Мировоззренческое и методологическое знание философии
Философия
Конспект
Вопросы:
1. Мировоззренческое и методологическое знание философии.
2. Наука как важнейший компонент культуры: сущность, классификация, значение.
3. Философские идеи И. Канта.
Мировоззренческое и методологическое знание философии
Философия как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности.
Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.
Мировоззрение по своей форме может быть: мифологическим, религиозным, философским.
Это зависит от того, на каком основании оно базируется — на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания.
Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное. Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.
Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.
Методологическая функция
Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.
2. Наука как важнейший компонент культуры: сущность, классификация, значение
Наука является одним из важнейших основных компонентов духовной культуры. Ее особое место в духовной культуре определяется значением познания в способе бытия человека в мире, в практике, материально-предметном преобразовании мира. Материально-предметное, практическое изменение мира невозможно без познания мира. Познание является внутренним, неотъемлемым моментом практической деятельности. Практика и познание взаимно дополняют и опосредуют друг друга. Познание порождается практикой человека и в конечном счете нацелено на ее совершенствование.
Познание может быть донаучным, вненаучным и научным. Наука представляет собой лишь одну из исторических форм познания мира. Долгое время познание развивалось в донаучных формах (мифология, религия и др.). Вместе с тем некоторый познавательный момент несомненно свойствен (был всегда и присутствует сейчас) и ненаучным формам духовной культуры — искусству, политическому сознанию, правосознанию, морали и религии.
Донаучное и вненаучное обыденное, житейское знание позволяет лишь констатировать и поверхностно описывать состояния предметов, вещей, фиксировать некоторые факты. Научное знание предполагает не только описание, но и объяснение фактов, выявление всего комплекса причин, порождающих явление. Наука ориентирована на получение такого нового знания, истинность которого не просто утверждается, но и доказывается, обосновывается, ориентирована на строгую, последовательную организацию знания, на его систематизацию, получение достоверных предсказаний и т.п.
Наука стремится к максимальной точности, объективности. Результаты научного познания (теории, понятия и др.) организованы таким образом, чтобы исключить все личностное, привнесенное исследователем от себя. Одна из главных особенностей науки состоит в том, что она нацелена на отражение объективных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит ни от человека, ни от человечества. Наука стремится прежде всего построить объективную картину мира, т.е. отразить его так, как он существует «сам по себе», независимо от человека. Никакой другой компонент духовной культуры (ни искусство, ни идеология, ни религия и т.д.) такой цели перед собой не ставит.
Философские идеи И. Канта
В конце 18 века Европа переживала разочарование в идеях просветителей. Создать образцовое общество, в котором все были бы свободны и равны, не удалось, почти все народы оказались втянуты в различные конфликты и войны. Философы задумались над проблемой, почему это произошло, ведь человек же вооружён разумом. Неужели разум – это ненадёжное и неэффективное средство познания и преобразования мира? Основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) занялся исследованием вопроса о способностях и границах разума.
До Канта философы считали, что в мире есть познанное и непознанное, причём, превратить второе в первое – дело времени, когда-нибудь вооружённый всемогущим разумом человек познает всё. Кант же полагал, что помимо познанного и непознанного в мире есть ещё и непознаваемое. Это значит, что между миром и нашим представлением о нём есть существенная, принципиальная разница. Она обусловлена специфическим устройством человека, а именно врождёнными способностями получения и осмысления чувственного опыта. Например, если бы у человека был другой набор органов чувств или другие мыслительные способности, то и картина мира была бы другой.
По Канту, объекты действительности обладают гораздо большим набором свойств и связей, чем мы можем познать. Доступные познанию свойства и связи объектов философ называл феноменами – «вещами для нас». Непознаваемую сущность объектов Кант обозначил понятием «ноумен» - «вещь в себе».
Таким образом, Кант показал принципиальную ограниченность разума в деле познания мира. Врождённые способности человека, с одной стороны, делают возможным познание, с другой стороны, выступают его границами. Человек никогда не узнает, каким на самом деле является мир. Это означает, что будут обречены на провал все попытки глобального разумного переустройства мира. Всегда останутся неизвестные и неучтённые человеком факторы, которые перечеркнут намеченные им планы.
Что же тогда остаётся делать человеку? Кант полагал, что человек должен жить в соответствии со сформулированным им законом нравственного поведения – категорическим императивом (всеобщим повелением). Он гласит: «Поступай по отношению к людям так, чтобы они были целью, но не средством твоих действий». Императив запрещает использовать других людей как вещи, нужно жить не для себя, а ради других.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – М.: Республика, 2003.
2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000.
3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА – М., 2006.
4. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.