Характерные особенности философии Средневековья
Средними веками в истории Западной Европы называют время возникновения, становления и развития феодализма, которое охватывает конец V - конец XV вв. Для экономической жизни Средневековья характерно господство крупной земельной собственности, которая находилась в руках феодалов. Она сочеталась с мелким индивидуальным хозяйством зависимых от феодалов крестьян. В политическом отношении преобладали монархические формы правления. Для духовной жизни средневекового общества определяющим было безраздельное господство христианской религии и церкви.
Христианство возникло в I в. н.э. как протест против общественных отношений поздней античности. Эта религия проповедовала равенство людей независимо от их этничности, знатности, материального положения. Римская власть жестоко преследовала первых христиан. Однако проповедь покорности и ненасилия привела к тому, что в 324 г. христианство стало официальной религией Римской империи. В 395 году империя распалась на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. Это событие во многом предопределило раскол христианской церкви на греко-православную и римско-католическую, который произошел в 1054 г.
Католическая церковь сохранила организационное единство, освободилось от власти императоров и стала господствующей силой всей культурной жизни Западной Европы.
Раннее христианство отрицательно относилось к философии, видя в ней элемент языческой культуры. По мере приобщения к христианству образованных людей это отношение менялось. В философии стали видеть средство утверждения новой веры. Первые христианские авторы писали свои труды в защиту своей религии. Эти сочинения называли апологиями, а их авторов – апологетами. Со временем наиболее авторитетных из них стали называть отцами церкви (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Аврелий Августин и др.), а их работы получили общее название – патристика (лат. Paters – отцы).
После распада Западной Римской империи (конец V в.) Западная Европа вступила в период кризиса, который продолжался более трех веков. В начале IX в. возвысилось королевство франков. Его правитель Карл Великий основал обширную империю. Новое государство нуждалось в грамотных людях, поэтому при соборах и монастырях открывались школы, в которых изучали «семь свободных искусств». Первая ступень обучения называлась тривиум, на этом этапе изучали грамматику, риторику, логику. Вторая ступень образования – квадривиум предполагала изучение арифметики, геометрии, астрономии, музыки.
Преподаватели логики стали создателями средневековой схоластики – теоретической системы, рационально-логических доказательств, истинности христианских догматов.
Одной из главных проблем, которые решали схоласты, был вопрос об универсалиях (общих понятиях). Одни утверждали, что реально существуют лишь единичные вещи, а универсалии – это продукт человеческого разума. Этих схоластов называли номиналистами. Другие доказывали, что общие понятия предшествуют единичным вещам. Их называли реалистами.
В своих крайних проявлениях номинализм и реализм подрывали церковные догматы (утверждения, которые принимаются без доказательств). Так, номиналисты приходили к отрицанию догмата Святой Троицы, а реалисты «растворяли» Бога в природе.
Таким образом, для средневековой философии были характерны:
- теоцентризм – признание Бога определяющей силой мира;
- супранатурализм – утверждение надприродного характера божественной реальности;
- сотериологизм – ориентация всей деятельности человека на спасение души;
- ревеляционизм – богооткровенность, которая означает, что есть знания, недоступные разуму человека, а получить их можно непосредственно от Бога;
- креационизм – утверждение, что Бог создал мир «из ничего», по собственной воле;
- провиденциализм – утверждение определяющей роли Бога в историческом процессе;
- эсхатология – учение о конце мира, в соответствии с которым человеческая история имеет своей целью достижение человечеством Божьего царства.
Таким образом, средневековая философия развивалась в границах, определяемых церковью, и ей предписывалась роль служанки богословия.
3.2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
После падения Рима христианская церковь стала единственной наследницей античной культуры. Из античного наследия она использовала лишь то, что служило ее интересам. Ситуация изменилась в XII в., когда в результате крестовых походов в Европу проникли полные тексты античных философов в арабских переводах. Возникла необходимость освоить философию античности (особенно сочинения Аристотеля), приспособив ее к христианскому вероучению. Эту задачу попытался решить Фома Аквинский (1225-1274 гг.). В своих произведениях он утверждал, что все знания состоят из истин разумных и сверхразумных. Первые человек приобретает в процессе жизни, а о вторых он не может ничего сказать (бессмертие души, сотворение Богом мира и т.д.). Источником этих истин является Священное Писание. Разум нужен человеку в его повседневной жизни, он основан на чувственном восприятии мира. Однако разум и чувства не должны противоречить Священному Писанию. Если вера и разум противоречат друг другу, человек должен принимать сторону веры. Фома рассматривал мир как сложную иерархию, в основе которой находятся минералы, животные и человек. Но мир земной неизмеримо ниже небесного божественного мира. Земному миру принадлежат только тела людей, а их души принадлежат Богу. Фома сформулировал 5 доказательств бытия Бога, которые соответствовали тогдашнему уровню развития познания. Учение Фомы после его смерти было переработано и стало официальной философией католической церкви, получив название томизм.
В конце XI – начале XX вв. эта философия была преобразована с учетом научных открытий и с изменением положения католической церкви в мире. Этот вариант философии получил название неотомизм и в настоящее время является официальной философией Ватикана. Ее важнейшим положением стал тезис о гармонии веры и разума.