Канда, каанда –песнь, раздел – часть Веды: Карма Канда, Упасана Канда, Джняна Канда – Песнь о труде (действии), Песнь о поклонении, Песнь о Мудрости. Смотри также: каанда 22 страница
Шаури –«геройский», родовое имя Кришны
шауча, шучи - чистота
Шачи –«могущественная помощь», имя жены Индры, прославившаяся своей верностью Ему
Шашанка –«Имеющий знак зайца», Сома-Месяц
шашватананда – вечная радость, неомраченное счастье
шашиварнам– цвет вибхути, священного пепла
Шаштхи –«Шестая», Божественная Мать, считающаяся формой Дурги, защищает детей; ей поклоняются на шестой день после рождения ребенка, когда считается, что главная опасность для матери и ребенка миновала
шаштхи-абда –шестилетие ребенка. «Когда пятилетний ребенок резвится и бегает туда-сюда, отдавшись на волю чувств, это простительно. Но на шестом году (шаштхи-абда) вам делается предупреждение: теперь вы обязаны вырваться из сетей пяти чувств и освободиться как от гордыни, так и от уныния, смело выполняя свои задачи с верой и преданностью. С каждым днем, с каждым действием, с каждой мыслью, с каждым словом вы должны все ближе и ближе подходить к Богу. Это подарит вам самое высшее блаженство. Это приведет вас к истинному освобождению» Сатья Саи Баба
шваса- дыхание
Швасана – «Дышащий», Вайю-Ветер
Шветавахана – всадник на снежно-белом коне, – одно из имен Арджуны
Шветадвипа –«Белый остров» – легендарный остров поклонников (бхакт) Нараяны на севере Молочного моря. На нем обитают свободные от пяти чувств, просветленные Белые люди, пробужденные, всегда почитающие Великого Бога, на Одно направляющие сознание, усердно совершающие обряды, всегда по уставу дарующие жертву Богам и предкам. Они находятся у ног стоящего в великом подвиге-тапасе Бога, озаряющего все Своим сиянием
Шветакету –сын мудреца Уддалаки, брат Суджаты. Смотри также Суджата
Шеша- змей бесконечности, на котором покоится Вишну-Нараяна. Смотри также: Адишеша
Шеша шаяна –«возлежащий на змее», одно из имен Вишну
Шива – «Благой», «Благословенный»; «Добрый»; «Милостивый»; один из трех главных богов индуистской Триады (наряду с Брамой – Творцом и Вишну – Хранителем), воплощение космических сил разрушения (Вселенной а также низшей природы в человеке). Соответствует непроявленному аспекту Высшей Реальности или Универсальному Сознанию, непроявленному аспекту Высшей Реальности; почитается как Владыка Вселенной. То есть у Шивы есть две ипостаси: Шива в Триаде Брахма-Вишну-Махешвара, где Его правильней называть Махешвара или Рудра, и Шива как Бог-Абсолют (в ипостаси Шива-Шакти). Шива – покровитель йоги, йогов и аскетов. Семья Шивы – супруга Парвати, старший сын Ганеша (Винаяка, Ламбодар) и младший Картикейя (Субраманья, Сканда). Свиту Шивы, согласно Пуранам, составляют Гана, группа Божеств: Адитьи, Вишвы, Васу, Бхуты, Рудры, абхасвары, анилы, веталы, махараджики, сакхьи, тушиты. Ганами правит Ганеша, сын Шивы и Парвати. «Прямо перед вашими глазами Господь Кайласа явил Свою Божественную форму с полумесяцем, украшающим Его голову, холодной водой Ганги, стекающей по Его спутанным волосам, с блистающим в центре лба глазом и пурпурной шеей, сияющей подобно черной смородине. Он носит браслеты и пояс из змей, все тело Его покрыто вибхути, лоб украшен кумкумом, красные губы Его пылают от сока бетеля, из Его ушей свисают усыпанные бриллиантами серьги, и все Его смуглое тело излучает Божественное сияние» (стихотворение на телугу). «Шива не ездит на животном, называемом на человеческом языке «буйволом»! Буйвол – это только символ Божественного закона, Дхармы, который опирается на четыре столпа – Истину, Праведность, Мир и Любовь (Сатью, Дхарму, Шанти и Прему). Три глаза Шивы – это глаза, обнажающие прошлое, настоящее и будущее. Только у Шивы есть все три сразу. Кожа слона, покрывающая Его, – это только символ примитивных животных черт, разрушаемых Его Милостью. Он лишает их силы и вредоносности, Он разрывает их в клочки, лишая дееспособности. Четыре Его лика символизируют мир (Шантам), бесстрашие (Рудрам), доброту (Мангалам) и решительность (Утсахам). Подобным же образом, поклоняясь Лингаму, постарайтесь осознать скрытый смысл многих аспектов Шивы. Предайтесь в этот день (Шиваратри) медитации на Шиве, и вы сможете избавиться от последних следов заблуждения. Подобно тому, как ОМ – это звучащий символ Бога, Лингам – символическая форма Божества. И это только форма. Все – только Заблуждение (Майя), и, чтобы понять это, вам необходимо научиться играть с Майей. Без этого вы не сможете осознать Силы Заблуждения (Майя Шакти). Бог – внутренне присущ вселенной, так же, как жизнь – яйцу. Цыпленок присутствует в каждой частице яйца; точно так же и Бог присутствует в каждой частице Мира. Но Я предпочитаю пользоваться описанием Его как Внутреннего Правителя всего (Сарваантарьями), вместо Сокровенной Души всех существ (Сарвабхута антаратма). Все – в этом зале, но никто из вас этого зала в себе не заключает, не так ли? Аналогично, можно сказать: все – в Нем, это лучше, чем говорить, что Он – во всем». «Шива известен как Ишвара, хранилище всех ресурсов, необходимых для благоденствия. Самый важный из этих ресурсов – джняна (духовная мудрость). Джняна делится на три категории: дживапраджня (мудрость, касающаяся индивидуализированной Божественности), ишварапраджня (мудрость, касающаяся космического проявления Божественного) и атмапраджня (мудрость, касающаяся вселенского Абсолюта, частичным и временным проявлением которого является индивидуум). В других текстах эти три категории обозначаются как деха-праджня, джива-праджня и атма-праджня, но смысл слов такой же, как и вышеперечисленных. Ишвара наделяет богатством (айшварьей) мудрости (джняны). Он также известен и как Шанкара (Благодетель), и мудрецы воспринимали Шиву как дарующего шаму, или все виды благодати и счастье во всех сферах. Шива вечно благостен. Он не воплощается в разных формах, под другими именами, как Вишну, поэтому Его не называют Шри Шива, Шри Шанкара или Шри Ишвара. «Шри» (благой, святой) неотъемлемо от Его существа, и потому излишне добавлять к Его имени эпитет «Шри»» Сатья Саи Баба
Шивайя –Шиве
Шивалока –небесный мир Шивы
Шивам – Благость; Благотворность; Добро, – Шива
Шивамурти –образ Шивы
Шивананда –(1887-1963) тамильский брахман, подвижник, отшельник, всемирно известный религиозный деятель, основатель «Общества Божественной жизни» в Ришикеше.
Шиваратри –«ночь Шивы»; праздник, посвященный Шиве, имеет место каждый 14 день темной половины луны. «Есть еще и другая история, которая утверждает, что в тот день Шива, погрузившись в экстаз, танцевал космический танец, Тандаву. Вместе с Ним в этом космическом событии принимали участие многочисленные Боги и святые. Он только что проглотил, и тем самым уничтожил, смертельный яд Халахала, появившийся из Океана Молока. Он совершил это в ответ на мольбу всех миров, которым грозило уничтожение. Жар ядовитых испарений оказался невыносимым даже для Него. Поэтому, как говорят, Ганга непрестанно лила свои воды на Его спутанные локоны (таково происхождение церемонии абхишеки, орошения статуи Божества водой, маслом или молоком, проводимой во всех храмах Шивы в конце каждого часа, а в некоторых местах и постоянно). Но Шиве это помогло лишь отчасти. Тогда к Его голове приложили холодную Луну, и это принесло Ему некоторое облегчение. Потом на Его спутанные волосы уложили Гангу. Это очень хорошо помогло. Тогда Шива и стал танцевать Тандаву со всеми Богами. Такова эта история, но нельзя сказать, что все это случилось в какой-то определенный день, поэтому невозможно утверждать, что Шиваратри увековечивает именно это событие». «Праздники, такие, как Шиваратри, установлены, чтобы люди могли взращивать благие и Божественные качества. Слушать Божественную беседу на Шиваратри и позабыть ее при выходе из зала – неподобающее проведение Шиваратри. Это можно назвать шаваратри, ночь смерти. Различие между Шивой (Благим) и шавой (безжизненным трупом) можно пояснить процессом дыхания и прекращением дыхания. Вдох и выдох сопровождаются утверждением единства с Богом – «Сохам» (Я есть Он). Осознание этого факта – вот что благо. Когда это осознание отсутствует, наступает безблагостность (или смерть). Необходимо добиваться полного отсутствия сознания тела. Именно так, предав забвению тело и воспевая имя Рамы, разбойник Ратнакара стал поэтом Вальмики, который дал миру Рамаяну. Он настолько погрузился в произнесение имени, что над ним вырос муравейник. Шиваратри – день, который посвящен размышлениям о Боге. Он не наступает лишь раз в году. Каждая ночь может стать Шиваратри. Даже если вы не можете размышлять о Боге всю ночь, достаточно будет, если вы подумаете о Нем перед сном и утром, проснувшись. Как бы вы ни размышляли о Боге, результаты будут хорошими» Сатья Саи Баба. Смотри также Махашиваратри
Шиватандава –«космический танец Шивы». Смотри Тандава
Шивохам –«Я – Шива, Я – Бог», мантра Шивы. «Когда вы познаете «Шивохам» (Я – Шива), тогда вы счастливы в полной мере, и с вами вся благодать. Шиву не нужно искать на вершине далекого горного хребта или в каком-то другом особенном месте. Вы уже слышали, что грех и заслуга заложены в действиях человека, и потому и Шива неотъемлемо присущ каждой мысли, каждому слову и действию, ибо Он – стоящая за ними энергия, сила и разум. Вся энергия, вся сила, весь разум – в вас, вам не нужно искать их вне самих себя. Бог, проявляющийся как время, пространство и причинность, – в вас, почему же тогда вы считаете себя слабыми и беспомощными? Человека терзают честолюбивые мечты и страстное желание осуществить их. Но прежде всего ему нужно понять, что есть у него на данный момент и чего он собирается достигать» Сатья Саи Баба
Ширди Саи Баба –первый из трех Аватаров Кали Юги,предыдущее воплощение Аватара Шри Сатьи Саи Бабы. С 16 лет жил в местечке Ширди к северо-востоку от Бомбея в современном штате Махараштра. Родился 27 сентября 1838 г. Достиг самадхи в день Виджайядасами (день Победы, десятый день праздника Дасара) в 1918 г.
Широнаякам – Сверхвластелин. «Верховная Триада, состоящая из трех главных Божеств, управляющих сотворением, сохранением и разрушением, – это Брахма, Вишну и Шива. Но есть четвертая сущность – Широнаякам (Сверхвластелин), и Он стоит над всеми тремя. Он – Бог. Он может вмешаться в решения трех. Каким образом? Облегчив тяжесть последствия кармы. Он может противодействовать любым обстоятельствам. Это Божественная привилегия Бога. Он может создать все, что угодно. Защитить все, что угодно. Он волен разрушить то, что сотворил. Поэтому к Богу следует относиться как к тому, кто держит под контролем процессы развития, стабилизации и уничтожения» Сатья Саи Баба
шишта –тот, кто воспитан и имеет хорошие манеры
Шишупала –«охранитель детей»; царь страны Чеди, был двоюродным братом и непримиримым врагом Кришны из-за того, что Кришна похитил его невесту Рукмини, вняв ее мольбам, обращенным к Нему. Во время жертвоприношения, устроенного Юдхиштхирой, Шишупала оскорбил Кришну за то, что не ему первому была оказана почесть, и был убит Кришной. Смотри также: Рукмини, Юдхиштхира
шишья – ученик
шишьяракшана –защита учеников, – является дхармой, долгом их гуру, духовного учителя
шлока, шлоки – стихи, восхваляющие Бога; особый метрический размер, широко применяющийся в санскритской эпической литературе, стихотворная форма из четырех частей, или Пад, каждая Пада имеет восемь слогов
шнехам, снехам –поклонение Богу в форме дружбы; истинная дружба, основанная на взаимопонимании и любви и проявляющая себя в благородстве мыслей, слов и действий. «Все человеческие связи основаны, в сущности, на телесных взаимоотношениях, но связь с Богом – это путь от сердца к сердцу. Только такая связь надежна и неизменна» Сатья Саи Баба
шобха – величие, одно из качеств Бога
шравана – духовное слушание; вниманиедуховным наставлениям, истинам; сладость сосредоточения на Господе, сладость медитации. Первая ступень практики Веданты. «С незапамятных слово Вед передавалось людям не из книг, а изустно учителем ученику. Оно хранилось в памяти гуру. Все, что мы узнаем, сидя у ног гуру, считается джняной, или мудростью. Но если то, что вы услышали, по-настоящему усваивается вами с помощью повторения, обобщения и размышления, – это уже высшая мудрость – виджняна. Нам очень важно понять разницу между джняной и виджняной. То, что воспринимается с помощью шраваны (слушания), остается лишь в вашем мозгу, и опыт использования такого знания в жизни ограничен. Такая «услышанная» мудрость и называется джняна. Она может легко выветриться из вашей головы. Если же вы глубоко обдумаете услышанное и проникнетесь им, тогда это знание навсегда останется в вашем сердце. Урок, который необходимо выслушать и запомнить, воспринимается как род обязанности, но то, что вы усвоили и приняли в сердце, – ваше собственное достояние, и вы имеете на него полное право. Именно в этом состоит важность мананы и нидидхьясаны (размышление над услышанным; созерцание, погружение, концентрация ума на объекте и полное слияние с объектом познания)» Сатья Саи Баба
шраванам –духовное слушание,внимание Милости Божьей; слушание Божественных бесед, священных писаний о славе Бога, рассказов о Господе – первый из девяти видов богопочитания, первая ступень преданности, бхакти. «Практическое выполнение хотя бы тысячной доли того, что прочитано и услышано, уже дало бы Мир и Радость» Сатья Саи Баба
шраддха – «вера», «благочестие»; непоколебимая вера; подлинная, глубокая и искренняя вера, убежденность и служение Божественному; качество, изначально присущее духовному сердцу человека. Также тризна, поминальный обряд, повседневная жертва предкам. «Вера в Божественное должна быть безраздельной, ее нельзя обрести с помощью разума. Либо она есть, либо ее нет. Она может появиться через садхану». «Девизом, имеющим первостепенное значение для человека, должна быть шраддха (вера и убежденность). Древние утверждали: «Верь и живи» (в английском – «believe and live»). Без веры вы не сможете жить счастливо. Только когда вы верите, что кто-то является вашей матерью, у вас возникает любовь к ней. Так же и женщина любит ребенка, только если она знает, что это ее ребенок. Подобным образом признание Бога происходит от веры. «Там, где Вера, там Любовь. Где Любовь, там Мир. Где Мир, там Истина. Где Истина, там Блаженство. Где Блаженство, там Бог». Таким образом, именно вера напоминает нам о Боге». «Самадхана – удовлетворенность при любых обстоятельствах и полная уравновешенность разума. Только обладая уравновешенностью разума (самадханой), вы сможете развить твердость и силу духа (титикшу). Только обладая силой духа, вы можете развить твердую веру (Шраддху). Только когда у вас будет твердая вера, у вас появятся священные чувства, и вы откажетесь от желаний (упарати). Только когда у вас появится отвращение к объектам этого мира, вы сможете контролировать свои чувства (даму). Затем, как только вы добьетесь контроля чувств, вы приобретете покой души (шаму). А там, где есть мир души, есть внешняя и внутренняя чистота. А где есть внутренняя и внешняя чистота, там терпение станет вашей второй натурой, и вы будете автоматически пребывать в состоянии покоя (Шанти). Поэтому надо приложить все усилия, чтобы развить эти основные качества, являющиеся жизненно важными для прогресса на духовном пути» Сатья Саи Баба
шраддху – настойчивость, убежденность
шрама –усилия
шраута – общественные торжественные ведийские жертвоприношения. К шраута относились раджасуя, ваджапея, ашвамедха
Шрадхаван лабхате Джнянам – «Ревностный искатель обретает высшую Мудрость» – изречение. ««Шраддхааваан лабхате джнаанам» – «джнану может добыть только тот, у кого есть шраддха». «Шраддха» означает твёрдую веру в утверждения, изложенные в священных текстах (шастрах)» Сатья Саи Баба
шрейомарга – духовный путь
шрейя – духовность. «Сила шрейи (духовности) может даровать бесконечное блаженство. Поэтому вам нужно держаться не прейи, а шрейи. Люди чувственных удовольствий не желают прислушиваться к словам тех, кто советует им сойти с дурного пути. Наоборот, они стараются заманить других на свой, более низкий уровень. Тот, кто стоит на духовном пути, не только сам извлекает из этого пользу, но способствует благоденствию окружающих. Он как палочка в благовониях, которая сгорает, поглощая самое себя, чтобы отдать другим свой аромат» Сатья Саи Баба
шрейяс – «Шрейяс означает преодоление чувственных желаний и достижение духовного блаженства, описываемого как Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство). Все действия, направленные к достижению атмического (духовного) блаженства, относятся к шрейяс» Сатья Саи Баба
Шри – «благоденствие», «счастье», «блаженство», «святость», «красота», «изобилие, процветание», аспект Брахмана как дарующего все виды процветания и благополучия; богатство, величественность, милосердие. Богиня красоты и процветания – жена Вишну-Нараяны, его Шакти - Богиня Лакшми. Почтительное обращение, эпитет, добавляемый к имени, равносильный: «чтимый», «святой»; синоним внутреннего, духовного богатства. Применительно к Саи Бабе указывает на то, что Он одновременно и хранитель и даритель Брахмавидьи, высшей мудрости, которая есть истинное высшее богатство и процветание
шриватса –«любимец Шри», знак Вишну; большое родимое пятно с завитком волос, похожее на знак Гаруды – Хридая Вихары, или птицы сердца, на которой летает Господь Вишну. Подобное родимое пятно было на груди всех Аватаров, оно есть и у Сатья Саи Бабы; скрученный пучок волос на груди Вишну, Кришны. Священный знак вишнуитов, выражающий идею миропроявления, как вечного стоновления духа в материи.
Шривидья- священное, Божественное знание
Шриканта –«прекрасношеий», – имя-эпитет Шивы
Шрикара –«Приносящий благо», имя-эпитет Бога, Сатьи Саи Бабы
Шримад Бхагаватам –смотри Бхагавата Пурана
Шримайи –Тот, кто есть воплощение богатства, одно из имен Бога. «Забывая свою Божественную природу, человек попадает в сети майи (заблуждения) и страха, порожденного ею. Как избавиться от майи? Ответ: признанием Шримайи. Кто такой Шримайи? Это тот, кто всегда сияет, всегда бодрствует, всегда знает. Неблагоприятность чужда Ему. Он есть Сат. Он есть Праджня. Он есть «Я» (Нену). Божественность обладает восьмью вышеупомянутыми атрибутами – формами богатства. Необходимо объединить их, избавляясь от сознания тела и ума. Тогда единство с Богом станет очевидным» Сатья Саи Баба
Шринга –«сделанный из рога», «молодой месяц», «лук», – название лука, атрибута Вишну-Кришны
шрирамакша –защита Господа и постижение Его через локашикша (жизненные) страдания, то есть голод, нужду, бедность (дурбхикша)
Шри Лакшмирамана Нараяна –Господь, радующий Лакшми, – одно из имен Вишну
Шрисукта –имя Богини, в которой воплотилось Божественное знание
Шришешасаяна Нараяна –Господь, возлежащий на змее Шеше, – одно из имен Вишну
шришти, шриштхи, сришти –созидание,творение; проекция части целого, порождение целого, проявленный мир; процесс творения и самосотворенное, одна из семи основных характеристик Бхагавана, обладателя всех благ. «Самое первое движение, когда Парабрахма становится Парамешварой и выражает три стремления к Джнане (мудрости), Икше (желанию) и Крийе (воле), порождает самую первую вибрацию. Это движение известно как первоначальная Карма, Карма Бытия, преходящая в Становление, Карма Шришти» Сатья Саи Баба
шриштха –созданный, сотворенный
шротрия –«Что значит шротрия? Это человек, который, бесспорно, является последователем Шрути, или Вед, который придерживается предписанных правил и ограничений неуклонно» Сатья Саи Баба
Шрунга, Шринга –название горы на востоке Гималаев
Шрути – «услышанное» духовными мудрецами, риши, знание, – «услышанное» от Богов; то есть высшее откровение, которому традиция приписывает Божественное происхождение; мелодия; откровение; изначальные богооткровенные Ведические писания (Веды и Упанишады – древние священные писания)
штри таттва, стри таттва – женское начало. «Слово Шри (Sthree) состоит из трех фонем (устойчивых сочетаний согласной с гласной) – са, тха и ра. «Са»указывает на саттвическую природу женщины, представляя также три аспекта в восприятии Божества – салокьям (видение Бога), самипьям (близость к Богу) и саюджьям (слияние с Богом). «Тха» соответствует тамасическому качеству, но здесь тамас не является леностью и вялостью, а включает в себя такие качества, как смирение, доброту и скромность. Это значит, что мягкость и кротость изначально заложены в женщине, чтобы она могла служить семье и обществу в надлежащем духе. «Судите о доме по его хозяйке» – так говорят жители Андхра Прадеш. «Ра» указывает на раджогуну, но здесь это не означает драчливость и сварливость, а говорит о готовности женщин, если это необходимо, пожертвовать жизнью ради своей чести и чести своей семьи. История Бхараты полна примеров того, как героически сражались женщины и отдавали свою жизнь, защищая мужей и их доброе имя. «Шри», таким образом, представляет собой сочетание трех гун. Женщина должна быть высоко чтима за эти качества, а между тем с ней обращаются как со слабым созданием, называя ее абала, беспомощной, и отводят ей низкий статус в обществе. В связи с этим здесь уместно сказать, что женщины, обладавшие властью, проявили себя исключительно способными и деятельными как в Бхарате, так и в других странах. В Британии было много королей, но ни один из них не правил страной так умело, как королева Виктория. Ее правление было отмечено праведностью, процветанием и прогрессом. В течение ее царствования не было политических кризисов и волнений. В более поздние времена Индира Ганди мужественно и с замечательным мастерством управляла правительством. Она готова была на любые жертвы ради интересов страны. Она возглавляла правительство более двенадцати лет. У многих других премьер-министров мужчин срок пребывания в должности был совсем коротким. Женщины руководят многими организациями и трудятся на благо людей с большей отдачей и энтузиазмом. Вальмики превозносил нежность женственности. В чем же причина этой сладостности и притягательности? В духе жертвенности, считал Вальмики» Сатья Саи Баба
шубха –радость, восторг, счастье; хороший, прекрасный, благоприятный
шубхам –хорошо, прекрасно
шуддха, шуддхи, суддхи – чистый; незапятнанный; очищенная, облагороженная Антахкарана
шудра – представитель четвертой, полусвободной варны (касты) индийского общества, в состав которой входят рабочие, ремесленники, зависимые земледельцы, слуги. В определенный исторический период эта варна считалась низшей, пределом падения, исполняющей только дозволенные кастой занятия; им запрещалось изучение Вед и Веданты, они считались не достойными духовного посвящения. Если дваждырожденный исполнял обязанности шудры, он отпадал от касты. «Шудры, их идеальные характеристики? Они должны производить и накапливать вещи, представляющие ценность, не уклоняясь от пути Дхармы. Всегда искренно стремясь к пониманию целей человеческого существования, они должны разумно запасать и сохранять произведенные вещи. Стремиться произвести все больше и больше для общего блага. Вещи, собранные таким образом, должны щедро использоваться для распространения истинной Видьи (просветляющего знания) и для поощрения и поддержания добродетели» Сатья Саи Баба
Шука –«попугай»; сын Вьясы, святой мудрец и отшельник, с детства отличался большой ученостью
Шукла –белый; символизирует Ригведу; также название «светлой половины» лунного месяца, когда луна растет, а «темная половина», когда луна убывает, называется Кришна
Шукламбара –«в белых одеждах», эпитет Сарасвати
Шукра –«Яркий», «Светлый», также «Семя», одна из творческих сил; имя сына Бхригу;имя гуру демонов; отождествлен с планетой Венерой, – смотри Ушана
шукра-дхату –в Аюрведе ткань-элемент, включающий в себя семя и репродуктивную ткань
Шукраачарья –владыка планеты любви Венеры
Шуладхари –«Имеющий трезубец», символ триединства времени, – одно из имен Шивы
шунья - пустота; ничто, которое есть все. «Скопление облаков тоже иногда называют небом. Однако небо не имеет самостоятельного существования. Это не конкретная форма, составленная из пяти элементов. У неба только одно качество, а именно, шабда, звук. И этот звук распространяется повсюду. Однако было бы неправильным отождествлять шабду только с небом. Небо известно под различными именами, такими как акаша, гагана, шунья, или ничто, и т.д. Словом «небо» названо состояние, которое можно определить как «ничто». На небе ничего нет. Имея в виду свое сердце, мы иногда говорим: «Это хридайяакаша» – потому что хридайя, или сердце, на духовном уровне не обладает определенной формой. Наша «акаша» должна быть полностью очищена от всех устремлений и инстинктов, то есть от всех санкальп и викальп» Сатья Саи Баба
Шунья Брахман –Абсолют, Брахман как высшее ничто
шуритх, суритх – друг. «Гита особо выделяет слово «Шуритх» – друг. Кто является настоящим другом? Может ли он быть полностью бескорыстным? Поможет ли он вам, не ожидая ответной услуги? Будь то ваши мать, жена или сын, – каждый из них любит вас по своим, эгоистичным причинам. В этом мире невозможно найти абсолютно бескорыстного друга. Очень редко встретишь человека, который окажет услугу без малейшей личной заинтересованности. Только Бог полностью бескорыстен – как друг и как благодетель. Бог описан как «Шуритх» – друг, являющийся вашим alter ego («второе я», лат.). Бог не ищет никакой ответной награды. В Нем нет и следа личной заинтересованности. Только Бог может обладать абсолютным бескорыстием и абсолютной любовью, ничего не ожидая взамен» Сатья Саи Баба
Шурпанакха – сестра демона Раваны, персонаж эпоса «Рамаяна»
Шурья, Сурья –Божество, владыка Сферы Здоровья и Великолепия
шучи - чистота
Шучишравас –«внимающий чистому»; эпитет Вишну. «Я расскажу о некоторых моментах Своего повседневного распорядка в надежде, что они укажут вам верное направление. Я чищу зубы и язык на ночь и утром и благодаря этому содержу их в абсолютной чистоте. Я тщательно чищу язык со всех сторон приспособлением для чистки языка. Я строго придерживаюсь правила, чтобы Мой язык, рот и зубы всегда были чистыми. Я счастлив только тогда, когда Мой язык и рот абсолютно чистые. Человек почувствует святость тела, когда будет содержать язык и рот в совершенной чистоте. Чистота языка помогает поддерживать чистоту тела и ума. Вы, наверное, видели, что каждый день Я разговариваю со многими людьми. Я буду разговаривать 20 минут вместо 10 с теми, кто держит язык в чистоте, и у кого изо рта не идет дурной запах. Однако с теми, у кого изо рта плохо пахнет, Я не говорю и двух минут. Во время сна образуются бактерии, они покрывают язык, зубы и всю полость рта. Их необходимо удалять с помощью надлежащей чистки зубов, языка и рта. Только тогда мы будем здоровы и счастливы. Помимо физического очищения наш язык должен произносить только священные и чистые слова. В соответствии с этим принципом Я использую язык надлежащим образом, занимаясь священной деятельностью. Я выхожу из Своей комнаты, только тщательно очистив тело. К этому времени студент, работающий на кухне, приносит Мне кашу из крупы раги. Я съедаю ее и чувствую Себя очень счастливым и энергичным. Рано утром кроме этой каши Я ничего не ем. Я не перекусываю и не завтракаю. После того, как Я съедаю кашу, Я еще раз очищаю рот. Потом выпиваю немного свежей воды и спускаюсь вниз. После этого Я счастливо провожу время с преданными, давая им даршан и разговаривая с некоторыми из них. Некоторым людям Я даю интервью. Таким образом, Я свято разговариваю с ними в абсолютно чистом теле» Сатья Саи Баба