Шлока 30. Согласно некоторым авторитетам, лайя есть освобождение
(29) Ум — повелитель органов чувств, прана — повелитель ума. Растворение является хозяином праны, и это растворение (лайя) является основой нады.
(30) Это, воистину, зовется освобождением, или мокшей, но другие могут и не называть это так. Тем не менее, когда прана и ум подвергаются лайе, создается неописуемый экстаз.
Конечный ум является управителем органов чувств, шакти несет ответственность за конечный ум. Если ум может реализовать свое изначальное состояние как шакти, он растворится в этом, и будет восприниматься нала, вибрация шакти. Свами Шивананда из Ришикеша так говорит о лайе: «Это состояние ума, когда человек отключается от объектов органов чувств и становится поглощенным в объекте медитации. Лайя дает возможность иметь совершенный контроль над пятью таттвами, умом и индриями, или чувствами. Флуктуации ума остановятся. Ум, тело и прана будут всецело подчинены».
Лайя — это поглощение двух полярностей — ума и праны, медитирующего и объекта медитации, непроявленной шакти и проявленной шакти. Это поглощение в том источнике, из которого вышла соответствующая пара противоположностей. Свидетель (медитирующий), то, что свидетельствуется (объект медитации) и акт свидетельствования (медитация) становятся единым, непрерывным осознаванием, а не тремя переживаниями, тремя сущностями. Это состояние самадхи.
Когда индивидуальные прана и ум поглощены в своем первоисточнике, нет сознательного, подсознательного или бессознательного существования. Что тогда остается? Это не смерть, поскольку во время смерти прана, воля и сознание поглощаются в каран шариру, или каузальное тело. По этой причине смерть не является мокшей. Во время смерти джива, или индивидуальная душа, все еще находится в ловушке законов пракрита. Состояние лайи, однако, означает поглощение в том, что существует за пределами каузального тела — в хираньягарбхе, космическом теле. Это поглощение праны и сознания в высших чакрах.
Есть два основных пути, которые возбуждают самопознание. Первый известен как викас, или активное усилие, а другой — как лайя, или полное поглощение. Путь викас включает в себя много различных практик йоги, которым могут научить многие учителя йоги. Лайя, однако, представляет собой процесс тантры, которому можно научиться только от того, кто является джняни гуру, или «гуру знания и мудрости».
Сватмарама утверждает, что переживание экстаза, создаваемое процессом лайи, есть не что иное, как мокша, хотя некоторые другие, которые следуют пути активного усилия, или викасу, могут оспорить качество лайя самадхи. В зависимости от психических особенностей ученика и силы гуру это может быть достигнуто без других активных усилий, от поглощенности тела и ума в большое космическое тело и ум.