Элементы философии познания на Древнем Ближнем Востоке

Иран

Религия и мифология персов известны под названием зороастризма(от имени ее легендарного основателя Заратуштры, или Зороастра, согласно грекам) и маздеизма (по имени бога Ахура-Мазды).

Священная книга персов — "Авеста" написана на сакраль­ном авестийском языке. Она существовала в течение тысячелетия только в устной форме. Записана тоже в течение тясячи лет: от III в. до н.э. — до VI в. н.э.

У древних персов антагонизм добра и зла конкретизировался в антагонизме света и тьмы, правды и лжи и т.д. Способствовать по­беде добра может не всякий человек, а только высоконравственный, прежде всего искренний и правдивый человек. Лицемерие и ложь слу­жат злу (Ариману).

Основной нравственный закон Заратуштры: "Чистота мысли, слова и действия", или, иначе — "Благая мысль, благие слова, благие дела".

Вавилония

Источником информации о взглядах древних вавилонян являются клинописные тексты на камне и глиняных табличках на шумерском, ассиро-вавилонском (аккадском) языках. На эти таблички клинописью наносились разные тексты, в частности, исторические записи, меди­цинские рецепты, языковые словари, математические задачи и т.д.

Более сотни математических текстов относятся ко времени Древневавилонского царства, среди них таблицы умножения, обратных вели­чин, квадратов и кубов чисел, таблицы с типовыми задачами на вычис­ление с их решениями. Здесь уже присутствует позиционная систе­ма счисления. Уже во II тысячелетии до н.э.вавилоняне знали приближенное значение отношения диагонали квадрата к его стороне и окружности к радиусу. Они умели решать задачи, соответствующие квадратным и некоторым кубическим уравнениям, умели также измерять объемы параллелепипеда, цилиндра, усеченного конуса и пирамиды.

Древневавилонскими астрономами в течение более двух тысяч лет (до конца
IV в. до н.э.) была установлена периодичность затмений, лунный календарь был создан имя еще в начале II тысячелетия до н.э.

У вавилонян произошло выделение медицины из лечебной магии. Зарождаются более рационализированные навыки мышления. Но фило­софия все же не возникает. Мироздание рассматривалось только через миф. Наука вавилонян была в руках жрецов, носила сакральный ха­рактер. Ее развитие тормозилось.

Согласно аккадо-вавилонской мифологии, человек двойственен, его тело состоит из глины с примесью крови казненного Мардуком бога-предателя Кингу. Душа человека — плод дыхания Мардука. В сказании о Гильгамеше, величайшем поэтическом произведении древ­невосточной литературы, говорится о том, что неуемный Гильгамеш впервые осознает свою смертность. С этого начинает пробуждаться его самосознание. В нем зарождается догадка о том, что бессмертие человека заключено в его делах и в его творчестве. В то же время это мировоззрение проповедует бездумье: надо ни о чем не думать, а просто прожигать свою жизнь.

Египет

Древние египтяне были народом с хорошо развитым чувством времени. Их наука была наглядной. Ко времени строительства пира­мид египтяне знали число миллион, потом они его забыли за ненадоб­ностью. Сохранилось 36 оригинальных математических текстов Древнего Египта, самые ранние из которых относятся к середине четвер­того тысячелетия до н.э.В текстах содержатся задачи прикладной ма­тематики, например, разложение некоторых дробей на суммы дробей с единицей в числителе.

Египетские астрономы в течение полутора тысяч лет зарегистрировали 373 солнечных и 832 лунных затмения. Они умели предсказывать затмения.

Согласно папирусам, как и у вавилонян, у египтян произошло выделение медицины из лечебной магии.

Древнеегипетская наука целиком была в руках жрецов. Светская образованная часть — писцы, полностью зависела от жрецов, решала сугубо прикладные практические задачи. Профессия писца была весьма престижной. В стихотворении "Прославление писцов" говорится: "Напи­санное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, лучше гробниц на Западе, лучше роскошного дворца, лучше памятника в храме".

Жрецы в Древнем Египте были хранителями религиозно мифологических тайн. Даже занимаясь наукой, египтяне смотрели на мир в ос­новном через мифы.

В Древнем Египте считалось, что после смерти тела душа может полноценно существовать лишь при условии его сохранения. Отсюда их обычай мумификации, строительство городов мертвых (некрополей), гигантских пирамид.

Египтяне различали в человеке несколько сущностей: его тело, его имя — "рен", его душу — "ба", его другую душу — "ка".

В Египте тоже не возникает философия как таковая. Но он оказал огромное влияние на греков, которые сохранили уважение к Египту как источнику мудрости даже тогда, когда сами они намного превзошли своих учителей.

Наши рекомендации