Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студента ПФ РАП над курсом «Профессиональная этика» является ключевым условием освоения этого непростого предмета, остро необходимого современному юристу. В первую очередь сказанное адресуется студентам заочной формы обучения.
Для того чтобы повысить эффективность самостоятельной работы студенту необходимо научиться осмысленно работать с конспектом лекций и учебной литературой. В этих целях необходимо:
- прочитать изучаемый источник;
- осмыслить прочитанное;
- при повторном прочтении сделать сжатые выписки ключевых либо непонятных элементов из прочитанного;
- проанализировать сделанные выписки из разных источников стремясь понять изучаемое явление;
- проверить уровень и полноту усвоения материала темы путем ответа на вопросы для самоконтроля, используя вопросы по темам учебного курса, выносимые на зачет;
- студенты очной формы обучения могут подготовить доклад или краткое сообщение по теме предстоящего семинара, студенты – заочники могут подготовить письменный реферат по одной из проблем профессиональной этики, ориентируясь на примерную тематику докладов и сообщений и на перечень литературных источников информации, включенных в данный УМК; при необходимости обратиться к дополнительному источнику информации.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 г. – М, 2006.
2. Всеобщая Декларация прав человека. В кн.: Международная защита прав и свобод человека. – М., 1990.
3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка // Вестник МВД РФ. – 1992. – № 4.
Основная
1. Аракелов Ю.С., Джегутанов Б.К., Олейников В.С. Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменационные билеты. – СПб., 2006.
2. Горелов А.А. Этика: Учебное пособие /А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – М., 2007.
3. Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Судебная этика. – Воронеж, 2002.
4. Голубева Г.А. Этика: Учебник / Г.А. Голубева. – М., 2007.
5. Гуревич П.С. Этика: Учебник для студентов вузов / П.С.Гуревич. – М., 2006.
6. Дубко Е.Л. История европейской этики: Учеб. пособие для вузов / Е.Л. Дубко. – М., 2007.
7. Зеленкова И.Л. Основы этики: Учебное пособие. – Минск, 1998.
8. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. – М., 2003*.
9. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебник. – М., 2005*.
10. Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. – М., 2006.
Дополнительная
1. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. – М., 1995.
Апресян Р.Г. Постижение добра. – М., 1986.
3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1990.
4. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.
5. Бердяев Н.А. Философия свободы. – М., 1989.
6. Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. – М., 2000.
7. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. – Саратов, 1981.
8. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. – М., 1994.
9. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. – М., 1975.
10. Гуцериев Х.С. и др. Правовая и духовная культура сотрудников правоохранительных органов. – СПб., 1996.
11. Джунусов М.С. Достоинства человека и опасность их превращения в недостатки // Российский журнал социальной работы. – 1996. – № 2.
12. Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1990.
13. Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни (опыт историко-этического исследования). – Минск, 1988.
14. Коган Л.И. Цель и смысл жизни человека. – М., 1984.
15. Коган Л.Н. Зло.- Екатеринбург, 1992
16. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 1991
17. Лукашова Е.Л. Право, мораль, личность. – М., 1986.
18. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. – М., 1992.
19. Ницше Ф. К гениалогии морали. Соч. в 2 т. – М., 1990. Т. 2. Моральный выбор.- М., 1980.
20. Нешев К. Этика счастья..- М., 1982.
21. Основные принципы, касающиеся роли юристов. (Материалы ООН) // Вестник МВД РФ. – 1993. – № 4-5.
22. Попов Л.А. Десять лекций по этике: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2001.
23. Сибиров В.Ш. Два лика зла.- М., 1992
24. Сабиров В.Ш. Этический анализ жизни и смерти.- М.,1987.
25. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни.// Смысл жизни. – М., 1994.
26. Франк С.Л. Смысл жизни.// Смысл жизни. – М., 1994.
27. Что такое мораль? – М., 1988.
28. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственности. – М., 1992.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Этика как нормативная наука и практическая философия.
2.Мораль и нравственность как предмет этики.
3. «Добро и зло» как основные категории морали, их соотношение и взаимодействие.
4. Этическая мысль прошлого и настоящего.
5. Происхождение и основные функции морали.
6. Мораль и нравственность в системе культуры.
7. Мораль и религия.
8. Моральный выбор и его ценностная обусловленность.
9. Система ценностных ориентиров: гедонизм, прагматизм, астеризм, альтруизм, эгоизм.
10. Право на жизнь и право на смерть как этическая проблема (эвтаназия, суицид, смертная казнь, аборты, клонирование, трансплантация органов).
11. Социальные формы милосердия, благотворительность, филантропия.
12. Проблема «цели и средства» в деятельности и поведение людей.
13. Понятие профессиональной морали и профессиональной этики.
___________________
* Литература, имеющаяся в библиотеке ПФ РАП.
14. Основные нормы и категории профессиональной этики.
15. Долг и честь – основополагающие понятия профессиональной этики сотрудников ОВД.
16. Нравственная культура юриста-профессионала.
17. Служебный этикет сотрудника правоохранительных органов.
18. Нравственно-психологический климат в служебном коллективе.
19. Нравственное содержание юридической деятельности.
20. Взаимодействие права и морали.
21. Этика юриста в сфере неформальных отношений.
22. Профессионально-нравственная деформация юриста.
23. Понятие профессиональной юридической деятельности.
24. Современные проблемы нравственного развития российского общества.