Ионийская философия познания

Античная философия — грандиозная попытка построить рационализированную картину мира, разумно решить основной вопрос мировоззре­ния. Она содержала в себе в зародыше почти все дальнейшие разновидности фило­софии.

В VIII — VII вв. до н.э.именно Иония была самой передовой частью Эгейского мира. Она — родина эпической поэзии. Ионийцем был Гомер.

Она же родина лирики. Ионийцами были первые логографы ("прозаики") и первые историки, в частности историк Геродот.

Ионийская философия представлена в основном Милетской школой и Гераклитом, в целом она была стихийно-материалистичной и наивно-диалектичной. Она выражалась в рассуждениях и зачатках мышления в понятиях, которые явно просвечивают сквозь образность. Вода, земля, особенно логос и др. — это уже демифологизированные образы, вступившие на грань понятий. Первоначало Ионийцев вещественно, но также и разумно, даже божественно. Все сильнее становится культ разума, мышления.

Милетская школа была первой философской школой Эллады, а тем самым и Европы, хотя и возникла в Малой Азии.

Фалес

Считается основателем Милетской школы. Он первый математик и физик в Ионии. Жил в самом конце VII — первой половине VI в. до н.э. Он предсказал год полного для Ионии солнечного затмения (по сов­ременным данным 28 мая 585 г. до н.э.).

В античности Фалесу приписывали сочинения в прозе: "О началах", "Морская астрология" и др.

Все свои первоначальные знания Фалес почерпнул в Азии и в Се­верной Африке: Вавилонии, Финикии и Египте.

Фалес стал преподавать математику не только в эмпирической, но и в отвлеченной форме.

Вода Фалеса — "разумная", божественная. Магнит у него имеет душу. Божество космоса — разум.

Фалес все знание сводил к единой основе. Он говорил: "Много­словие вовсе не является показателем разумного мнения". И далее: "Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей".

Анаксимандр (610 — ок. 540 до н.э.)

Ученик и последователь Фалеса. Он автор первого философского произведения, написанного прозой, которое называлось "О природе" ("Пери фюсеос").

Анаксимандр расширил понятие начала до понятия "архэ" — до первоначала, субстанции, того, что лежит в основе всего сущего.

По Анаксимандру "Начало и основа всего сущего —- апейрон" (от апейрос — "беспредельный, безграничный, бесконечный"). Апейрон "не знает старости".

Анаксимандр пытался объяснить происхождение и устройство мира из внутренних причин и из единого материально-вещественного начала. Он порывает с чувственной картиной мира. То, как мир нам является, и то, что он есть, не одно и то же. Мир чувств должен быть иссле­дован, он лишь проявление действительного мира. Нужно идти дальше непосредственного созерцания.

Человек произошел от животных. Он зародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громадной рыбы. Затем вышел на сушу. Христианский теолог Августин Блаженный (см. ниже) огорчался, что Анаксимандр "ничего не оставил божественному уму".

Анаксимандр построил модель небесной сферы — глобус, начертил географическую карту. Он занимался математикой, в частности дал общий очерк геометрии.

Анаксимен (2-я пол. VI в. до н.э.)

Ученик и последователь Анксимандра. Писал просто и безыскусно. Его язык близок научному и философскому языку, свободному от пере­житков мифологии и социоантропоморфизма.

Он астроном и метеоролог, автор сочинения "О природе".

Подошел к идее перехода количественных изменений в качественные.

Начало тела и души Анаксимен видел в беспредельном воздухе. Душа у Анаксимена воздушна.

Высказал немало удачных догадок о природе явлений: о граде, о ветре, о "парении" Земли, Солнца, Луны и планет. Поместил звезды за Луной и Солнцем.

Гераклит

Акме (сорокалетие) Гераклита приходится на 504 — 501 гг. до н.э. Он принадлежал к царско-жреческому роду. Ему принадлежит прозаи­ческое произведение "О природе".

Мифологических элементов у Гераклита больше, чем у милетских философов. Однако большое место в его учении занимает основа рационального подхода греков — логос.

Первоначало у Гераклита — огонь, который "все обоймет и всех рассудит". Т.е. его огонь не только живая, но и разумная сила.

Свои размышления о мере Гераклит обобщает в понятии логоса. Буквально логос — "слово". Но это не любое слово, а лишь разумное, То, что для чувства выступает как огонь, для ума есть логос.

Гераклитовский "огнелогос" присущ не только всему мирозданию, но и человеку, его душе. Душа имеет две составляющие: вещественно-материальную и психически-разумную. В отношении первого душа —метаморфоза огня, она возникает, "испарясь из влаги". Обратно же: "душам смерть — воде рождение". Душа есть единство противополож­ного, она сочетает в себе влажное и огненное. Чем больше в ней огня, тем душа лучше. "Сухая душа — мудрейшая и наилучшая". Осо­бенно влажная душа у человека в состоянии опьянения, а также у того, кто более предается чувственным удовольствиям: "всякая страсть покупается ценою души". Стать влажной — это наслаж­дение или смерть для души.

Огненный, сухой компонент души — это ее логос. Так разумность увязывается с вещественно-материальным ее аспектом. Душа обладает самовозрастающим логосом. "Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает логосом".

Гераклит — последовательный диалектик. Тождество противоположностей у него — это и борьба (распря), которая является законом мироздания: "борьба — отец всего и царь над всем". Эта борьба противоположностей выступает у Гераклита как гармония, но гармония неявная, тайная, скрытая. Люди видеть этого не могут. Вселенская гармония доступна лишь Богу.

Гераклит, судя по фрагментам, много размышлял о познании как таковом. Он различает чувственное и рациональное познание. При этом чувства полезны, особенно зрение и слух. Высшая цель поз­нания — познание логоса, а через него познание высшего единства мироздания и достижение высшей мудрости: "Признак мудрости — согласиться, выслушав не меня, а логос, что все едино".

Познать логос нелегко: "природа любит таиться". Кстати, этому познанию только мешают т.н. учителя большинства людей, невежествен­ных и косных, в частности Гомер, Гесиод, другие народные певцы и сказители, которым люди верят. По Гераклиту, "большинство людей не понимает, с чем оно сталкивается". Хотя люди сталкиваются с лого­сом на каждом шагу, он остается им чуждым.

Не ведет к познанию логоса и многознание: "Многознание уму не научает, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора...". Многозна­ние не способно дать единой картины мироздания. Сама мудрость же отрешена от всего.

Таким образом, познание логоса, единства мира, мудрость даны не всем. Но от природы все люди разумны: "Размышление всем свойст­венно;. "Логос присущ всем"; "Всем людям дано познавать себя и размышлять". Другое дело, что большинство людей живет не по логосу, а по своему разумению, их жизнь — это "детские игры".

Счастье, по Гераклиту, заключается не в услаждении тела, а в размышлении и в умении "говорить правду и действовать согласно при­роде, к ней прислушиваясь". Людей живущих по логосу мало, такие люди особенно дороги, такой человек "стоит десяти тысяч" живущих по своему разумению.

Учение Гераклита о душе особенно богато мифологическими элементами. Это во многом отзвуки орфизма. Так Гераклит говорит: “сме­рть — это все то, что мы видим, пробудившись”.

Наши рекомендации