом будет зависеть от российского экспертного сообщества, от его пассионарности, интеллектуального и культурного уровня, умения чувствовать запросы эпохи и общества, а также передавать опыт своим молодым преемникам. В целях содействия развитию отечественной экспертной среды создаётся Русская экспертная школа.
Директор Русской экспертной школы
канд. филос. наук В. Щипков
«1» декабря 2016 г.