Классические ортодоксальные системы
Брахманистские системы возникают в полемике с буддистской точкой зрения на природу человека, характер спасения и возможность познания мира.
Нъяйя («вхождение в предмет») - философская школа, основанная брахманом Гаутамой около III в. до н. э., сходна с западной логикой. Ньяйя изучала механизм познания и определяла правила ведения дискуссии, что делало знание ее принципов обязательным для всякого, занимавшегося систематическим философствованием. Базовыми текстами этого направления являются «Ньяйя Сутры» созданные в III—II вв. до н. э.
«Ньяйя Сутры» - трактат из пяти книг, каждая из которых содержит по два раздела. В ней обсуждается шестнадцать основных тем ньяйя. Основные из них - природа познавательной способности и мышления, а также характер сомнения и обоснованность средств доказательства.
Ньяйя исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает всякое знание как раскрытие реальности. По природе своей человек способен воспринимать объекты, сравнивать их между собой и делать выводы из сходства. Познание может быть правильным и неправильным. Задача ньяйя - ответить на вопрос о том, как достичь правильного познания.
Всякое познание предполагает четыре условия: 1) наличие познающего субъекта (праматри); 2) объект (прамею); 3) результат познания (прамити); 4) средства познания {праману).
Три первых фактора принимают участие во всяком процессе познания, но лишь четвертый фактор (прамана) способен сделать этот процесс правильным.
Существуют четыре средства правильного познания: 1) интуиция (пратъяхма); 2) вывод (анумана); 3) сравнение (упамана); 4) устное свидетельство (шабда).
Проблема вывода является центральной для ньяйя, однако и такие источники познания, как интуиция и устное свидетельство не остаются вне круга рассуждений философов данной школы. Устное свидетельство пророков (риши), постигших вечные истины и законы, является гарантией правильности ведического знания.
Вайшешика («философия различий»), созданная Канадой (III в. до н. э.), - система, родственная ньяйя. Так же, как и ньяйя, вступая в полемику с буддизмом, вайшешика исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает адекватное познание в качестве основной цели систематического мышления. Основная тема этой школы - классификация и характеристика рассматриваемых объектов. Различая объективно существующие предметы, вайшешика разделяет их на категории и подробно характеризует каждую из них. Все существующие вещи могут быть осмыслены (артха) и названы (пада), следовательно, все они - падартхи. Падартхи делятся на шесть категорий: 1) субстанцию (дравью); 2) качество (гуна); 3) действие (карма); 4) общность (саманъю); 5) особенность (вишешу) и 6) присущность (самаваю).
Сутра - специфическая форма организации текста в виде кратких изречений. Сутры имели мнемоническое (направленное на запоминание) назначение - конспективно изложенные идеи легко заучивались, однако, для того, чтобы «развернуть» их в полный текст, нужна была помощь учителя.
' Основателем этой школы считается Патти)жали (около II в. до н. э.). Базовый текст этого направления - «Йога Сутра».
Субстанция существует и обладает качествами, которые делятся на два вида: принадлежащие множеству объектов, общие (саманья) и присущие индивидам (вишеша). Они бывают постоянные(гуна) и преходящие (карма). Присущность же есть особый вид отношения.
Первые три категории реальны (артха). Знание о них можно получить интуитивно. Три следующих - продукты интеллектуального различения (буддхьяпекшам). Доказательство их реальности должно быть логическим.
Познание объектов не рассматривается в вайшешике как самоцель. Оно необходимо для истинного освобождения. Страсти и желания навязывают человеку телесное существование и перерождение, понимание истинной сущности вещей лишает их власти над человеком.
Основателем школы санкхья считается Капила (около VII в. до н. э.). Его идеи были систематизированы в «Санкхьяправа-кана Сутре».
Санкхья исходит из посылки о существовании в мире двух вечных принципов: пуруша - начала, подобного духу, - и пракрити, материи.
Пуруша обладает сознанием, но полностью пассивен, и сам по себе не в состоянии создать ничего, в то время как пракрити - активна. Однако это действующее начало лишено сознания. Только из взаимодействия обоих первоначал возникает мир. При соединении пуруша и пракрити формируются три гуны (состояния): 1) святость (саттва); 2) активность (раджас); 3) инертность (тамас). Эти состояния, или качества, присутствуют во взаимодействии в каждом конкретном явлении. Активизированная пракрити становится Буддхи (интеллектом), из которого возникают индивидуальные сознания. Связь тела и духа индивидуума мнима. Как кристалл становится красным, если сквозь него просвечивает красный предмет, так и дух появляется лишь от свечения пуруша. Процессы, происходящие в душе, в действительности принадлежат пуруша. Путь же освобождения человека из круга перерождений состоит в освобождении от пракрити.
Санкхья является теоретическим основанием для йоги[1] - практической методики для достижения освобождения. Однако в отличие от санкхьи, йога содержит идею высшего личного божества.
В основе методики йоги лежит убеждение в том, что человек с помощью концентрации духовных сил, медитации и аскетизма, ведущего к успокоению нрава, может достичь освобождения от материального пракрити.
Йога - это упорядоченная методика, направленная на разрыв связей между духом и телом. Она охватывает восемь восходящих ступеней совершенствования, первые пять из которых направлены на совершенствование тела, в то время как три последних обращены на понимание:
1) самодисциплина;
2) праведное поведение;
3) правильная поза;
4) правильное дыхание;
5) подавление ощущений;
6) самоконцентрация;
7) медитация;
8) просветление.
Веданта («завершение Вед») – учение Шанкары, получившее завершение в конце VIII в., - наиболее влиятельное направление индийской философии. Эта доктрина основывается, прежде всего, на толковании Упанишад. Главными текстами веданты являются «Брахма Сутра» и «Бхагавадгита». «Бхагавадгита» («Песнь господа») - часть обширной эпической поэмы «Махабхарата», в которой поступки героев иллюстрируют идеи сансары, кармы и дхармы. «Бхагавадгита» состоит из 90 ООО строф. Большую ее часть составляют рассуждения о моральном долге.
«Брахма Сутра» Шанкары представляет собой попытку последовательного и логически непротиворечивого истолкования Упанишад. По его мнению, знание о мире, полученное из Упанишад, должно быть во всех смыслах единообразным. В первую очередь это касается идеи Брахмана, верховного божества, причины и начала всего.
Все сущее в конечном итоге является Брахманом. Он стоит за всеми явлениями. Однако духовный и материальный миры не однопорядковы. Мир материальный, состоящий из множества вещей, является лишь иллюзией (майя).
Освобождение из круга перерождений достигается высшим знанием единства Атмана и Брахмана. Свобода от перерождений является истинной целью изучающего веданту.
Миманса - школа, примыкающая к веданте. Ее центральной проблемой является познание и описание истинного ритуала, необходимого для того, кто желает достичь спасения. Исследование дхармы - жизненного долга человека - вот основная тема «Пурва Миманса Сутра» Джаймини (около V в. до н. э.). «Миманса Сутра» описывает различные виды жертвоприношений и их цели.
Таким образом, особенности восточной философии связаны со специфическим для индийской и китайской культур пониманием места человека в мире. Идеалом человеческого бытия в этих традициях выступает не столько реализация себя в предметной области, сколько нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир, что и обусловливает рационально-практическую направленность философии Древнего Китая и религиозно-мифологический характер основных философских школ Древней Индии.