IV. Практическая фронтальная работа. Вывод: замкнутая фигура, имеющая несколько углов и столько же сторон, называется многоугольником.
– Я взяла 4 палочки-отрезка (учитель работает на фланелеграфе). Получился ли у меня квадрат? Почему? (Незамкнутая линия.) Я замкну линию. Как называется такая фигура? (Многоугольник.) |
Вывод: замкнутая фигура, имеющая несколько углов и столько же сторон, называется многоугольником.
– Сегодня мы познакомимся с разными многоугольниками, узнаем, почему они так называются, от чего зависят их названия. Будем учиться их выкладывать из палочек и вычерчивать. Как вы понимаете слово «многоугольник»? (Много углов.)
– Я расскажу вам сейчас историю, которая произошла с нашими гостями – Треугольником и Квадратом.
Жили-были два брата: Треугольник с Квадратом. Старший – квадратный, Добродушный, приятный. Младший – треугольный, Вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат: «Почему ты злишься, брат?». Тот кричит ему: «Смотри, Ты полней меня и шире, У меня углов лишь три, У тебя же их четыре!». | Но Квадрат ответил: «Брат! Я же старший, я – Квадрат!». И сказал еще нежней: «Не известно, кто нужней!..» Вот настала ночь, и к брату, Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато Срезать старшему углы. Уходя, сказал: «Приятных Я тебе желаю снов! Спать ложился – был квадратным, А проснешься без углов!..» |
– Что сделал младший брат? (Срезал углы.)
– У вас на столе лежат квадраты. Загните у них углы. Посчитайте, сколько углов получилось. (Восемь.) Послушайте, что было дальше.
…Но наутро младший брат Страшной мести был не рад. Поглядел он – нет Квадрата! | Онемел, стоял без слов… Вот так месть! Теперь у брата Восемь новеньких углов. |
– Какое название можно дать этой фигуре? (Восьмиугольник.)
– От чего же зависит название многоугольника?
Вывод: название многоугольника зависит от количества углов.
– Выложите на парте многоугольники (два ученика работают на фланелеграфе): I вариант – пятиугольник; II вариант – шестиугольник.
– Сколько палочек-отрезков потребовалось? Почему?
Вывод: название многоугольника зависит и от количества сторон.
– Одинаково ли количество углов и сторон у каждого многоугольника? (Да.)
– Рассмотрите фигуры на доске.
– Покажите четырехугольники; треугольники; восьмиугольники.
– Как одним словом назвать фигуры, которые вы показали? (Многоугольники.)
– Все ли здесь многоугольники? Покажите «лишнюю» фигуру. Почему?
На доске – геометрические фигуры.
– Как называются все эти фигуры? (Многоугольники.)
– А если я возьму два отрезка, получится ли многоугольник? (Нет.)
– Какое минимальное количество сторон и углов может быть у многоугольника? (Три.)