Элементы философии познания на Древнем Ближнем Востоке
Иран
Религия и мифология персов известны под названием зороастризма(от имени ее легендарного основателя Заратуштры, или Зороастра, согласно грекам) и маздеизма (по имени бога Ахура-Мазды).
Священная книга персов — "Авеста" написана на сакральном авестийском языке. Она существовала в течение тысячелетия только в устной форме. Записана тоже в течение тясячи лет: от III в. до н.э. — до VI в. н.э.
У древних персов антагонизм добра и зла конкретизировался в антагонизме света и тьмы, правды и лжи и т.д. Способствовать победе добра может не всякий человек, а только высоконравственный, прежде всего искренний и правдивый человек. Лицемерие и ложь служат злу (Ариману).
Основной нравственный закон Заратуштры: "Чистота мысли, слова и действия", или, иначе — "Благая мысль, благие слова, благие дела".
Вавилония
Источником информации о взглядах древних вавилонян являются клинописные тексты на камне и глиняных табличках на шумерском, ассиро-вавилонском (аккадском) языках. На эти таблички клинописью наносились разные тексты, в частности, исторические записи, медицинские рецепты, языковые словари, математические задачи и т.д.
Более сотни математических текстов относятся ко времени Древневавилонского царства, среди них таблицы умножения, обратных величин, квадратов и кубов чисел, таблицы с типовыми задачами на вычисление с их решениями. Здесь уже присутствует позиционная система счисления. Уже во II тысячелетии до н.э.вавилоняне знали приближенное значение отношения диагонали квадрата к его стороне и окружности к радиусу. Они умели решать задачи, соответствующие квадратным и некоторым кубическим уравнениям, умели также измерять объемы параллелепипеда, цилиндра, усеченного конуса и пирамиды.
Древневавилонскими астрономами в течение более двух тысяч лет (до конца
IV в. до н.э.) была установлена периодичность затмений, лунный календарь был создан имя еще в начале II тысячелетия до н.э.
У вавилонян произошло выделение медицины из лечебной магии. Зарождаются более рационализированные навыки мышления. Но философия все же не возникает. Мироздание рассматривалось только через миф. Наука вавилонян была в руках жрецов, носила сакральный характер. Ее развитие тормозилось.
Согласно аккадо-вавилонской мифологии, человек двойственен, его тело состоит из глины с примесью крови казненного Мардуком бога-предателя Кингу. Душа человека — плод дыхания Мардука. В сказании о Гильгамеше, величайшем поэтическом произведении древневосточной литературы, говорится о том, что неуемный Гильгамеш впервые осознает свою смертность. С этого начинает пробуждаться его самосознание. В нем зарождается догадка о том, что бессмертие человека заключено в его делах и в его творчестве. В то же время это мировоззрение проповедует бездумье: надо ни о чем не думать, а просто прожигать свою жизнь.
Египет
Древние египтяне были народом с хорошо развитым чувством времени. Их наука была наглядной. Ко времени строительства пирамид египтяне знали число миллион, потом они его забыли за ненадобностью. Сохранилось 36 оригинальных математических текстов Древнего Египта, самые ранние из которых относятся к середине четвертого тысячелетия до н.э.В текстах содержатся задачи прикладной математики, например, разложение некоторых дробей на суммы дробей с единицей в числителе.
Египетские астрономы в течение полутора тысяч лет зарегистрировали 373 солнечных и 832 лунных затмения. Они умели предсказывать затмения.
Согласно папирусам, как и у вавилонян, у египтян произошло выделение медицины из лечебной магии.
Древнеегипетская наука целиком была в руках жрецов. Светская образованная часть — писцы, полностью зависела от жрецов, решала сугубо прикладные практические задачи. Профессия писца была весьма престижной. В стихотворении "Прославление писцов" говорится: "Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех, кто передает это в уста других. Книга нужнее построенного дома, лучше гробниц на Западе, лучше роскошного дворца, лучше памятника в храме".
Жрецы в Древнем Египте были хранителями религиозно мифологических тайн. Даже занимаясь наукой, египтяне смотрели на мир в основном через мифы.
В Древнем Египте считалось, что после смерти тела душа может полноценно существовать лишь при условии его сохранения. Отсюда их обычай мумификации, строительство городов мертвых (некрополей), гигантских пирамид.
Египтяне различали в человеке несколько сущностей: его тело, его имя — "рен", его душу — "ба", его другую душу — "ка".
В Египте тоже не возникает философия как таковая. Но он оказал огромное влияние на греков, которые сохранили уважение к Египту как источнику мудрости даже тогда, когда сами они намного превзошли своих учителей.