Глава XIII. О том, что истинные заслуги человека есть милость Божия
42. Поэтому то, что в человеке называется свободным выбором,
или справедливо осуждается, когда оно у него не предназначено к
греху никакой внешней силой, или милосердно спасается, когда для
праведности ему не хватает никакой его добродетели. Поистине
в этом читатель может предполагать способ быть и совсем избавлен-
ным от первородного греха. Впрочем, в свободном выборе, а не вне
его, может быть найдена причина осуждения, так как ничто не приво-
дит к осуждению, кроме собственной вины: и не от него заслуги к спа-
сению, так как спасает только милосердие. Его стремление (conatus)
к добру бесплодно, если ему не способствует благодать, и только ею
порождается. Впрочем, «во зло, — говорит Писание, — склоняется ум
и помышление человека» (Быт. 8,21)'. Поэтому не к нему от себя, как
говорилось, но скорее сверху вниз, от Отца света, как полагают, исхо-
дят заслуги, если, однако, среди наилучших даяний и совершенных
даров, то считается заслугами, посредством чего достигается вечное
спасение.
43. Ведь Бог, наш Царь Предвечный, когда осуществил спасе-
ние на земле, Свои дары людям разделил на заслуги и награды,
дабы в результате свободного обладания стали нашими в настоя-
щем, а на основе бескорыстного соглашения (sponsio) мы бы их
ожидали и даже желали как должное в будущем. Напоминая о том
и о другом, Павел говорит: «плод ваш есть святость, а конец —
жизнь вечная» (Рим. 6, 22); а также: «и мы сами, говорит, имея на-
чаток духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления» (Рим. 8, 23),
называя начатками духа освящение, т. е. добродетели, которыми
мы ныне освящаемся духом, чтобы от заслуги следовали к усынов-
лению. То же обещается и в Евангелии в конце времен, где говорит-
ся: «получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29).
Итак, не от свободы выбора, но от Господа есть спасение; и даже Он
сам — спасение, и Он — путь к спасению, Который говорит: «Я спа-
сение твое!» (Пс. 34, 3) а также утверждает: «Я есмь путь» (Ин.
14, 6). Он воплотил в Себе путь, который был и спасением, и жиз-
нью, чтобы всякая плоть не восхваляла себя. Если, следовательно,
добрые заслуги, принадлежат пути, как спасение и жизнь — Отцу,
и истинно то, что сказал Давид: «нет делающего добро, нет ни одно-
го» (Пс. 13, 3), а именно то, о чем сказано также: «никто не благ, как
только один Бог» (Мк. 10,18), то, без сомнения, Богу принадлежат
заслуги как наших дел, так и Его наград. И тот, кто обязался [воз-
дать] их, сделал и нас их заслуживающими. Однако, чтобы создать
эти заслуги, Он удостаивает служить себе творения, в которых не
нуждается, но с помощью которых Он посредством этого творит
благо.
44. Он вершит, следовательно, спасение тех, имена которых
в книге жизни, то посредством твари без нее самой, то посредст-
вом твари наперекор ей самой, то посредством твари и вместе
с нею. В самом деле, много блага делается для людей посредством
неощущающей1, а также неразумной твари. Поэтому я сказал, что
это делается без нее, так как она не в состоянии, будучи лишена
разумения, быть сознающей. Также великое множество полезных
для спасения дел совершает Бог через посредство злых людей
и падших ангелов; но так как это совершается помимо их желания,
то и наперекор им самим. Ведь когда они поддерживают желаю-
щих вредить, насколько другим способствует полезное деяние, на-
столько им вредит дурное намерение. Далее. Те, посредством кого
и вместе с кем Бог действует — добрые, ангелы и люди, которые
сами делают, и равным образом, хотят того, чего хочет Бог. Тех же,
которые по собственной воле соглашаются на добро и претворяют
его в действие, Бог полностью приобщает к делу, которое он по-
средством их воплощает. Поэтому Павел при том множестве доб-
ра, которое Бог посредством него сделал, писал: «не я ведь, но бла-
годать Божия со мной» (1 Кор. 15, 10). Мог бы сказать: через
1 В русском переводе: «помышление сердца человеческого — зло от юнос-
ти его». (Примеч. ред.)
1 Имеется в виду растительный мир, обладающий растительной душой,
которая лишена чувственности. (Примеч. ред.)
меня, но поскольку был слишком ничтожен, предпочел сказать: со
мной, зная, что он, действуя, не только слуга дела, но и, соглашаясь
(per consensium), в известной мере соучастник созидающего.
45. Теперь, рассмотрев троякую деятельность Бога, мы видим,
что каждое создание вознаграждается согласно с тем, как оно слу-
жит. И чем может быть вознаграждено то [создание], посредством
которого, но без которого совершается то, что совершается? И чем,
кроме гнева то, вопреки которому совершается? Чем, кроме благо-
дати, то, вместе с которым совершается? Итак, мы находим, в пер-
вом случае — никакие, во втором — дурные, в третьем — добрые за-
слуги. Ведь животные, хотя через них совершается какое бы то ни
было добро или зло, не вознаграждаются чем-либо добрым или
злым. Они не имеют ничего такого, на основе чего они могли бы со-
глашаться (consentiant) с добром или злом. А тем более камни, ибо
они и не могут согласиться. Кроме того, дьявол или дурной чело-
век, когда они полны сил и их разум бодрствует, все же вознаграж-
даются, но не иначе, как наказанием, за то, что они не согласны
с добром. Ведь Павел добровольно проповедует Евангелие, «чтобы,
если не добровольно, не исполнять только вверенное ему служе-
ние» (1 Кор. 9,16); и всякий понимает подобным же образом, пото-
му что согласию (censensu) воли повинуется и твердо надеется, что
ему уготован венец праведности. Следовательно, Бог во спасение
пользуется созданием (creatura) неразумным и неощущающим, как
будто упряжкой или орудием, которые никоим другим образом не
будут приобщены к выполненному делу. Он пользуется существом
(creatura) разумным, но злонамеренным, как розгой для воспита-
ния, которую, вразумив сына, Он бросает в огонь, как ненужный
прут. Он пользуется и ангелами, и людьми доброй воли, как Свои-
ми помощниками и соучастниками (commilitones et coadjutores),
которых по достижении победы вознаградит достойнейшим обра-
зом. Даже Павел о себе и себе подобных смело предвещает: Ведь
мы — «соучастники Бога» (Евр. 1,9). Итак, Бог благосклонно уста-
навливает человеку заслуги там, где посредством него и вместе
с ним решает милостиво совершить какое-либо добро. И потому
мы надеемся, что мы — помощники Бога, соработники (соорега-
tores) Святого Духа, заслужившие царство, ибо по добровольному
согласию мы соединяемся с божественной волей.