Модель 4 (верхняя экстрема)
Индивидуальные предпосылки. После 1975 г. население не поддерживается на постоянном уровне путем уравнивания коэффициентов рождаемости и смертности. Рост капитала ограничен путем наложения требования, чтобы капиталовложения были равны амортизации. Проводится определенная технологическая политика, которая включает в себя повторное использование ресурсов, новые приспособления для контроля над загрязнениями. Произошли важные перемены, например, в том отношении, что больше внимания обращается на производство продовольствия и услуг, чем на производство промышленной продукции.
Прогнозируемое развитие мировой системы. Равновесный уровень промышленной продукции на душу населения будет в 3 раза превышать средний мировой уровень 1970 г.
Модель 5
Исходные посылки. Осуществляются те же меры по ограничению роста и стабилизации, что и в модели 4, но начиная не с 1975 г., а с 2000 г.
Прогнозируемое развитие мировой системы. Равновесное состояние не достигается. Численность населения и промышленный капитал достигнут такого высокого уровня, что недостаток продовольствия начнет ощущаться ранее 2100 г.
Выводы:
Если современные тенденции роста населения мира, индустриализации, загрязнения окружающей среды, производства пищевых продуктов и истощения ресурсов останутся такими же, то пределы роста на нашей планете будут достигнуты в какой-то из моментов в следующем столетии. Наиболее вероятным результатом этого явится внезапное и неудержимое падение численности населения и объема промышленного производства.
Существует возможность изменить современные тенденции роста населения, индустриализации, загрязнения окружающей среды и добиться экологической и экономической устойчивости, которую можно сохранить вплоть до отдаленного будущего. Состояние глобального равновесия можно спроектировать так, что будут удовлетворены основные материальные потребности каждого человека на земле, и он будет иметь возможность реализовать свой индивидуальный потенциал.
Если люди во всем мире сочтут целесообразным решение проблем, предлагаемые в п.2, то чем скорее они начнут двигаться в соответствующем направлении, тем больше будет шансов на успех.
Выживание человечества, дальнейший социальный прогресс в условиях взаимосвязанного и целостного мира, становление и развитие единой цивилизации на Земле предполагает не только всеобщее признание таких фундаментальных гуманистических принципов, как свобода выбора народами своего будущего, всевозрастающая многовариантность социального прогресса и верховенство общечеловеческих интересов., но и практическое воплощение их.
По мнению известного футуролога О.Тоффлера, человечество вступило в переходный период от старой к принципиально новой цивилизации. Существенными чертами переходного периода ученый считает:
o постепенный переход от традиционных ископаемых источников энергии к нетрадиционным;
o замена массового производства производством товаров и услуг, четко ориентированных на потребителя;
o замена нуклерной семьи “многоформной”;
o сдвиг в организации корпорации к формам менее бюрократическим, более специализированным и ориентированным на решение конкретных проблем;
o демассификация средств коммуникации, чему способствует развитие кабельного телевидения, видеофонов, спутников связи.
Существует также множество других, глобальных прогнозных моделей. Ученые всего мира заставляют колокол тревоги биться все громче. Глобальный кризис современной цивилизации вызвал к жизни и принципиально новые подходы к изучению общества и человека. На мир, писал Лев Гумилев, можно смотреть из мышиной норы, с вершины холма и с высоты полета орла, ибо мы должны оценивать результаты наших действий в долговременной перспективе, на одно-два поколения вперед. Иначе наши внуки и правнуки могут оказаться у разбитого корыта.
Миф о Прометее мы читаем сегодня по-новому: мало похитить огонь у богов, надо еще научиться хранить огонь, хранить хижину от пожара. Если мы не обуздаем свое тщеславие, стремление к успеху любой ценой, свою алчность, корысть, варварство, если не перестанем жить не по средствам, если у нас не хватит разума, воли, ответственности - мы разрушим все на свете и над великой трагедией цивилизации опустится занавес.
Какое будущее ожидает человечество? Ответ на этот вопрос зависит от того, как, когда и каким образом будут решены глобальные проблемы современности, начиная с проблем предотвращения ядерной войны и кончая проблемами обеспеченности растущего человечества продовольствием, энергией, сырьем. У человечества есть все возможности для успешного решения этих проблем. Но о будущем мало мечтать - за будущее надо бороться.
И в заключение - поэтическое образное отражение тех проблем о которых мы говорим.
Яков Хелемский
На исходе века
Двадцатый век, стремительно состарясь,
Решился напоследок подсчитать,
Лесов на свете много ли осталось
И сколько русел повернули вспять.
К тысячелетью новому готовясь
Задумался на позднем рубеже
Не слишком ли укоротили совесть
И не пора ль подумать о душе?
Не слишком ли безумны человеки,
Трусцою провожающие век?
Не слишком ли глушат видеотеки
Святую тишину библиотек?
И не страшней ли пули браконьерской
Амбиция ученого дельца,
Который, угождая министерству,
Уродует урочья и сердца.
Столетье, обновляясь беспрестанно,
Осознает и каждый свой просчет.
...Пусть вольно дышит Ясная Поляна,
Печора безбоязненно течет.
Отнюдь не для трескучего народа
Забот вседневных постигаем суть
Течение жизни жаждем повернуть,
А реки поворачивать не надо.
В итоговой теме курса Вам предлагается несколько вариантов заданий, имеющих комплексный характер и предполагающих использование всех знаний, полученных в изучении философии.
Пополните свой словарь следующими понятиями:
будущее, прогноз, социальное прогнозирование, нормативный прогноз, поисковый прогноз, экстраполяция, моделирование, экспертные оценки, глобальные проблемы, глобальное моделирование, глобальное прогнозирование
Задание 1
Один из известных философов ХХ века К.Ясперс в своей книге “Истоки истории и ее цель” так описывает будущий мировой порядок: “Все процессы будут “внутренними”. Нет больше чуждых сил, варварских народов, которые могли бы вторгнуться в этот мир извне. Если извне больше не грозит опасность, то нет больше внешней политики, нет необходимости ориентировать государство на оборону... Вся продукция государства служит теперь росту благосостояния, а не разрушительной военной технике... В целом можно считать, что время национальных государств прошло... В настоящее время речь идет о том, как происходит объединение наций, необходимое для создания мировой державы,- подчиняет ли одна нация себе другую или равные по своим жизненным устоям нации образуют, жертвуя своим суверенитетом, единое государственное сообщество... Все это возможно только без тотального планирования на основе планирования лишь общезначимых законов и договоров в обществе свободного рыночного хозяйства, сохраняющего свое решающее значение в ряде существенных областей, в условиях конкуренции и духовного соперничества, в свободном общении, прежде всего в сфере духа.
...Мировой порядок не может быть просто создан.
... Значительно отчетливее, чем самый мировой порядок, встает перед нашим взором грозящая нам опасность на пути к нему. Однако, в факте познания уже заключен ее момент преодоления. В жизни человека нет смертельной опасности, пока он способен сохранить свободу”
К.Ясперс. Будущий мировой порядок // Век ХХ и мир.- 1990.- №9.- С.20-25.
Проанализируйте рассуждения философа: с чем Вы согласны, а с чем - нет?
Какие прогнозы К.Ясперса, сделанные в 1949 г. реальны, какие нет?
Задание 2
Одним из методов глобального прогнозирования является составление сценария взаимосвязанного развития глобальных проблем. Как правило, составляется несколько, по крайней мере, четыре сценария:
1. механическая экстраполяция существующих тенденций (что будет, если все сохранится, как есть?);
2. верхняя экстрема - максимально возможное развитие тенденции в благоприятную для человека сторону;
3. нижняя экстрема - максимально неблагоприятный вариант развития, предельное обострение проблем;
4. наиболее вероятный тренд (“средний вариант”) или наиболее вероятное развитие событий.
Попытайтесь составить несколько сценариев развития глобальных проблем (гонка вооружений, сырьевой кризис, разрыв в уровне экономического развития различных стран на планете, рост народонаселения, продовольственная проблема, проблемы занятости, отклоняющегося поведения людей, наркомания, преступность, упадок духовной культуры, экономические проблемы, стихийная урбанизация) до 2020 года.
Задание 3
Известный американский футуролог Ольвин Тоффлер всю историю человечества делит на три больших периода (в третий человечество только входит - это скорее прогноз, чем реальность): “первая волна” принесла с собой господство сельского хозяйства; “вторая волна” - массовое промышленное производство; “третья волна” - это компьютер, биологическая революция, изменение видов энергии и как следствие - всесторонняя социальная трансформация.
“Это кризис не политический или социальный,- пишет Тоффлер о современном обществе, - а индустриальный, последний кризис, который переживает экономика, созданная цивилизацией “второй волны”. Новые силы прорываются на мировую арену, давая начало новой, “третье волне” изменений”
Тоффлер О. Прогнозы и предпосылки // Социологические исследования. – 1987. – №5. – С.118-131.
Дайте анализ этой концепции. С каких методологических позиций выступает ученый? Попытайтесь более подробно описать, как вместе с коренными изменениями в технике и технологии будут меняться характер труда, социальная структура общества, политические институты, сам человек?
Задание 4
Известен большой вклад в анализ и прогноз глобальных проблем ХХ века международной организации ученых Римский клуб. Основатель и президент Римского клуба итальянский общественный деятель А.Печчеи пишет: ”Диагноз этих затруднений пока неизвестен, и против них нельзя прописать эффективных лекарств; при этом они усугубляются еще той тесной взаимозависимостью, которая связывает ныне все в человеческой системе... В нашем искусственно созданном мире буквально все достигло небывалых размеров и масштабов: динамика, скорость, энергия, сложность - и наши проблемы тоже. Они теперь одновременно и психологические, и социальные, и экономические, и технические, и вдобавок еще и политические...” Далее Печчеи приводит список тех проблем, которые Римский клуб назвал глобальной проблематикой: 1) бесконтрольное распространение человека по планете; 2) неравенство и неоднородность общества; 3) социальная несправедливость; 4) голод и недоедание; 5) широкое распространение бедноты; 6) безработица; 7) мания роста; 8) инфляция; 9) энергетический кризис; 10) недостаток природных ресурсов; 11) распад международной торговой и финансовой системы; 12) протекционизм; 13) неграмотность и устаревшая система образования; 14) бунты среди молодежи; 15) отчуждение; 16) упадок городов; 17) преступность и наркомания; 18) взрыв насилия и ужесточение полицейской власти; 19) пытки и террор; 20) пренебрежение законом и порядком; 21) ядерное безумие; 22) политическая коррупция; 23) бюрократизм; 24) деградация окружающей среды; 25) упадок моральных ценностей; 26) утрата веры; 27) ощущение нестабильности; 28) неосознанность всех этих трудностей и их взаимосвязей
Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1980. – С.91-92.
Попытайтесь из этого перечисления составить классификацию по следующим критериям: по степени значимости для настоящего (ключевая проблема - главные проблемы - производные проблемы); по степени вероятности их решения в будущем.
Задание 5
Андрей Дмитриевич Сахаров в своей статье “Мир через полвека” в 1974 году писал: “Сильные и противоречивые чувства охватывают каждого, кто задумывается о будущем мира через 50 лет - о том будущем, в котором будут жить наши внуки и правнуки. Эти чувства - удрученность и ужас перед клубком трагических опасностей и трудностей безмерно сложного будущего человечества, но одновременно надежда на силу разума и человечности в душах миллиардов людей, которая только одна может противостоять надвигающемуся хаосу”. Далее А.Д.Сахаров предупреждает, что даже если будет устранена главная опасность - гибели цивилизации в огне большой термоядерной войны - положение человечества останется критическим.
Человечеству угрожает упадок личной и государственной морали, проявляющийся уже сейчас в глубоком распаде во многих странах основных идеалов права и законности, в потребительском эгоизме, во всеобщем росте уголовных тенденций, в ставшем международным националистическом и политическом терроризме, в разрушительном распространении алкоголизма и наркомании. В разных странах причины этих явлений несколько различны. Все же мне кажется, что наиболее глубокая, первичная причина лежит во внутренней бездуховности, при которой личная мораль и ответственность человека вытесняются и подавляются абстрактным и бесчеловечным по своей сущности, отчужденным от личности авторитетом”
Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. – Л.: Сов. писатель, 1990. – С.37-38.
Какие вы видите пути и способы решения этой глобальной проблемы в ближайшем и отдаленном будущем?
Задание 6
Единственное спасение человека в ближайшие 200 лет американский социолог Д. Форрестер видит в сокращении капиталовложений на 40%, рождаемости на 50%, потребления сырья на 70%. Форрестер заключает, что это экономический рост должен быть остановлен. Он глубоко убежден, что это надо сделать сознательными усилиями и безотлагательно, не дожидаясь катастрофы, когда рост будет прекращен в силу внутренней динамики таких мучительных явлений, как перенаселение, заражение окружающей среды, голод и исчерпание ресурсов.
Дайте оценку этим рассуждениям.
Покажите возможные пути сохранения высоких темпов научно-технического прогресса и достижения экологического равновесия.
Задание 7
В ХХ веке в буржуазной социологии широкое распространение получило неомальтузианство. Неомальтузианцы утверждают, что ныне происходящий “демографический взрыв” не менее опасен, чем взрыв атомной бомбы. Говоря о демографических проблемах, эти социологи основываются на следующих данных:
Численность населения мира (в млн.):
1000 г. - 275 | 1970 г. - 3 635 |
1850 г. - 1170 | 1977 г. - 4 124 |
1950 г. - 2486 | 1983 г. - 4 780 |
Первого миллиарда население земного шара достигло в 1850 году, второго в 1930 году (через 80 лет), третьего - в 1960 году (через 30 лет), четвертого - в 1976 году (через 16 лет).
На основании этих данных сделайте прогноз, вычислите, какой численности население нашей планеты достигнет к 2000 году, к середине ХХI века?
В качестве радикальных средств против демографического взрыва неомальтузианцами рекомендуются войны, ограничение браков, принудительная стерилизация “биологически неполноценных”.
Согласны ли Вы с такими выводами?
Задание 8
“Каждому поколению свойственно считать себя призванными переделать мир, Мое, однако, уже знает, что мир оно не переделает. Но его задача, более значительна. Она состоит в том, что бы помешать миру исчезнуть. Получив в наследство занемогшую историю, эпоху упадка революций, смерти богов, взбесившейся техники и исчерпанных идеологий, время, когда посредственные властители могут легко уничтожить все, но уже не в состоянии никого убедить, а интеллигенция опустилась до того, что сделалась служанкой ненависти и подавления, это поколение должно было, опираясь на одну лишь невозможность мириться с происходящим, хоть частично восстановить в себе и вокруг себя то, что сообщает достоинство жизни и смерти. Перед угрозой гибели мира, который наши великие инквизиторы могут в любую минуту превратить в царство смерти, оно понимает, что ему надлежит в безумном беге наперегонки со временем возродить между народами мира, который ни для кого не был бы рабством, примирить вновь труд и культуру и заново возвести мост согласия между людьми. Неизвестно, сможет ли оно когда-нибудь выполнить эту огромную задачу, зато известно, что повсюду в мире оно уже сделало ставку на правду и свободу и готово, если понадобится, без ненависти умереть за них. Это поколение заслуживает приветствий и поддержки повсюду, и особенно там, где оно приносит себя в жертву”.
Камю А. Нобелевская речь. – М., 1993. – С.557.
О каких глобальных проблемах говорит Альбер Камю?
Какой способ решения их он видит?
Согласны ли Вы с его мнением?
[1] Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн.собр.соч. Т.18. - С.275.
[2] Там же. - С.131.
[3] Там же. - С.277.
[4] См.: Энгельс Ф. Диалектика природы () Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.20. - С.558-626
[5] Там же. - С.567
[6] См.: Материалистическая диалектика в 5-ти томах - М.: Мысль, 1981. - Т.I. - С.186-187.
[7] Энгельс Ф. Диалектика природы. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. - С.348-349
[8] Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. - М., 1990. - С.40
[9] Ленин В.И. Философские тетради // Полн. собр. соч. – Т.29. – С.203
[10] См.: Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа. – 1976. – С.413-416.
[11] К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. – Т.41. – С.144
[12] Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.42. – С.93-94.
[13] Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов.- М.,1989.- С.327.
[14] Цит. по: Разум сердца. – М., 1989.- С.85
[15] Фролов И.Т. Перспективы человека. – М., 1983. – С.32
[16] Тарковский А. Земле – Земное. – М., 1966. – С.50-51.
[17] Бердяев Н. Человек и машина // Вопросы философии. - 1989. - № 2. - С.159.
[18] Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.20. - С.486
[19] Бердяев Н.А Смысл творчества. - М., 1989. - С.295
[20] Цит. по: Лалаянц И.Э. Шестой день творения // Мироздание и человек. – М., 1990. – С.253-256.
[21] Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. - М., 1989. - С.145.
[22] Евангелие от Матфея - 6:19, 20, 21.
[23] Маркс К. Размышления юности при выборе профессии // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., - Т.40. - С.7.
[24] Толстой Л.Н. Исповедь - Собр. соч.- Т.23. - С.338
[25] Маркс К. Экономическо-философские рукописи. // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. 2-е изд. – Т.46. – Ч.1. – С.28.
[26] Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.2 – С.102.
[27] К. Маркс, Ф. Энгельс. Немецкая идеология // Соч. – Т.3. – С.27
[28] - Отчуждение - социальный процесс превращения деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.
[29] Гельвеций К.А. Об уме – М., 1938. – С.34.
[30] Гуревич П. Вселенная по имени Человек // Свободная мысль. – 1991. – №14. – 64 с.
[31] Маркс К, Энгельс Ф. Святое семейство // Соч. - т. 2. - С. 90.
[32] Писарев Д.И. Очерки по истории труда // Исторические эскизы. - М:, 1989. – С.193-195
[33] Ленин В.И Великий почин // Полн. собр. соч., т. 39. - 15с.
[34] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990.- 528с.
[35] Маркс К. К критике гегелевской философии права // Соч. Т. 1. – С. 242
[36] Гранин Д. Зубр // Новый мир. – 1987. – №1. – С. 61.
[37] Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - т.13 - С.7-8
[38] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. – 81с.
[39] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. – С.91-92.
[40] Данилевский не отождествляет понятия российская и русская, понимая под российской культурой - славянскую (для него был характерен панславянизм)
[41] Данилевский Н.Я. Россия Европа. – М., 1991. – C. 471-472.
[42] Данилевский Н.Я. Россия Европа. – М., 1991. – C. 508.
1 Прогностика – научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов
[44] Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1980. – С.91-92.
[45] См.: Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Природа. – 1988. – №11. – С.65-67.
[46] Сахаров А.Д. Мир через полвека // Мир, прогресс, права человека. – Л.: Сов. писатель, 1990. – С.37-38.
2 Печчеи А. Человеческие качества // Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1985. – С.211.
2 См.: там же – С.214.