Семиотика. Общие представления о знаке
РЕФЕРАТ
Знаковая теория языка. Учение Ф. де Соссюра о | |
тема | |
лингвистическом знаке. |
Преподаватель | Бурмакина Н.А. | |||||
подпись, дата | инициалы, фамилия | |||||
Студент | ЭА 15-11 | Голубцова Е. В. | ||||
номер группы | подпись, дата | инициалы, фамилия | ||||
Красноярск 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 Семиотика. Общие представления о знаке. 4
2 Знаковая теория языка. 5
2.1 Понятие знаковой теории языка. 5
2.2 Виды знаковых теорий. 7
2.2.1 Логико-математическая теория. 7
2.2.2 Философская теория. 8
2.2.3 Лингвистическая теория. 9
3 Учение Фердинанда де Соссюра о лингвистическом знаке. 9
4 Сильные и слабые стороны учения Ф. де Соссюра. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 17
ВВЕДЕНИЕ
Каждый язык – существующий набор единиц, подчиняющийся определенной системе. Единица языка – знаковый элемент.
Дж.Свифт «Гуливер»: Люди решили обходиться без языка, но предметами. Это неудобно: не все можно положить в карман. Таким образом, язык – система знаков, которые есть средство общения
С идеями структурализма тесно связана проблема знаковой природы языка, которая остается одной из центральных в современной лингвистике. Формирование знаковой теории языка происходит уже в античной философии, в частности в работах стоиков, которые определяли языковой знак как двустороннюю сущность, образованную отношением означающего -звуков и означаемого - значения. Понимание языкового знака как единства звуков и значения прошло через всю средневековую философию. В новое время идеи знаковой природы языка заложил В. Фон Гумбольдт, сформулировавший «закон знака» как механизм соединения значения и формы его выражения. По Гумбольдту, единство формы и значения в языке «коренится во внутреннем, соотнесенном с потребностями мыслительного развития, языковом сознании и в звуке», которые взаимодействуют между собой. Большое влияние на формирование знаковой теории языка оказали работы языковедов XIX – ХХ вв. Ф. де Соссюра, И. А. Бодуэна де Куртенэ, А. А. Потебни, Ф. Ф. Фортунатова, Н. С. Трубецкого и других.
Семиотика. Общие представления о знаке
Семиотика (греч. sēmeiotikē, от sēméion – знак, признак) изучает различные знаковые системы, используемые человеком, их виды, строение, общие свойства, а также знаковые функции кино, живописи, литературы, и других видов человеческой культуры. Исторические корни семиотики обнаруживают в сочинениях Блаженного Августина (IV – V вв.), в логико-лингвистических учениях схоластики XII – XIV вв., в учении Дж. Локка, в идеях Лейбница об искусственном языке (XVII – начало XVIII в.). Термин семиотика в научный оборот ввел один из ее основателей – американский философ Чарлз Сандерс Пирс (1839 – 1914). По существу, он создал семиотику как науку о системе знаков, применяемых в человеческих коллективах.
Знаки - это условные обозначения, которые используются как заместители реальных предметов, как представители этих реальностей, вызывающие в сознании образ, представление, понятие об этих реальностях. (Маслов Ю.С.)
Знаки обладают следующими свойствами:
1. Знак должен быть материальным, т. е. должен быть доступен чувственному восприятию.
2. Знак не имеет значения, но направлен на него, для этого он и существует.
3. Связь между знаком и его содержанием условна (произвольна), поскольку она устанавливается каким-то коллективом и впоследствии может быть изменена.
4. Противопоставленность другому знаку. (Красный цвет светофора противопоставлен зеленому).
Знак и его содержание определяется местом и ролью данного знака в данной системе аналогичного порядка знаков.(Если сравнить кляксу и букву: материальная природа их одинакова, обе доступны органам восприятия, но для характеристики кляксы все ее материальные свойства (размер, форма, цвет, степень жирности) — одинаково важны, а для буквы важно лишь то, что отличает эту букву от других).
Все знаки имеют материальную чувственно-воспринимаемую форму. Экспонент (означающее) – внешняя форма. Означаемое – содержание. На уровне передачи информации знаки должны обладать одинаковым содержанием, иначе один другого может не понять, т.к. вкладывает разный смысл. Любой знак двусторонний, т.к. состоит из означаемого и означающего. Экспоненты знака всегда материальны, если форма неуловима – это не знак.
Знаки существуют не изолированно, но в связях, системах взаимосвязанных элементов. Потеря одного элемента влечет изменения в системе. Системы бывают материальными (система реки) и идеальными (мыслимыми), первичными (камень состоит из молекул) и вторичными (дом из камней). Не все элементы системы равно важны, но лишь базовые особенно. Элементы системы внутренне структурированы, структура не может быть вне системы.
Один и тот же знак имеет несколько функций, и одно и то же значение выражается несколькими знаками. Таким образом, всякий языковой знак потенциально омоним и синоним одновременно. Обозначающее и обозначаемое все время «скользят по плоскости реальности». Первое стремится обладать иными функциями, нежели его собственные, второе стремится выразиться иными средствами, чем его знак. Оба ассиметричные, парные, в состоянии устойчивого равновесия. Благодаря этому ассиметричному дуализму структуры знаков лингвистическая система может развиваться: позиция знака постоянно перемещается, приспосабливаясь к требованиям конкретной ситуации.
Все системы средств обмена информацией – знаковые (семиотические). Язык – сложнейшая знаковая система. Любой знак означает нечто отличное от самого явления (дорожный знак «извилистая дорога» нарисован как «Z», но дорога же не идет таким зигзагом).
В процессе общения используются различные знаковые системы (азбука Морзе и др.). Языковая система ни на что не опирается, но все другие системы опираются на нее: речевое общение осуществляется в форме высказывания, в каждом высказывании есть план выражения (звучание или графическое изображение) и план содержания (мысль, идея).
Знаковая теория языка