Предпосылки формирования философии Возрождения
1. Экономическая - бурный рост ремесленного производства.В отличие от земледелия, в котором производит природа, а трудовые усилия крестьянина оказываются только одним из компонентов естественного процесса, в ремесленном труде на первое место выступает человек, самостоятельно организующий свой труд. Это открывает новые возможности для проявления творческих способностей, формирует новый нетрадиционный тип личности, для которой на первый план выходят такие ценности, как творческая активность, самостоятельное построение своего духовного мира, интерес к своему Я. Новая организация труда, в основе своей рациональная, зависела от скрупулезного учета и планирования своих действий, исключала божественное вмешательство.
2. Социальная – итальянские городские коммуны. Были основаны на принципе самоуправления и выборной власти. Исподволь формируется понятие равенства как равенства возможностей. Осознание своего субъективного интереса, значимости индивидуальной воли. Эта новая реальность привела уже в Новое время к становлению гражданско-правового мировоззрения (в противовес религиозно-нравственного в Средние века).
3. Изменения в религии. Христианство и церковь продолжали играть значительную роль в обществе (Кузанский был папским кардиналом, Фичино и Петрарка – священниками). Возрождение не было атеистической эпохой, но впервые обнажило противоречия между религией и наукой, религией и церковью. Изменяется сам характер религии. Благоговение и страх перед Богом сменяются восторгом перед его могучими творческими способностями, любованием его творениями. Бог приобрел земные черты, христианские сюжеты стали психологически близки человеку, в восприятии религиозных идей появляется оттенок натурализма, эротизма, эстетизма. Вот как, к примеру, мог в текстах того времени обратиться к монахине Христос: «Присаживайся, моя любимая, я хочу с тобой понежиться. Моя обожаемая, моя прекрасная, мое золотко…». Эстетизм итальянского Возрождения стал катализатором процесса секуляризации (размежевания религии и др. сфер культуры, появление светской системы ценностей). Макиавелли разработает идею политики вне морали и религии, Монтень будет анализировать мораль как автономную сферу культуры, Лютер фактически отделит религию от церкви. Религиозное развитие Возрождения имело тенденцию к пантеизму, секуляризации, для многих деятелей Возрождения было характерно увлечение магией и астрологией («Corpus hermeticum», «Халдейские оракулы», орфизм), которые использовались не для мирских целей, как языческая магия, а для целей освобождения души, препятствующих соединению ее с Богом, вызывания богов и воздействия на них.
4. Интерес к античности. Перевод текстов античных философов, интерес к таким ценностям античности как гармония духовного и материального, идеал возвышенного чувства, ценность человеческой свободы.
Характерные черты:
1.Переход от религиозной философии к рационализму.
2. Антропоцентризм. Поклонение Богу и изучение природы имели ценность только в связи с темой человека. Человек понимался как свободная, деятельная, творческая, бесконечно могущественная индивидуальность. Люди того времени открывали в себе вселенную, были увлечены самосозиданием и самовыражением. Однако с утратой средневекового теоцентризма ренессансный человек утратил центр самого себя, и эта невозможность собрать в единое целое все человеческой существо вначале осознается как проблема, а в позднем Возрождении и как трагедия.
3. Более многостороннее использование античной философии по сравнению со средневековьем. Так, многие гуманисты разделяли идеи Эпикура. Кузанский опирался на учение о числах Пифагора и динамический взгляд на природу стоиков, вместе с Мирандолой и Фичино использовал идеи античных неоплатоников (Прокла, Плотина).
Основные этапы (направления) философии Возрождения:
1.Гуманизм. В Италии Петрарка, Салютати, Бруни, Браччолини, Валла, Альберти. «Гуманизм, несомненно, есть учение о правах свободного индивидуума, и логических, и моральных и эстетических с энтузиазмом в области научных филологических исследований и с общественно-политическими выводами против светской власти папства» (Лосев). Важная особенность гуманизма – любовь к слову, которое воспринималось как совершенное средство самовыражения и диалога, как предмет эстетического любования. Поэтому не случайно, что практически все гуманисты занимались литературным творчеством и филологией. Но, расширяясь, движение гуманистов все дальше выходило за рамки studia humanitatis (кружка, разрабатывающего комплекс нового гуманитарного знания: грамматику, филологию, риторику, историю, педагогику, этику) и все больше делало предметом своего исследования человека, который сам по себе, независимо от его связи с Богом, стал высшей ценностью. Важной чертой ренессансного гуманизма является вера в человеческий разум и отрицание монополизма теологии в вопросах познания истины. Идеальный человек гуманистов – свободная деятельная творческая личность, опирающаяся только на свои силы, гармонично сочетающая природное и духовное начало. Первым заговорил о необходимости быть свободным и деятельным Петрарка. Салютати выдвинул важную идею, что свободой человека управляет его воля. Гуманисты отстаивали право человека на счастье в земном мире и поэтому многие из них считали наслаждение (духовное и плотское) одной из важных ценностей человеческого существования (Бруни, Валла). У Валлы наслаждения делятся на чувственные (самые низкие), духовные (право, искусство), а наивысшее наслаждение – христианская любовь к Богу. Смыслом жизни для гуманистов было самосовершенствование, в процессе которого люди осуществляют свою богоподобную человечность и познают Бога. Ведь в человеке, как и в Боге, в потенции, заключен весь мир. Поэтому чем полнее и богаче его жизнь, чем безграничнее его духовные стремления, чем всестороннее он развит и более широко эрудирован, тем ближе человек к Богу. Открытие индивидуальности (идея возврата к себе, к собственной душе высказывалась уже Петраркой). Идея практической направленности знания. Много внимания гуманисты уделяли педагогическим проблемам: воспитание и образование должны формировать свободную и всесторонне развитую личность, уважающую религию, но не отрекающуюся от мирских радостей. Для итальянских гуманистов Высокого и Позднего Возрождения характерен интерес к проблемам политики, истории, натурфилософии. В странах Северного Возрождения сочинения гуманистов больше касались религиозно-этической и политической проблематики, а человек рассматривался как часть природного универсума (прежде всего нидерландские мыслители Эразм Роттердамский, Липсий), что породило тенденцию к пантеизму, большему вниманию к естествознанию. В Германии гуманисты, отражавшие идеи бюргерского сословия, вместо идеала самосозидания и энциклопедизма итальянцев пропагандировали идеал профессионала своего дела, который сочетает широкую эрудицию с этическими добродетелями. Вообще этическая составляющая была доминирующей в системе ценностей немецких гуманистов, что отразилось даже на их эстетических взглядах (Меланхтон, Ульрих фон Гуттен). Наиболее известные французские гуманисты – Монтень, д’Этапль, Бюде, Рабле. Монтень в своих «Опытах» отстаивал идеалы светской нравственности, призывал, если это не задевает других, следовать естественным природным желаниям и контролировать свое поведение только разумом. Он не только отделил нравственность от религии, но и поставил на первый план мораль автономной личности, которая может быть даже противоположна обществу. Его этическим идеалом было естественное равенство людей, жизнь в ладу с другими и самим собой. Специфической чертой чешского гуманизма стало отрицание антропоцентризма, на первом месте стояла идея служения обществу. Большое развитие получили здесь проблемы педагогики (Каменский).
2.Неоплатонизм.Тенденция к пантеизму. Пантеизм - представление о растворенности Бога в природе («Творение и Творец суть одно и то же») и обезличенное понимание Бога.Тенденция, идущая от античного неоплатонизма (Прокла и Плотина), а также от средневековой мистики.
Кузанский, Фичино, Мирандола. В нач. 14 в. Бруни перевел все диалоги Платона.
- Марсилио Фичино. Согласно Фичино, философия рождается как «озарение» ума. Смысл философской деятельности в том, чтобы подготовить душу к интеллектуальному восприятию божественного откровения. В этом смысле философия и религия совпадают. Что касается структуры онтологических идей, то здесь Фичино использует античную неоплатоников о строении метафизической реальности (Бог, ангел, душа, качество (форма), материя). Фичино различает душу мира, небесных сфер и живых тварей. Наибольший интерес у него вызывает человеческая душа. Он считает, что душа вечна, неделима, является причиной и образцом вещей низшего порядка, проникает во все, все связывает. Поэтому она – центр природы. Большое внимание Фичино уделяет анализу понятия платонической любви, под которой он понимает соединение в Боге человека эмпирического со сверхэмпирической Идеей посредством постепенного восхождения по лестнице любви. «Если ... мы будем любить Бога во всех вещах, то, в конце концов, будем любить все вещи в нем. Ибо, живя так, мы достигнем той степени, когда будем видеть Бога и все вещи в Боге. И будем любить его в себе и все вещи в нем». Фичино также был широко известен своим интересом к магии. «Естественная магия» Фичино основана на неоплатоническом положении об универсальной одушевленности вещей. Он отвергал «черную» магию, был противником профанации магии, но предлагал сохранить ту часть магии, которая соединяет медицину с астрологией. Он видел в магии также средство подготовки человеческого духа к превращению в мировой дух.
- Пико делла Мирандола. К магии и герметизму он присоединил еще и «Каббалу». Пико остался также знаменит своей доктриной человеческого достоинства. Он считал, что человек – самое большое чудо. Почему? Все творения онтологически определены по сущности быть тем, что они есть, а не иным. Человек, напротив, единственный, кто помещен на границе двух миров, его свойства не предрешены, он сам лепит свой образ, творит себя. «Если ты увидишь кого-нибудь, ползущего по земле на животе, то ты видишь не человека, а кустарник, и если увидишь… кого-либо, ослепленного пустыми миражами фантазии, охваченного соблазнами раба чувств, то это ты видишь не человека, а животное. И если ты увидишь философа, все распознающего правильным разумом, то уважай его, ибо небесное он существо, не земное».
- Николай Кузанский. Переходный характер его философии. Он не чистый неоплатоник, считается непосредственным предшественником натурфилософии, выражал также идеи гуманизма. Главная работа - «Об ученом незнании».
Новым у Кузанского по сравнению со средневековой философией была тенденция к пантеизму – сближению Бога и мира. В его онтологии Бог (актуальная статичная бесконечность) еще противопоставляется миру (потенциальной бесконечности вечно изменяющихся чувственных объектов Вселенной, не имеющей устойчивого центра), но противопоставляется математически. Таким образом, К. философско-математически обосновал идеи натурфилософов Возрождения о бесконечности Вселенной, отсутствии в ней центра, вечном движении материальных объектов. Принцип творения мира фактически заменяется у Кузанского принципами развертывания и ограничения, с помощью которых он объясняет переход актуальной бесконечности (Бог) в ограниченную бесконечность (вещи). Природа – развертывание того, что находится в свернутом виде в Боге (здесь К. воспроизводит принцип эманации античных неоплатоников и динамический взгляд на природу стоиков).
Кузанский разделяет идею мистиков о непознаваемости Бога. Он говорит, что о конечных вещах мы судим по методу уподобления, сравнения известного с неизвестным. Но когда речь идет о бесконечном, то его ни с чем сравнить невозможно. Сознание этой диспропорции между конечным человеческим умом и бесконечным, в которое он включен и есть ученое незнание. Таким образом, абсолютно точное познание Бога оказывается невозможным. Но в бесконечности имеет место совпадение противоположностей (совпадают бесконечно большая окружность и прямая, касающаяся окружности, совпадают прямая и треугольник, угол которого стремится к 0). Принцип совпадения противоположностей - важнейший методологический принцип философии Кузанского – делает его первым представителем диалектики в новоевропейской философии. Важно, что в своей философии Кузанский постоянно оперировал математическими образами (высоко ценил Пифагора), что создавало интеллектуальную атмосферу, способствующую развитию естествознания.
Говоря о познании, Кузанский использует платоновскую идею развертывания познания из глубин человека. Он разделяет познание на чувственное (в нем большую роль играет воображение), рассудок (основан на формальной логике с ее принципом непротиворечия) и разум (основан на интеллектуальной интуиции), которому и открывается принцип совпадения противоположностей. Высоко по тем временам ставит чувственное познание (в духе номинализма), но ведущим считает математику.
На принципе совпадения противоположностей основана и диалектика истины и заблуждения. Здесь для К. важна идея, что человек не должен догматически относится к полученному знанию.
Исходя из пантеистического принципа «Бог через все - во всем и все через все в Боге» философ развивает концепцию человека как «микрокосма», отражающего мир во всей его целостности и полноте. Здесь К. также возвращается к античности и отступает от креационизма средневековой философии. Человек – существо свободное и благородное - центр природы, выше него только ангелы.
3.Натурфилософия. Бруно, Коперник, Телезио. Основная идея – рассмотрение природы исходя из ее собственных начал. Телезио основную цель видел в наблюдении и изучении природы, исключал божественное начало из природы и философии. Бог только Творец (предвосхитил деизм). Опирался на опытную методологию (чувства ближе к природе, чем умозрение). При этом он не смог осуществить перехода от эмпирического знания к общей картине мира. У Бруно наиболее важны идеи о постоянной изменчивости мира, самодвижении, совпадении противоположностей. Главная идея его космологии – бесконечность пространства и времени. Пантеизм: Бруно отказывается от деления мира на материальный и надфизический. Коперник наиболее известен своей гелиоцентрической системой, которая совершила переворот в мировоззрении. Земля – небесное тело подобно другим планетам, а не вершина Божественного творения. Но его теория идет от неоплатоновской мистики Солнца. Он говорит, что Бог с геометрическим расчетом воплощает в мире математический порядок. Он увлекался магией и астрологией.
Вывод: Новые идеи приводят к вопросам: Где место Бога (если Вселенная бесконечна)? Где место ада (если внутренность Земли – материя)? Где место человека (если Земля – не центр материального мира)? Эпоха Возрождения лишь ставит эти проблемы, ответ будет дан в Новое время.
По опросу 2011 года 32 % россиян полагают, что Солнце вращается вокруг земли (а в США – 40%). 55% опрошенных ВЦИОМ убеждены, что радиоактивность – это изобретение человека, 29% считают, что люди жили в эпоху динозавров.