Цели и задачи учебной дисциплины

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Рабочая программа для специальностей:

1–23 01 04 «ПСИХОЛОГИЯ»
1–23 01 05 «СОЦИОЛОГИЯ»
1–23 01 06 «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Факультет Институт социально-гуманитарного образования
Кафедра Философии
Курс
Семестр
Лекций 34 часа
Семинарских занятий 34 часа
Форма контроля экзамен (1 сем.)
Всего часов по дисциплине
Форма получения высшего образования Дневная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность изучения учебной дисциплины
и ее роль в профессиональной подготовке выпускника вуза

Место учебной дисциплины «Культурология» в системе социально-гуманитарных знаний определяется такой важнейшей характеристикой современного мира, как наличие в нем многообразия конкурирующих систем истолкования. Встречные процессы глобализации и "локализации" делают мир, с одной стороны, единым, с другой – множественным. В настоящее время ни одна из мировых религий, символических систем, форм социальной жизни не может претендовать на обладание единственно значимым представлением о мире и предписывать человеку универсальные правила поведения. Как никогда ранее актуальными становятся исследовательские проекты, служащие осмыслению социума, предлагающие сценарии рационального поведения в нем и берущие на себя функцию обеспечения идентичности. Особую роль в решении этих задач может сыграть культурология – дисциплина, предметом изучения которой является морфология, типология и историческая динамика культуры, основные тенденции современного культурного процесса.

Общей характеристикой современных исследований культуры является видение Другого как равноправного участника коммуникативного процесса. Основные течения современного культурологического знания (гендерные исследования, визуальные исследования, медиа и коммуникации, постколониальные исследования, сравнительные исследования культур) ориентированы на корректное понимание изначально чуждых феноменов, легитимацию множественности интерпретаций. Кроме того, культурология акцентирует идею зависимости человека от культурных ценностей и стандартов собственной культуры, а, следовательно, неправомерность претензий на привилегированное истолкование текстов чужой культуры. В этом контексте по-новому осмысляется и традиционная тематика истории культуры. Историко-культурные исследования предстают как компаративное изучение и систематизация эмпирического материала локальных культур во всей их целостности.

Культурная множественность обостряет не только проблему отказа от установки на единственную нормативность, но и задачу самостоятельного определения культурных приоритетов, выбора между разными культурными проектами. Студентам необходимо овладение практиками, предоставляющими техники анализа и критерии рациональной оценки различных систем смыслообразующих доминант, ценностных ориентиров, поведенческих норм. Культурологические исследования, изначально нацеленные на расширение границ человеческого дискурса, предлагают не только богатейшее эмпирическое знание о различных культурах, но и методы функционального, структурного и компаративного анализа культурного многообразия. Все это может оказать студенту неоценимую помощь как в оценке чужого культурного опыта, так и в выявлении глубинных смыслов и скрытых предпосылок собственной культуры.

Цели и задачи учебной дисциплины

Целями изучения дисциплины «Культурология» в вузе является приобретение знаний двух типов: (1) аналитических, способствующих повышению культурной и интеркультурной компетентности, выявляющих существенные аспекты собственной культуры и пропагандирующих ценности, необходимые для толерантного совместного проживания, и (2) прикладных, позволяющих решать проблемы идентичности и адаптации в мульти- и транскультурном меняющемся мире.

Образовательный потенциал культурологии ориентирован не на "просветительскую" проблематику, но на формирование у студентов социально-личностных компетенций, что задает следующие основные задачи изучения данной дисциплины:

(1) обеспечение возможности ориентации в ситуации мультикультурализма и транскультурности,

(2) приобретение навыков оценки различных систем культурных ценностей (при сохранении толерантности к чужим культурным традициям),

(3) формирование базиса выработки собственного жизненного проекта и модели профессиональной деятельности.

Наши рекомендации