Итоговый контроль знаний студентов

Вопросы к зачету:

1. Структура научного знания и закономерности его развития.

2. Экспериментальные основания естествознания.

3. Научная картина мира: структура и эволюция.

4. Атомистическая концепция строения материи и ее историческая эволюция.

5. Проблема строения материи и ее историческая эволюция. Корпускулярно-волновой дуализм.

6. Субстанциальная концепция пространства и времени в истории естествознания.

7. Релятивистская концепция пространства ив времени в естествознании и философии.

8. Проблема движения в истории естествознания.

9. Проблема строения Вселенной: историческая эволюция.

10. Проблема развития органического мира: историческая эволюция.

11. Проблема происхождения жизни: историческая эволюция.

12. Принцип системности и его роль в современном естествознании.

13. Историческая эволюция принципа детерминизма.

14. Синергетические принципы в естествознании.

15. Доклассическое естествознание: постановка фундаментальных проблем естественнонаучных исследований.

16. Вклад александрийских ученых в развитие естествознания.

17. Коперниканский переворот во взглядах на устройство Вселенной.

18. Отличительные черты классического периода развития естествознания.

19. Механическая картина мира.

20. Электродинамическая (полевая) картина мира.

21. Эволюционные теории в классическом естествознании.

22. Развитие методологии естественнонаучных исследований учеными классического периода.

23. Революция в физике на рубеже XIX-XX вв.

24. Квантово-механическая картина мира.

25. Психофизический дуализм: истоки и сущность проблемы.

26. Системность и иерархичность строения материи. Стандартная модель.

27. Фундаментальные физические взаимодействия и их роль в структурировании материального мира.

28. Свойства пространства и времени.

29. Понятия пространства и времени в операциональном значении.

30. Законы сохранения и физические симметрии.

31. Релятивистская космология: предмет и задачи.

32. Химическая картина мира.

33. Феномен живого и современные подходы к определению жизни.

34. Синтетическая теория эволюции.

35. Уровни организации живого.

36. Идеальные процессы: генезис и эволюция.

37. Биосоциальная проблема и подходы к ее решению.

38. Структура современного биологического знания и его проблематика.

39. Место экологической проблемы в системе глобальных проблем современности.

40. Биосфера и ноосфера.

41. Концепция устойчивого развития.

42. Здоровье человека и динамика патогенных факторов в истории человечества.

43. Научно-технический прогресс и картина патологий современного человека.

44. Проблема долголетия.

45. Биоэтика: предмет и основные проблемы.

46. Проблема определения жизни и смерти человека: естественнонаучные, медицинские, гуманитарные аспекты.

47. Перспективы развития наук о неживой природе в XXI веке.

48. Перспективы развития наук о Земле в XXI веке.

49. Перспективы развития наук о живой природе в XXI веке.

50. Аксиологизация и гуманитаризация научного знания.

РАЗДЕЛ 9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

Горбачев, В. В. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В. В. Горбачев. – М. : ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 704 с.

Грушевицкая, Т. Г.Концепции современного естествознания : учеб. пособие / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 670 с.

Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Т. Я. Дубнищева. – М. : Академия, 2006. – 608 с.

Концепции современного естествознания : учеб. / В.Н. Лавриненко [и др.]. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 319 с.

Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература:

Горелов, А. А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А. А. Горелов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 512 с.

Горохов, В. Г. Концепции современного естествознания и техники : учеб. пособие / В. Г. Горохов. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 608 с.

Дубнищева, Т. Я. Концепции современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах : учеб. пособие / Т. Я. Дубнищева. – Новосибирск, Сиб. унив. изд-во, 2005. – 592 с.

Карпенков, С. Х. Концепции современного естествознания: учеб. / С. Х. Карпенков. – М. : Высш. шк., 2003. – 488 с.

Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / В. М. Найдыш. – М. : Гардарики, 2001. – 476 с.

Соломатин, В. А. История и концепции современного естествознания: учеб. / В. А. Соломатин. – М. : ПЕРСЭ, 2002. – 464 с.

Торосян, В. Г. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / В. Г. Торосян. – М. : Высш. шк., 2002. – 208 с.

Хорошавина, С. Г. Концепции современного естествознания: курс лекций / С. Г. Хорошавина. – Ростов-н/Дону : Феникс, 2002. – 480 с.

Наши рекомендации