Еврейская традиция в философии Средневековья
Не только арабы оказали влияние на западную мысль, но и евреи. Еврейская религия, в основе своей совсем не чуждая арабской, испытывала влияние богатой арабской культуры, находящейся в фазе расцвета. Медик из калифов Кайрана Исаак Иудей(865 - 955 гг.) стал известен на Западе своими сочинениями, где неоплатонические идеи оказывались в тесном сплетении с медицинскими или физическими.
В XI веке шумную известность своими работами приобрел испанский еврей Ибн Гебироль, латинское имя которого - Авицеброн (1021-1070 гг.). Среди схоластиков была известна его книга "Источник жизни".
Но наиболее глубокими философскими взглядами отличился Моисей Маймонид (1135-1204 гг.). Он родился в Кордове. Обструкция со стороны семейства Альмохадов вынудила его бежать из Испании в Марокко. Затем он живет в Палестине, остаток жизни проводит в Каире, занимаясь торговлей драгоценными камнями. Здесь пришла к нему слава философа, теолога и медика. Полностью отдать свое время науке он смог, став придворным врачом султана Саладина.
Моисей Маймонид - автор известной работы «Руководство по выходу из затруднений». В ней он показывает, что разум и вера лишь на поверхности выглядят как взаимоисключающие. Возможно вполне разумное доказательство существования Бога, единства его бытия и бестелесности. Все прочее, мирское, то есть, то, что случайно, не имеет в себе основания своего бытия, в отличие от Бога как необходимого по отношению к случайному мирскому. Действующая и финальная причина универсума - Бог.
Интересна его позиция по поводу интеллекта. Подобно Аверроэсу, Маймонид считает, что действующий интеллект един и не отделен от человеческих умов, последние наделены лишь пассивным интеллектом. Действуя, люди сближаются с высшим интеллектом (Бог). Бессмертие не есть удел отдельного индивида: по смерти различия между людьми исчезают, остается лишь чистый интеллект. Человек бессмертен, но не сам по себе, а как часть активного интеллекта.
Тезисы Маймонида появлялись не раз в схоластических трактатах, когда выяснение границ между теологией и философией приводило к точке их абсолютного совпадения.
Подводя итоги рассмотрению особенностей средневековой философии, необходимо отметить, что в целом, средневековье не является глухим периодом в области философского мышления и что конфликты и противоречия этого периода принесли много ценного. И хотя средневековая философия развивалась в рамках теологии и ее смыслом являлось «рациональное» обоснование веры, она оказала серьезное влияние на формирование как оппозиционных, еретических движениях, в решении проблем взаимосвязи общего (универсалии) и единичного, так в области теории познания, в становлении естественнонаучных воззрений.
Тем не менее, именно Средневековье было единственной эпохой, целиком погруженной в метафизические проблемы. Земное, материальное полагалось падшим и чуждым. Человеческий дух рвался ввысь, в Запредельное. Все, происходившее в то время, будь то культура, философия или история, отмечено печатью Величия, Стремления к Высшему, Божественному. Смысл человеческой жизни, счастье человека понималось только в одном - в трансцендентном Боге, а задачи философии реализовывались в рамках теологии.
Литература
1.Абельсон А. «Мысль Средневековья». М., 1976.
2.Вейнберг П. «Разум и Вера в Средневековье». СпБ., 1984.
3.Вольф Л. «Что такое иудаизм»// «Восход» 1987. № 12.
4.Зарецкий Л.В. «Еврейские тайны». М., 1991.
5.Лебедев А.С. «Развитие Духа в Средневековье». М., 1989.
6.Лемми И. «Становление средневековой мысли»//«Восход» 1978. №3.
7.Невский А. «Иерусалим, евреи христиане, мусульмане». М., 1995.
8.Пругавин А.А. «Духовно-библейское братство». М., 1992.
9.Роттен Дж. «Человеческое и Божественное в культуре Средневековья». М., 1992.
10. Слонимский Д.Л. «Средневековье. Из истории рационализма и мистицизма». М., 1988.
11. Хвольсон Д. «Христианская мысль в средние века». М., 1986.
12.Чанышев А.Н. «Курс лекций по древней и средневековой философии». М., 1991.
13.Янг А. «Теологическая мысль в Средневековье». М., 1991.