Канда, каанда –песнь, раздел – часть Веды: Карма Канда, Упасана Канда, Джняна Канда – Песнь о труде (действии), Песнь о поклонении, Песнь о Мудрости. Смотри также: каанда 4 страница
мала – гирлянда; четки. Как подношение Божеству и почитаемым людям подносятся гирлянды цветов. Общее число бусин четок 108 + 1 (Сумеру) или кратное 108. Сумеру никогда не перебирается пальцами, она представляет неподвижную точку малы и символизирует Абсолют, находящийся вне понимания и познания (смотри также: джапамала). Также – нечистота или несовершенство, грязь, – одно из свойств искажения ума при отражении окружающей действительности. «Каждый человек должен устранить в себе три следующих недостатка: малу (нечистоту), викшепу (блуждание ума) и аварану (сокрытие). Мала лежит в основе аджнаны, или духовного невежества, являющегося причиной того, что десятый человек, пытаясь пересчитать всю компанию, объявляет, что их не десять, а девять (сосчитав девятерых своих товарищей, он при этом забывает посчитать себя). Эта аджнана, или мала – дурман, под воздействием которого и делают такие утверждения, являющиеся авараной. А викшепа – это результат подобного невежества, заставляющего искать «недостающего» человека на дне реки. Мала – это следствие плохой кармы, приобретенной как в этой жизни, так и в предыдущих воплощениях. Ее можно удалить нишкамакармой (бескорыстной деятельностью). Воздействие авараны же можно преодолеть с помощью саханы (терпимости) и анйонйатхи (чувства родства всех людей). Если бы вышеупомянутые десять человек обладали чувством общности, то никто бы из них не «пропал». Викшепу можно также победить Премой (духовной Любовью). Взаимная Любовь сразу бы помогла этим людям обнаружить ошибку. Именно так и обретают Ананду (Высшее Блаженство). Это путь Любви, преданности и служения» Сатья Саи Баба
Малликарджуна – «белый цветок жасмина», эпитет Ишвары
мама –мне, меня, мое
Мамаивамсо дживалоке дживабхутас санатана – «Каждое живое существо есть часть Моей вечной Сущности» – изречение
мамакара – собственничество, ощущение «я» и «мое»; чувство привязанности к вещам, к миру, людям, возникающее при отождествлении человека с телом, – несет ему кратковременные радости и грести
мамаках –наши люди
маматва –накопление. «Человек, пораженный маматвой (накопительным импульсом), никогда не может избавиться от горестей. Чтобы преодолеть эту привязанность и собственничество, древние мудрецы со времен Вед проводили свои исследования. Мудрецы верили, что самоконтроль воспитывает скромность, и что эта скромность является верным признаком правильного образования» Сатья Саи Баба
мамса-дхату –в Аюрведе ткань-элемент, мышечная ткань
манава – человек; человек как потомок Ману, прародителя и создателя законов человечества. Маа – нава означает то, что не (маа) ново (нава), – не новичок на этой земле; не вновь прибывший в этот мир. «Каково значение слова «манава» (человек)? «Ма» означает «аджнану» (невежество), «На» означает «без», «ва» означает «вартхинчута» (вриттих йасья сах) (вести себя). Итак, «манава» это тот, кто ведёт себя без невежества. Бог благословил человека разумом, знанием и богатством. Человек должен понять это и вести святую и Божественную жизнь. Он должен использовать свои, данные Богом способности, чтобы работать на благо других. Но человек идёт против воли Бога, таким образом, разрушая себя. Животные, такие как быки и буйволы, разными способами служат человеку. Но дух служения, присущий даже животным, отсутствует в человеке. Вместо развития Манаватмы (человечности) человек развивает в себе Данаватву (демонические качества), и в результате он имеет Динатва (несчастную жизнь)». «Слово «манава» (человек) означает того, кто способен развить в себе качества человечности» Сатья Саи Баба
манава джатхи – человеческая раса. «Все охватывает только один Бог. Вы – сама форма Божественности. Настоящее счастье заключается в понимании значения Истины (Сатьи) и Праведности (Дхармы), и претворении их на практике. Истину называют Нити (Нравственность), Праведность относится к Рити (процедуре), а жертвование дарует Кхьяти (репутацию). Манава Джатхи (человеческая раса) – это комбинация Нити, Рити и Кхьяти (Нравственности, Упорядоченности, Репутации). К сожалению, всех трех не найти в сегодняшнем мире» Сатья Саи Баба
манава сева – служение человеку
манаватва –человеческие качества, человечество
манаватма –человечность
манава-таттва – сущность человеческой природы
манавататтвам –человеческий принцип в эволюции, ступень в эволюции, которую характеризует наличие манаса, ума; человеческая природа
манаватва –человеческое
манана – раздумье, глубокое размышление над духовными темами, например, над услышанным (Шрути), о сути вещей; вторая ступень практики Веданты. А также тот, кто постоянно смакует чувственные и ментальные переживания
манас – ум, разум; рассудок; низший ассоциативный, обусловленный ум, – проводник высшего разума (буддхи). Вовлечен в два типа деятельности: алочану, планирование, и самбхашану, диалог. «Ум – это то, что заставляет тебя чувствовать, что ты есть тело, и думать, что все вещи, относящиеся к телу, «мои». То, что стремится посредством чувств к предметам ради получения удовольствий. Таким образом, он представляется очень непостоянным, всегда стремящимся от одного объекта к другому». «Атман – не активен и лишен каких бы то ни было качеств. Он никак не связан с манасом (ассоциативным умом) и органами чувств. Их активизирует одно Его присутствие! Лучи Солнца не ведают, какое они оказывают воздействие на землю. Атман также не несет ответственности за активность органов чувств». «От пищи зависит состояние вашего ума. Если во время еды вас одолевают недобрые мысли, эти мысли будут воздействовать на пищу, которую вы едите, что, в свою очередь скажется на состоянии вашего ума. Ум строится из пищи. Какова пища, таков и ум. Поэтому наши древние советовали использовать только саттвическую пищу. Грубая часть съедаемой нами пищи превращается в экскременты, тонкая часть идет на питание и обновление мышечной ткани, тончайшая часть пищи трансформируется в ум. Подобно этому, грубая часть воды выделяется с мочой, тонкая часть переходит в кровь, а тончайшая часть превращается в прану. То, что вода содержит прану – бесспорный факт. Именно поэтому на лице потерявшего сознание человека выступают капли пота. Вода помогает человеку прийти в себя, так как в ней содержится прана» Сатья Саи Баба
Манаса бхаджарэ - «О, ум, поклоняйся Богу»; почитание Бога в уме; «В тот день, когда Я … впервые объявил, что меня зовут Саи Баба, первой песней, с которой Я обратился к собравшимся в саду была: «Манаса Бхаджаре Гуру шаранам, Дустара бхава са гара тхаранам». Я призвал всех страждущих в бесконечной череде рождений и смертей к поклонению стопам Духовного Учителя (Гуру), того Гуру, кто объявил о Себе Сам, кто вновь явился, чтобы взять на себя тяготы всех тех, кто сумеет найти прибежище в Нем. Это было Мое первое послание человечеству. «Манаса Бхаджаре» – «Поклоняйтесь в своем уме!»… Поселите Бога в своем сердце, предложите ему плоды своих деяний и цветы своих сокровенных мыслей и чувств. Именно такого поклонения Я хочу более всего. Именно такую преданность Я более всего ценю» Сатья Саи Баба
манаса путра –духовный сын
Манаса Саровар, Манаса Шаровар –«Озеро Разума», внутреннее сознание, спокойный ум. «В незапамятные времена случилось так, что волею Брахмы около горы Кайлас возникло большое глубокое озеро. Оно известно как «Манаса Шаровар», что означает «Озеро Разума». Так назвали его Боги. Когда тают снега и идут дожди, озеро переполняется и выходит из берегов, и поток, рвущийся из него, становится рекой Сарайю, текущей неподалеку от Айодхьи и стремящейся к Ганге. Сарайю – священная река, ибо воды ее рождены озером, созданным по воле самого Брахмы» Сатья Саи Баба
Манасьекам Вачасьекам Карманьекам – «Ум, слово и поступок – одно». «Мысли, которые рождает интеллект, следует отражать в виде чувств в разуме и претворять в действие при помощи рук. Мысль, слово и дело должны быть согласованы. Они должны взаимно дополнять друг друга. Признаком святой личности Манавы является «Манасьекам Вачасьекам Карманьекам», что означает, что «Ум, слово и поступок – одно». Все три едины, а не различны» Сатья Саи Баба
Манасьекам вачасьекам, карманьекам махатманам, манасьяньятх вачасьяньятх, карманьяньятх дуратманам –«Великой душой является тот человек, чьи мысли, слова и дела находятся в совершенной гармонии; у злонамеренных людей эта гармония отсутствует», – изречение Вед. «Недостаточно того, что вы будете хорошо владеть языком и красиво говорить о Божественности. Вы так же должны практиковать то, о чем говорите, и ощущать Божественность. Возможно, вы сможете увлечь людей красноречивыми словами, но какая от этого польза, если вы не можете применять свои слова на практике» Сатья Саи Баба
Мангал, Мангала –планета Марс
мангала –благоприятный, благотворный; благая судьба; благодать, веселье
Мангалакара –Дарующий благосклонность, – эпитет Бога
Мангалам – Божественность, Доброта, Благословение, благосклонность, счастье, милость. Счастливая добрая судьба. «Четыре Его лика (Шивы) символизируют Мир (Шантам), Бесстрашие (Рудрам), Доброту (Мангалам) и Решительность (Утсахам)» Сатья Саи Баба
мангала сутра –«нить счастья, доброго знамения», – священное плетеное украшение на шнурке, скрепляющее брачные узы. Жених надевает его на шею невесты при обряде бракосочетания. Замужние женщины носят его на шее не снимая. Три узелка мангала сутры символизируют: силу звезд – силу в этом мире; силу луны – энергию, силу знания (видья балам) – милость Богини Сарасвати. Мангала сутра непосредственно связана с Божественной силой
мангальям –брак. По ведическим традициям (дхарме) долг добродетельной жены – служить мужу и Богу, заботиться о том, чтобы брак был освящен преданностью Богу, получил Его благосклонность и милость, и вел к освобождению. Долг добродетельного мужа – защищать и обеспечивать жену и детей, вести праведную жизнь домохозяина, грихастхи, стремиться к цели человеческой жизни – освобождению. «Так же как пативратадхарма (закон нравственного поведения верной супруги) предназначается для женщин, брахмачарья предназначена для мужчин. Так же как женщина должна считать одного и только одного мужчину своим наставником и мужем, мужчина должен быть верен одной и только одной женщине как своей спутнице и своей жене. Она должна относиться к своему мужу как к Богу, поклоняться ему и ухаживать за ним, следовать его желаниям, чтобы выполнить свой долг пативраты, верной супруги. Вместе с тем, мужчина должен почитать свою жену как хозяйку дома и действовать в соответствии с ее желаниями, так как она является Гриха Лакшми (Богиней благосостояния и счастья, правящей домом). Только в этом случае заслуживает он статуса мужчины. Имя и слава, честь и бесчестие, порок и злодейство, хорошее и плохое – все это одинаково как для мужчин, так и для женщин. Нет такой вещи, которую женщина была бы обязана выполнять, а мужчина был бы от этого свободен. Оба в равной степени должны следовать правилам Дхармы. Оба окажутся в адхарме, если будут вести себя, не принимая в расчет требования четырех пар качеств, упомянутых выше. Мужчины также обязаны следовать определенным правилам, как и женщины. Некоторые вещи мужчины просто не имеют права делать. Существуют некоторые важные обеты между мужем и женой» Сатья Саи Баба
манда –медленный
мандала – «колесо»; округ, страна; модель вселенной, соотнесенная с системой высших ценностей
мандали –музыкальная группа, исполняющая бхаджаны
Мандара, Мандхара –«Густая», «вызывающая восторг»; название священной горы, местопребывания Богов, и которую Боги использовали для пахтания Океана молока, чтобы получить амриту, напиток, дарующий бессмертие; в Пуранах также название рая и название райского дерева исполнения желаний
мандир – место для молитвы, индийский храм; мандир в Прашанти Нилаям в Путтапарти был открыт 23 ноября 1950 года в день 25 годовщины со дня рождения Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
Мандодари –дочь Майи, царица-ракшаси, главная супруга Раваны, мать Индраджита. «Убитая горем, она оплакивала трагическую судьбу, настигшую ее господина. Она бережно собрала головы Раваны и с благоговением и нежностью принялась восхвалять его былые подвиги. Она вскричала: «О, мой повелитель! Ты завоевал и подчинил своей воле все творение! Владыки восьми сторон света падали к твоим ногам, моля о защите! И что принесла тебе эта слава? Какова награда за суровый аскетизм и отречение, которым предавался ты долгие годы? Тебе выпала эта ужасная доля, несмотря на завоеванное тобою могущество. Стоило тебе отвернуться от Рамы, и удар обрушился на тебя! Ты не смог победить низменный зов плоти; тот, кто становится рабом вожделения, не может избежать жестокого наказания, будь он так же всесилен, как сам Бог смерти, Кала. Ослепленный похотью, ты сам навлек на себя этот страшный конец. Непреодолимая страсть привела к тому, что ты пренебрег волей Рамы, и сам стал виновником несчастья, погубившего тебя! Равана! Рама воплотился на земле, чтобы пламенем своего гнева испепелить джунгли, кишащие демонической злобой ракшасов. Как много раз пыталась я внушить тебе эту истину! Но неумолимый рок сделал тебя глухим к моим советам. Я говорила тебе, что Он – не такой человек, как все. Ты упрямо полагался на свою физическую мощь, на свой острый ум, на свои несметные сокровища и на миллионы ракшасов, послушных твоей воле. Не умоляла ли я, обнимая твои ноги, подчиниться Раме, Океану Милосердия и спасти свое царство от уничтожения? Ты с гневом отвергал мои мольбы. Ты все больше погрязал в пороке, причиняя вред другим, и это было то единственное, что доставляло тебе удовольствие. Ты не заботился о благе своих подданных. Тобой завладели греховные помыслы, и ты претворял их в нечестивые деяния! Несмотря на это, Рама удостоил тебя благословения, и твой дух слился с Ним! Какое великое милосердие Он проявил! Ты погиб от Его руки, а лишь немногие заслужили это счастье! Но ведь Рама пришел в этот мир специально для того, чтобы уничтожить тебя! Но прямая дорога к истреблению ракшасов была вымощена самим их владыкой! Это ли величайшее достижение, которое обессмертит твое имя? Это ли высочайшее проявление твоей мощи и способности к защите? Это ли есть конечная цель, к которой ты стремился, предаваясь самоотречению? Рама! Ты ведь совершил это, чтобы доказать, что никому не избежать последствий своих поступков? Ты явил миру высочайший пример действия этого вечного закона. Бедствие, которое навлек на себя Равана, должно послужить нам всем великим уроком». Царица долго и безутешно рыдала над мертвым телом своего господина. Наделенная мудростью, Мандодари осознала, что Рама – Сам Парабрахман, Вселенский Сверхдух, Абсолют» Сатья Саи Баба
манипура–чакра, «центр огня», «город сокровищ», «город из драгоценных камней»; точка тепла, блестящая, подобно жемчужине. Третья чакра. Местоположение: солнечное сплетение, надчревное сплетение, пупок. Биджа-мантра – РАМ. Биджа-звуки на лепестках: ДАМ, ДХАМ, НАМ (переднеязычные звуки); ТАМ, ТХАМ, ДАМ, ДХАМ, НАМ (зубные звуки); ПАМ, ПХАМ (губные звуки). Элемент (таттва): огонь (агни). Элемент огня проявляется в теле как органы чувств: ухо, кожа, глаз, язык, нос; они называются органы познания (джнянендрия). Проявляется также как зрение, форма, личность, цвет. Лока (план существования) – Свар-лока (небесный мир)
маниши – человек. «Маниши – это тот, кто наделен манасом (умом). Человека также называют манава. Какой внутренний смысл этого слова? «Ма» означает майа (иллюзия), «на» – насти (без) и «ва» означает вартхичута (вести себя). Человеком является тот, кто преодолевает майю, и ведет себя соответсвенно. Образование предназначено для того, чтобы помочь вам избавиться от иллюзии. Тот, кто способен превзойти ум, является парамахамсой (реализованной душой). Мы не являемся простыми смертными. Мы воистину являемся воплощениями бессмертного Божественного принципа. Мы должны верить в Бога и смело встречать вызовы судьбы. Только тогда мы будем достойны называться людьми» Сатья Саи Баба
манматха –«Смущающий душу», имя-эпитет Бога плотской любви и чувственных страстей Камы
Маннах эва манушьянам каранам бандхомокшайо – «Ум является причиной рабства и освобождения человека», – изречение Вед
Мано мулам идам джагат – «Ум – основа всего мира». «Ум должен размышлять о Боге. Человек, который знает ценность бриллианта, будет бережно хранить его и правильно использовать. Точно так же, человек, осознающий силу ума, не позволит ему блуждать. Человек должен стремиться достичь состояния не-ума (уничтожения ума). Это возможно только путём непрерывного размышления о Боге. Мано мулам идам Джагат (ум – основа всего мира).. Какова будет ваша судьба, если вы не контролируете свой ум и следуете его капризам? Человек может стать Парамахамсой только с помощью уничтожения ума. Никогда не следуйте за умом. Ум по своей природе священен, но под влиянием современного образования он стал беспокойным, как обезьяна» Сатья Саи Баба
маномайя-коша – ментальная оболочка; оболочка ума; тонкое тело человека – оболочка желаний, отвечает за воображение и символическое мышление. «Вопрос: Что означает маномайя коша? Саи: Это сфера пяти джнянендрий (органов познания – уши, кожа, глаза, язык, нос) плюс ум, инструментами которого они стали. Это то, что находится внутри пранамайя коши» Сатья Саи Баба
Маномудам идам джагат – «Ум – это основа всего мира». «Ум в тонкой форме проникает везде. Поэтому сказано: Маномудам идам джагат, ум – это основа всего мира» Сатья Саи Баба
Манорамана –возлюбленный ума, эпитет Бога для преданного
Манохара –разрушитель ума и привязанностей, эпитет Кришны
маношуддхи –чистый разум
мантап –мемориал; памятное, мемориальное сооружение; особое помещение, помост для религиозных ритуалов (проведения яджны, жертвоприношения)
мантра – магическая священная формула на санскрите, используемая в практиках поклонения Богу и контроле над умом, в медитации. Представляет собой мистическое созвучие, вибрацию, слог, слово или фразу, имя Божества, священную формулу – стих ведических гимнов. Разум, сознание, дух, обладающие трансцендентной звуковой вибрацией. Помогает достичь определенных состояний сознания, используется при обрядах и в духовных практиках. При инициации Гуру обычно дает ученику мантру, успокаивающую волнение ума, для практики джапы и достижения необходимых в садхане состояний сознания. «Что такое мантра? «Ма»означает ум, (манас), «тра» означает спасение, таким образом, мантра значит «то, что спасает вас, если вы медитируете на это». Мантра может спасти тебя от сетей мирской жизни, которая полна смерти, горя и боли. Из всех мантр Пранава (мантра «ОМ») самая высшая и самая лучшая. Она является истинным началом и венцом всех мантр». «Аватары никогда не дают мантр. Аватар показывает, что Бог везде. Повторять мантры – это слишком примитивно. Когда присутствует Аватар, слышать Его, понимать то, что Он говорит, и делать это – это и есть мантра. Кришна не давал никакой мантры братьям Пандавам, даже Арджуне. Он просто говорил: делай это, делай то. Этого было достаточно, и действие было очень сильным» Сатья Саи Баба
мантра АУМ –первичный звук творения, наиболее адекватно передающийся этим слогом. Произнесение (артикуляция или положение органов речи) включает в себя все мыслимые звуки всех языков. «А» начинается глубоко в горле, «У» резонирует в области нёба, то есть в середине рта, и «М» затухает на сомкнутых губах. «Тишина, окружающая внешние звуки, – это Бог. Внутри тишины существует вечный звук «ОМ». Каждый другой звук возникает из звука «ОМ»» Сатья Саи Баба
мантра-йога –достижение духовного совершенства посредством пения священных звуков-мантр, ведических гимнов-риков, дающих очищение ума, сознания и окружающего пространства (эфира)
мантра «Ом намо Нараяная» – великая мантра Вишну
маитри –«На языке Веданты отождествление себя с другими называется маитри. Во время служения (севы) вы должны развивать маитри». «Что такое маитри? Обычно так называют дружбу. В земном понимании дружба – это взаимные отношения. Истинная дружба в том, что вы считаете успехи, радости и печали других людей своими собственными. Например, отношения между Рамой и Сугривой в Рамаяне. Их дружба основывалась на том, что каждый мог почувствовать страдание другого как свое собственное (самана авастхалу). Узы дружбы возникают, когда один осознанно разделяет с другим все переживания, которые становятся общими для обоих» Сатья Саи Баба
манса – плоть, нервные волокна, ткани
Ману – «мыслитель», «человек»; прародитель человечества, которое вслед за ним стали называть людьми (манава). Единственный человек, спасенный Богом Вишну от потопа. В Ведах говорится, что всего было 14 Ману (в Бхагавад Гите упоминается о 4 Ману), праотцев человечества, по одному в каждый великий век (манвантару) появляющихся в каждом периоде развития сотворенного мира. Самыми известными были:
Ману Сваямбхува (сын Шатарупы и Сваямбху, самосотворенного Праджапати), первый Ману.
Ману Реванта («бриллиантовый»), сын Вивасвата и кобылицы Самджны, пятый Ману.
Ману Чакшуша («воспринимаемый глазом»), сын Тваштри, шестой Ману.
Ману Вайвасвата, сын Вивасвата и Самджны, седьмой Ману, прародитель нынешней человеческой расы.
Ману Саварни («того же рода», или» похожий сын»), то есть сын Вивасвата и Тени, восьмой Ману и первый из будущих Ману.
Ману Вивасватх – сын Сурьи, Бога Солнца (Вивасвана, отсюда его имя – Вайвасвата). Один из Праджапати (прародителей живых существ), был первым царем, легендарным мудрецом, управителем мирового периода и родоначальником Солнечной и Лунной династий, прекратившим хаос и установившим на земле Дхарму, Праведность
Манудхарма, Манусмрити –«Законы Ману» (Манавадхармашастра) – наиболее авторитетная Дхарма-шастра, сотни стихов которой встречаются в «Махабхарате» и других памятниках древнеиндийской литературы. Автором традиция считает прародителя людей Ману, почитавшегося еще со времен Ригведы
Ману-смрити – законы Ману
манушья –человек, который является господином своего ума, или Манаса
манушья яджня –жертвоприношение, совершаемое ради блага всего человечества
маракам –«опекун»,отношение к вещам, когда все – дар Бога.«В человеческой жизни есть два рода отношения к вещам, с которыми каждый должен иметь дело. Имеются вещи, для которых кто-то является только временным опекуном по отношению к ним. Имеются вещи, которые принадлежат одному, но которые можно брать наряду с ним и использовать по своему усмотрению. Первый тип отношений называется «маракам». Второй тип называется «тхаракам». Люди должны развивать отношение «маракам», а именно, что ничто не принадлежит им и что всё приходит от Бога. Всё – дары Бога. Вы должны обращаться со всем имуществом в таком духе. Вы должны хорошо заботиться о них до тех пор, пока вы ответственны за их надлежащее использование и сохранение. Это ваш долг. Пока вы живете в мире, вы отвечаете за заботу о вашей жене, детях и имуществе. Но вы должны относиться к этому как к обязательствам, наложенным Богом. Вы не должны привязываться к ним как к своей собственности» Сатья Саи Баба
марга –путь. «Существует много путей достижения Бога. Среди них есть шанти марга (путь мира), сакхья марга (путь дружбы), анурага марга (путь привязанности), ватсалья марга (путь нежности), мадхура марга (путь сладости). Эти пять путей содержат элемент корысти. Но в Према марге (пути чистой Любви) нет и следа корысти. Поэтому все другие пути сливаются с путем Любви. Чистая Любовь, следовательно, – царская дорога» Сатья Саи Баба
маргаширша –название месяца в индийском лунном календаре. «Вхождение Солнца в Козерог происходит посередине между месяцами маргаширша и пушьями. В Бхагавад Гите Шри Кришна заявил: «Среди месяцев – Я маргаширша». Месяц маргаширша – корона среди 12 месяцев. Почему? Среди планет солнечной системы, Солнце – правящее Божество. Без Солнца остановится жизнь. В месяце маргаширша в мире происходит сбор урожая, который поддерживает жизнь и приносит счастье людям. Амбар каждого крестьянина засыпан зерном. Погода в этом сезоне прохладная и приятная. Это – подходящее время для спокойного отдыха. Именно в это время человек свободен от бремени повседневных трудов и может посвятить свое время досугу общения с детьми и животными» Сатья Саи Баба
Марича –демон-ракшаса, способный менять свой облик. Равана заставил его принять облик золотого оленя с серебряными пятнами на шкуре, чтобы привлечь внимание Ситы и заманить Раму далеко в лес. Не смея ослушаться, он так и сделал. Был убит Рамой, когда стал звать Лакшману и Ситу голосом Рамы
Маричи –«сияющая пылинка», «луч света», один из семи Божественных мудрецов, сын Брахмы, отец Кашьяпы, отец солнечного Бога Сурьи и основатель Солнечной династии царей; один из главных прародителей человеческого рода
Маркандейя –святой мудрец, великий преданный Шивы, который плавал в космических водах после разрушения вселенной до тех пор, пока его не проглотил Вишну, в теле которого Он увидел вселенную
марма – тонкое, неуловимое, слабое; аюрведа: энергетическая точка на теле, используемая при акупунктуре
мартанда –«Рожденный из безжизненного яйца», – эпитет Солнца, рожденного из так называемого «эфира». Ведическое предание говорит, что Солнце – это «птица в небе», а птица рождается из «кажущегося безжизненным яйца». И еще, когда Солнце пребывало в чреве своей матери Адити, та совершала такую суровую аскезу, что ее муж Кашьяпа боялся, что яйцо в ее чреве погибнет
мартья – смертный, преходящий (о человеке)
марупу (телугу) – отсутствие памяти, забывчивость
Марути –«сын Бога ветра» – Хануман
маруты –«вспыхивающие», Боги-штормы, значительная группа ведийских Божеств-близнецов, связанных с бурей, грозой, молнией, также называемые Рудрами, так как происходят от Рудры и Пришни, коровы, олицетворяющей грозовую тучу. Божества из окружения Индры-воителя или Рудры-Шивы. Имена семи Марут: Скорость ветра, Сила ветра, Ветер-разрушитель, Круг ветра, Пламя ветра, Семя ветра, Диск ветра (Вайювега, Вайюбала, Вайюха, Вайюмандала, Вайюджвала, Вайювета, Вайючакра).
мастака – голова. «Настоящее знание должно возникать в мастака (голова), а не из пустака (книг). Поэтому вы должны очистить свои мастака (мысли), удалив оттуда все загрязнения» Сатья Саи Баба
Мастья – рыба; также одно из воплощений Аватара в форме рыбы. Вишну, воплотившись в форме рыбы, спас от потопа многих мудрецов-риши а также семена всех растений
Мата –«мать»
Матаришван –мифологический персонаж Божественного происхождения, похитивший в изначальном мире огонь для Богов и для Ману. Связан первоначально с огнем, молнией, затем с ветром. Иногда употребляется как тайное имя Агни
матра –измерение; органы чувств. «Органы чувств также называют матра, что означает «измерительные инструменты». Каким образом осуществляется это измерение органами чувств? Возьмем, например, фрукт. Какой из органов восприятия в состоянии определить, сладкий это фрукт или кислый? Какой из органов чувств «измеряет» и определяет вкус? – Язык. Язык определяет вкус, решает, съедобна пища или нет, хороший это вкус или плохой, и сообщает эту информацию всем заинтересованным в ней органам. Какой из органов восприятия определяет степень привлекательности картины? Единственной мерой для оценки в этом случае являются глаза. Аналогично этому, полномочие определять приятные или неприятные запахи закреплено за таким органом восприятия, как нос, а ухо обладает умением отличать мелодичную музыкальную ноту от диссонирующей. Поэтому органы чувств называют матра, так как они наделены способностью измерения и определения особых качеств и характеристик различных объектов чувственного восприятия». «Слово матра в применении к чувствам имеет также и другой смысл, который означает «предел», ограничение опыта восприятия, который был предписан Богом-Творцом каждому органу чувств. Например, глаза способны только видеть, но не способны слышать. Рот способен говорить, но не способен видеть. Следовательно, каждый орган наделен Богом исключительно своим особым талантом. И лишь тот, кто использует свои органы чувств в соответствии с Божественным замыслом, действует в согласии с Божественной волей. А тот, кто нарушает установленные ограничения, идет против воли Бога, тем самым подвергая себя наказанию. Поэтому каждому человеку следует использовать свои органы восприятия согласно их предназначением и в дозволенных пределах. Например, нос имеет особое предписание вдыхать и выдыхать воздух для поддержания здоровья в теле, а также различать хорошие и плохие запахи, и вдыхать только то, что приятно. Игнорируя эту предназначенную обонянию роль, современный человек, к своему же несчастью, злоупотребляет им, нюхая табак, вдыхая другие отвратительные запахи. В результате этого не соблюдается предписанное свыше назначение, соответствующее функции носа. И человек совершает двойной грех: первое – нарушает предписание высшей воли, второе – наносит вред собственному здоровью. Не удивительно, что в наше время он стал жертвой самых разнообразных болезней» Сатья Саи Баба