Социокультурные предпосылки формирования философии эпохи Возрождения.

Возрождение - эпоха в истории культуры, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму.

Определяющими изменениями в жизни общества стали:

- первые зачатки капиталистической промышленности,

- накопление торгового и ростовщического капитала,

- великие географические открытия,

- прогрессирующее развитие городов,

- секуляризация общества, антиклерикализм (критика служителей церкви),

- высвобождение человека от сословных ограничений,

- приоритет личной предприимчивости.

Отличительные черты культуры Возрождения

- индивидуализм, означающий, что в центр своего мировоззрения и жизненной практики деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность;

- культ светской (т.е. нецерковной) жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям;

- светский дух религии. Оставаясь религиозными людьми, представители Возрождения стали меньше придавать значения обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив свое внимание на ее внутренней, духовной стороне;

- освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отношение к авторам и учениям, признанным средневековой схоластикой. Деятели Возрождения смело критиковали, например, Аристотеля, чего, как правило, не могли допустить себе мыслители Средневековья;

- особенное внимание к прошлому, к древности. Античная культура стала предметом самого внимательного изучения, преклонения и подражания;

- чрезвычайный вкус к искусствам.

16.Натурфилософия Возрождения.

Ренессанс– это эпоха рождения новой цивилизации, которая отличалась от традиционного средневекового общества. Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Своеобразие этого времени составляет проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.

Основа цивилизации - промышленность с широким разделением труда и внедрением технологических средств производства. Стремительный рост городов, развитие торговли и мореплавания, великие географические открытия, с 1 стороны, требовали широких знаний, а с 2 – выступали эффективным стимулом развития научного познания. Философия Возрождения самым непосредственным образом связана с новым естествознанием, которое обусловило и направление философских исследований, и содержание философских идей. У истоков этой цивилизации стояли 4 технических изобретения уже ведренные в повседневную жизнь: магнитный компас, механические часы, порох и печатный станок. Последствия этих изобретений невозможно переоценить. Магнитный компас обеспечивал широкие возможности в открытии новых земель и способствовал рождению новой географии, знакомству европейцев с новыми культурами, новыми религиями, новым образом жизни. Порох, огнестрельное оружие и артиллерия способствовали возвышению национальных государств, придавали им светский характер и делали способными противостоять католической церкви, обеспечивали преимущество европейцам в колонизации новых земель. Механические часы стали образцом машин и механизмов, и формировали новое миропредставление, новый идеал науки, современный взгляд на Вселенную, человека и общество и даже на Бога. Часы вместе с компасом расширяли границы мира, ускоряли темпы развития новой цивилизации.Печатный станок способствовал открытию и массовому осознанию новых идей. Без него была бы невозможной научная революция, результатом которой стало новое естествознание, опирающееся на связи научного сообщества. Печатный станок, который способствовал распространению образования, превращению мышления в личный и даже интимный процесс, разрушению коллективных форм контроля над духовной жизнью и развитию индивидуализма.

Вторая половина XVI – начало XVII вв. тесно связана с нарождающимся новым естествознанием и характеризуется как натурфилософский. Наиболее значительным достижением в естествознании этого времени было создание польским Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Это открытие произвело поистине революционный переворот, т. к. опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Г.Галилей изобрел телескоп, с помощью которого открыл пятна на луне, млечный путь и 4 спутника Юпитера. Кеплер открыл движение звёзд. Центральная идея космологической доктрины Бруно — тезис о бесконечности Вселенной. Эта Вселенная существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, но в ней происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он опирается на принцип самодвижения материи. Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр — его звезда. Идея бесконечной вселенной, развивающейся по своим собственным законам, делала несовместимыми науку и религию, разум и веру, демонстрировала согласие между строением Вселенной и математическими законами и создавала предпосылки для превращения математики в средство сначала астрономических, а затем и естественнонаучных исследований. Так в противоречиях переходного периода натурфилософия эпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций Нового времени.

Наши рекомендации