Римский театр эпохи Республики
А. Ранняя римская литература
(с середины III в. до н.э. до середины II в. до н.э.)
Исторический контекст:
Победы Рима над Карфагеном в первой (264-241), второй (218-201) и третьей (149-146) Пунических войнах.
К середине II в. до н.э. Рим покоряет все Средиземноморье и устанавливает свое господство над Грецией.
1. В результате двух побед над Карфагеном Рим обретает статус могущественнейшей державы Средиземноморья, но по уровню развития культуры значительно уступает соседним высокоразвитым эллинистическим государствам.
2. Начинается эпоха «создания» культуры по греческому образцу (строятся храмы, устраиваются театральные представления и национальные игры).
3. Первые римские поэты закладывают основы национальной римской литературы, учитывая греческие достижения.
- Ливий Андроник (ок. 280-204) перевел на латинский язык «Одиссею».
- Гней Невий (ок. 270-201) отразил рост самосознания римлян, победивших в первой Пунической войне, создав первые претексты (трагедии на сюжеты из римской мифологии и истории) и первое эпическое произведение на сюжет из национальной истории «Пуническая война»; ввел важный для римской комедии прием контаминации (создание из двух эллинистических комедий одной).
- Квинт Энний (239-169) продолжает национальную эпическую традицию («Анналы»), создает претексты; известен также сборник стихотворений Энния, написанных в разных жанрах на разные темы, с использованием разных стихотворных размеров («Сатиры» (смесь, мешанина)).
4. Во времена Пунических войн формируются прозаические жанры: историография и красноречие. И ораторское выступление, и историческое повествование воспринимаются в их связи с политическими баталиями и потому становятся сферой деятельности представителей знатных родов (первые поэты в отличие от первых прозаиков весьма низкого происхождения).
- Первые исторические сочинения пишутся по образцу анналов, но на греческом языке, который был понятен всему Средиземноморью (Квинт Фабий Пиктор и Луций Цинций Алимент).
- Марку Порцию Катону (Старшему) (234-149) принадлежит первый исторический труд на латинском языке «Начала».
- Катон Старший стоит у истоков римского красноречия («Держись сути, а слова придут»).
Б. Римский театр эпохи Республики
5. Связь греческого театра с религией Диониса определила его важное место в классической греческой культуре.
6. Истоки римской театральной традиции:
- фесценнины,
- ателланы.
7. Театральные представления по греческому образцу призваны утвердить статус Рима как культурной державы, тем не менее театр надолго остается лишь средством развлечения.
8. Театральные жанры:
- трагедия (сюжет из греческой мифологии),
- претекста (трагедия на сюжет из римской мифологии или истории).
- паллиата (комедия по образцу новоаттической на сюжет из греческой жизни),
- тогата (комедия на сюжет из римской жизни),
- ателлана (фарс).
9. Зрительское внимание удерживается в трагедии за счет напряженного ожидания развязки, в комедии – за счет интриги и комических элементов.
10. Успех у широкой публики комедий Тита Макция Плавта (ок. 250-184), осуществившего органический синтез паллиаты и ателланы, во многом был обеспечен использованием фарсовых элементов.
Изысканные, но не смешные («зеркало жизни») паллиаты Публия Теренция Афра (ок. 190-159) прославили его среди образованных римлян.
Лекция 15. Римская литература эпохи гражданских войн
(середина II в. до н.э. – 43 г. до н.э.)
Исторический контекст:
Восстания рабов и неполноправных провинциалов:
Первое сицилийское восстание рабов под предводительством Эвна (136-132), второе сицилийское восстание рабов (104-100), переросли в войны.
Восстание италиков (91-88), массовые убийства римлян в Малой Азии (88), восстание во главе с Серторием в Испании (80-72), восстание рабов в Италии под предводительством Спартака (73-71).
Борьба за власть в Риме в I в. до н.э.
Война между Марием и Суллой (88-82), диктатура Суллы (82-79), заключение первого триумвирата (60), война между Помпеем и Цезарем (49-46), диктатура Цезаря (48-44), заключение второго триумвирата (43).
1. В эту эпоху достижения греческой культуры, творчески и окончательно освоенные Римом, становятся фундаментом высшего расцвета римской литературы.
2. Греческая риторика и философия перестают быть достоянием узкого круга образованных аристократов. Идеал эпохи (обрисован Цицероном) – человек, философская образованность и риторические навыки которого находятся в гармоническом единстве: философия открывает путь к самосовершенствованию, риторика определяет возможности воздействия на общество.
3. Обстановка политической борьбы стимулирует развитие прозаических жанров:
- красноречия (Цицерон, Квинт Гортензий Гортал (114-50), Гай Юлий Цезарь (100-44)),
- историографии (Гай Саллюстий Крисп (86-35), Корнелий Непот (ок. 100-32)),
- мемуаристики (Юлий Цезарь).
4. Общий эмоциональный настрой эпохи пессимистический (гибель Республики воспринимается как гибель Рима, к которой приводит забвение древних ценностей, упадок доблести).
5. Оратор, политический деятель, философ Марк Туллий Цицерон (106-43) в своем творчестве воплощает основные тенденции золотого века прозы.
6. Цицерон, ораторское искусство которого признано вершиной римского красноречия, учился у родосского ритора Молона. (Родосская школа красноречия являет «золотую середину» между восточной пышностью азианского стиля и аскетизмом аттического стиля).
7. Как теоретик ораторского искусства Цицерон выступает в зрелом возрасте:
- В диалоге «Об ораторе» (55) он создает образ идеального оратора, обладающего знаниями почти во всех областях науки и практической жизни.
- Художественным очерком истории красноречия можно назвать диалог «Брут, или О знаменитых ораторах» (46); за общим обзором греческого красноречия следует подробная история римского красноречия, которое, совершенствуясь от эпохи к эпохе, еще не достигло, по мнению Цицерона, своей вершины.
- В трактате «Оратор» (46) разрабатывается вопрос о стиле; в этом произведении Цицерон утверждает, что обладающий философским образованием идеальный оратор должен владеть тремя стилями (простым, средним и высоким). Учение о трех стилях находит соответствие в учении о трех задачах оратора: простой стиль призван убеждать, средний – услаждать, высокий – взволновать и увлечь.
8.В творчестве Гая Луцилия (180-102) формируется жанр сатиры (обличительной, часто персонально направленной).
9.Отрешенность от политической жизни демонстрирует автор дидактико- философской поэмы «О природе» Тит Лукреций Кар (96-55).
Просветительский пафос (в представлении Лукреция, эпикурейская философия, которую он излагает, указывает путь выживания в эпоху кризиса) сочетается с объективно элитарным характером поэмы.
10. В I в. до н.э. в римской литературе возникает лирическая поэзия. Ее расцвет связан с деятельностью кружка неотериков (новых поэтов), впервые в истории римской литературы выразивших интерес к миру личных чувств и переживаний человека. Главой кружка считается Публий Валерий Катон (ок.100-20), а лучшим представителем - Гай Валерий Катулл (87-54).
Неотерики провозгласили своим образцом александрийскую поэзию – поэзию малых форм (элегия, эпиграмма, эпиллий), поэзию для избранного круга, поэзию мастерства, а не вдохновения.
11. В области драмы любимым зрелищем римского плебса становятся ателланы.
Лекция 16. Римская литература эпохи Августа
Исторический контекст:
Внучатый племянник Юлия Цезаря Гай Октавий – 63 г. до н.э. - 14 г. н.э.; с. 44 г. до н.э. – Гай Юлий Цезарь (Октавиан); с 27 г. до н.э. – Цезарь Август (возвеличенный).
Заключение второго триумвирата (Октавиан, Антоний, Лепид) – 43 г. до н.э.
Победа Октавиана над Антонием и его союзницей царицей Клеопатрой при Акции – 31 г. до н.э.
1. Установлением единоличной власти Октавиана в 30 гг. I в. до н.э. завершается вековая эпоха восстаний и гражданских войн. Официально считается, что республика не погибла в результате долгого кризисного периода, а сохранилась при деятельном участии Октавиана, что грехи предков искуплены, что восстановлены древняя добродетель (виртус –военная доблесть, сочетающаяся с верностью долгу перед отечеством) и благочестие (пиетас).
2. Оптимистический настрой эпохи обусловливается открывшейся перспективой возрождения былого величия Рима.
3. Октавиан объявляет себя принцепсом – первым среди равных (во времена Республики так именовались сенаторы, которые в списке сената значились первыми). Свое превосходство Октавиан обосновывает, опираясь на не регламентированную законом категорию – «авторитет принцепса».
4. Общественное мнение, поддерживающее авторитет принцепса, формируется в том числе и при помощи литературы. Советник Августа Гай Цильний Меценат (ок. 74-8) поддерживает талантливейших писателей нового поколения (эпика Публия Вергилия Марона (70-19), лирика Квинта Горация Флакка (65-8), драматурга Луция Вария Руфа). Так складывается знаменитый кружок Мецената, ставший центром литературной жизни Рима.
5. Авторы, приближенные Меценату и Августу, отдают дань восхищения деяниям принцепса, но по существу, восхваляют «восстановленную» им республику (Вергилий, Гораций, Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.)).
- Имея первоначальный замысел воспеть Октавиана и его победы, Вергилий в героической поэме «Энеида», прославляет величие Рима: поэт представляет мифологическую предысторию (от гибели Трои до поединка Энея и Турна) как обоснование миссии Рима – владеть миром.
- Эней (главный герой поэмы) воплощает представление эпохи о древнеримской доблести и благочестии.
6. Эпоха Августа – золотой век римской поэзии.
- В творчестве Вергилия, Горация, Альбия Тибулла (ок. 55-19) и Секста Проперция (ок. 50-15) тончайшим образом разрабатываются поэтический язык и стиль.
- Тибулл и Проперций доводят до совершенства жанр субъективной любовной элегии, жанрообразующими признаками которой являются: традиционные образы (влюбленный поэт, его единственная возлюбленная, ее муж или любовник и т.д.), устойчивая система мотивов, объединение в циклы.
- В области стихотворного ритма достиг совершенства Гораций: в его одах и эподах употребляется два десятка различных видов строф (как метрических единиц). Свою высшую заслугу перед римской поэзией («Памятник») Гораций видит в том, что «приобщил» размеры эолийского мелоса к латинским стихам.
- Идеал эпохи Августа (обрисован Горацием в «Послании к Писонам») – поэт, который, подобно оратору предшествующей эпохи, сочетает философскую образованность и дар слова.
- Прозаические жанры, тесно связанные с политической борьбой, отодвигаются на второй план. Совещательное красноречие приходит в упадок.
- «Римская история от основания города» - историческое повествование Тита Ливия, прославляющее идеализированное прошлое Рима, стилистически сближается с эпической поэзией.
7. «Послание к Писонам» Горация – нормативная поэтика эпохи Августа.
- Гораций разделяет принцип уместности и меры (внутренней гармонии), провозглашенный Аристотелем.
8. Эстетический образец эпохи – греческая классика, но римские авторы воспринимают себя как достойных соперников греческим поэтам: Вергилий – «римский Гомер», Гораций – «римский Алкей».
9. Публий Овидий Назон (43 до н.э. – 17 н.э.) выступает как новатор во всех жанрах, к которым обращается в своем творчестве, экспериментируя с утвержденными традицией образцами и достижениями:
- Сохранив жанрообразующие признаки субъективной любовной элегии, Овидий превратил ее в объективную, проведя ощутимую грань между собой и своим лирическим героем.
- «Наука любви», «Средства от любви» - дидактические поэмы на легкомысленном материале: советы, как найти и удержать возлюбленного и как избавиться от надоевших отношений.
- Использовав опыт александрийской ученой поэзии малых форм, Овидий объединяет в одном произведении («Метаморфозы») свыше 250 мифов о превращениях.
- В «Печальных элегиях» Овидий новаторски воплощает тему одиночества.
Лекция 17. Римская литература эпохи Империи
(общий обзор литературы I-III вв. н.э.)
1. После Августа литература всегда находится под покровительством императоров:
- император Клавдий (41-54) учреждает при дворцовой канцелярии отдел, который следит за движением литературной продукции;
- Нерон (54-68) учреждает публичные состязания поэтов и ораторов;
- Домициан (81-96) также проводит состязания литераторов;