Характеристика методов социального научного исследования.
Наблюдение – один из общенаучных методов исследования, заключающийся в сборе первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли.
В отличие от обыденных случайных наблюдений научное наблюдение носит целенаправленный, систематический, организованный характер. Исследователь сознательно, руководствуясь определенной гипотезой или задачей, выбирает и оценивает события. Результаты наблюдения предполагают их определенную теоретическую интерпретацию.
Выделяют следующие виды наблюдения.
Формализованное наблюдение проводится по заранее строго намеченному плану, его результаты фиксируются в документе.
Неформализованное наблюдение, как правило, заранее строго не планируется, увиденное фиксируется "как есть", в свободной форме. Тем не менее, при этом наблюдение подчинено определенной цели, служит проверке гипотез.
Включенное наблюдение осуществляется, когда исследователь непосредственно участвует в наблюдаемых событиях, работает в коллективе, который изучает, и т.д. При невключением наблюдении исследователь не вмешивается в наблюдаемые процессы, события.
Включенное наблюдение бывает открытым или скрытым. Во время открытого наблюдения люди знают, что их поведение исследуют. Иногда это приводит к тому, что они ведут себя неестественно, пытаются изменить свое поведение, что-то скрыть или приукрасить и т.д. Скрытое наблюдение, в ходе которого люди не знают о том, что за ними наблюдают, лишено этого недостатка, однако может повлечь этические или даже правовые проблемы (если людям, за которыми наблюдают, станет известно о скрытом наблюдении).
Наблюдения, проводимые в естественной среде, называются полевыми. Если наблюдение осуществляется в специально созданных условиях, его называют лабораторный.
Наблюдения также подразделяются на визуальные и инструментальные (с использованием видеокамеры, фотоаппарата и т.п.).
Еще одним общенаучным методом исследования является эксперимент. Если наблюдение происходит в условиях, которыми исследователь не может распоряжаться, то при эксперименте он в определенной мере в состоянии вмешиваться в ход процессов для получения более надежных результатов.
Выделяют такие виды эксперимента, как мысленный (модельный), являющийся основным при моделировании социальных процессов на ЭВМ, и натурный, в котором участвуют люди. Натурные эксперименты подразделяются на лабораторные (проводимые в специально созданных условиях) и полевые (осуществляемый в естественной для испытуемых среде).
Одним из наиболее объективных методов исследования в социальной работе является анализ документов – источников, содержащих информацию об общественной жизни, о социальных объектах (индивидах, организациях и др.).
Анализируемые документы могут быть официальными (документы государственной или ведомственной статистики, отчет учреждения и т.д.) и неофициальными (частные письма, дневники и т.п.). Документы также подразделяются на личные (паспорт, письмо к другу и др.) и безличные (статистические данные организации и т.п.). По форме фиксации выделяют письменные документы (в виде текста), статистические (выраженные в цифровой форме), иконографические (кино-, фотодокументы), фонетические (аудиозаписи).
Способы анализа документов – традиционный качественный анализ (толкование содержания документа исследователем) и формализованный количественный метод анализа документов (контент-анализ).
Весьма удобным и информативным, а потому широко распространенным является такой метод исследования, как социологический опрос.
Выделяют следующие разновидности опроса: анкетирование, интервьюирование, опрос экспертов – специалистов по изучаемой проблеме (осуществляемый в форме анкетирования или интервьюирования).
Анкетирование – опрос, проводимый при помощи анкеты, которую опрашиваемый (респондент) заполняет самостоятельно.
Интервьюирование – еще одна разновидность опроса. В отличие от анкетирования, интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы респондентов.