Тема 4. Методология современного научного познания

Темы практических (семинарских) занятий

Тема 1. Предмет, основные этапы и концепции современной философии науки

План

1. Наука как особый вид познавательной деятельности, социальный институт, производительная и социальная сила общества. Основные этапы развития науки.

2. Философия науки как самостоятельная философская дисциплина, основные этапы ее становления и развития (позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм).

3. Основные проблемы философии науки XX в.

Литература

1. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В.С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – Глава 1.

2. Микешина Л. А. Философия науки. Современная эпистемология. Учебное пособие. – М.: Прогресс-Традиция, МПСИ, Флинта. – 2005. Введение, Глава 7.

3. Лешкевич Т. Г. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М.: Инфра-М. – 2008. Раздел 1. Темы 1 и 2.

4. Никифоров А.Л. Филсофия науки: история и теория. – М.: Идея-Пресс, 2006.

5. Философия науки: проблемы и перспективы. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. – 2006. – № 10.

Темы докладов для выступления на семинаре

1. Функции философии в научном познании.

2. Функции науки в современном обществе.

3. Влияние научного знания на образ современного исследователя.

4. Научное познание и ценности техногенной цивилизации.

Основные понятия темы

Наука, философия науки, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

Тема 2. Наука в системе мировоззренческого знания

План

1. Понятие мировоззрения, его уровни.

2. Исторические типы мировоззрения.

3. Наука как тип мировоззрения.

Литература

1. Степин В.С. История и философия науки. – М.: Академический Проект, 2011. – Глава 2.

2. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М.: Гардарики, 2006. – Введение, Глава 1.

3. Микешина Л. А. Философия науки. Современная эпистемология. Учебное пособие. – М.: Прогресс-Традиция, МПСИ, Флинта. – 2005. Введение.

4. Лешкевич Т. Г. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М.: Инфра-М. – 2008. Глава 1.

5. Радугин А.А., Радугина О.А. Философия науки. – М.: Библионика, 2006. – Раздел 2.

Темы докладов для выступления на семинаре

1. Различные подходы к определению сущности мировоззрения.

2. Причины и механизмы изменения типов мировоззрения.

3. Проблема сохранения более ранних типов мировоззрения в культуре.

4. Отношения науки с другими типами мировоззрения.

Основные понятия темы: Мировоззрение, типы мировоззрения, уровни мировоззрения, миф, религия, философия, наука, образование, формирование личности, глобальные проблемы современности.

Тема 3. Наука в культуре современной цивилизации

План

1. Сущность и последствия научно-технического прогресса.

2. Специфика научного познания.

3. Культура как смысловая сфера жизнедеятельности человека.

4. Наука как особая сфера культуры.

Литература

1. Степин В.С. История и философия науки. – М.: Академический Проект, 2011. – Глава 3.

2. Радугин А.А., Радугина О.А. Философия науки. – М.: Библионика, 2006. – Раздел 5, тема 14.

Основные понятия темы

Глобальный кризис, ценность научно-технического прогресса, научное и обыденное познание, культура, современная техногенная цивилизация.

Тема 4. Методология современного научного познания

План

1. Методология как учение о формах и методах, способах изучения объекта исследования.

2. Характеристика конкретно-научных, общенаучных и всеобщих методов познания.

3. Основные принципы, категории и законы диалектического метода познания.

4. Герменевтика как наука о понимании, интерпретации и толковании текстов, ее основные принципы.

5. Системно-структурный и синергетический методы исследования и сложноорганизованных объектов и систем различных типов и классов.

Литература

1. Кохановский В. П., Лешкевич,Т. Г. и др. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов. – Ростов н/Д: Феникс. – 2010.– 603 с.

2. Лекции по философии науки: учебное пособие / под ред. Пржиленского В. И. – Ростов н/Д: МарТ. – 2008.– 541 с.

3. Лебедев С. А. Уровни научного познания // Вопросы философии. – 2010. – № 1. – С. 62-76.

4. Майданов А.С. Методология научного творчества / А. С. Майданов. – М.: ЛКИ, 2007. – 512 с.

5. Касавин И. Т. Проблема как форма знания // Эпистемология & философия. – 2009. – № 4. – С. 5-14.

6. Пахомов Б.Я. Проблема индукции: Карл Поппер и Имре Лакатос // Вопросы философии. – 2009. – № 11.– С. 123-133.

7. Смирнова Е. Д. О чем говорят парадоксы: их роль в познавательной деятельности // Вопросы философии. – 2010. – № 6. – С. 55-67.

8. Амесса Дебласио (США). Новые тенденции в альтернативных эпистемологиях // Эпистемология и философия науки. – 2010. - №1. – С. 160-172.

9. Илларионов С.В., Микешина Л.А., Федотов В.Г. Обсуждаем статьи о методологии // Эпистемология и философия науки. – 2009. - №1. – С.156-171.

10. Медведев В.А. О тенденциях развития методологической культуры мышления// Вопросы философии. – 2010. - №2. - С. 161-164.

Темы докладов для выступления на семинаре

1. Сущность метода и его функция в научном исследовании.

2. Соотношение понятий «метод» и «методология».

3. Основные уровни методологии научного исследования.

4. Взаимодействие уровней методологии научного исследования.

Основные понятия темы

Методология, конкретно-научные, общенаучные и всеобщие методы познания, диалектический метод познания, герменевтика, системно-структурный метод исследования, синергетика.

Наши рекомендации