Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НОУ «АЛМАТЫ МЕНЕДЖМЕНТ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

Утверждено

на заседании Учебно-методического совета

председатель УМС НОУ «АЛМУ»

__________________Н. Дуйсенгулова

«____»_______________2014 г., №____

Образовательная программа бакалавриата

Специальность: 5В050301 – «Юриспруденция», 5B070300 - «Информационные системы», 5B050505 - «Регионоведение».

Форма обучения – дневная.

СИЛЛАБУС

по дисциплине «Философия»

Курс: 2

Семестр: 4

Количество кредитов: 3

Преподаватель: к.ф.н., доцент Саудабекова Э.К.

Телефон: 302-21-55, каб.№103

Алматы, 2014

Составители: к.ф.н., доцент______________________ Э. Саудабекова

Силлабус составлен на основе рабочей программы дисциплины «Философия» для студентов специальности: 5В050301 – «Юриспруденция», 5B070300 - «Информационные системы», 5B050505 - «Регионоведение».

Рассмотрено

на заседании кафедры «Общеобразовательные дисциплины»

Зав. кафедрой

д.т.н., профессор _____________________ А. Колушпаева

подпись Ф.И.О.

от «___»___августа 2014 г., №____

Введение

Дисциплина «Философия»рассматривает и изучает эволюцию философской мысли в истории человечества, базовые философские идеи разных культур и эпох, теоретические конструкции отдельных философов.

Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:

- чтение лекций;

- проведение практических занятий;

- СРСП;

- СРС.

Целью преподования дисциплины «Философия» является формирование целостного мировоззрения, определения своего места в обществе с позиции, актуальной современной гуманистической установки, развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

Основными задачами курса являются:

– создание целостного представления о процессах и явлениях в природе и обществе;

– знакомство с историко-философским материалом, позволяющим дать общее целостное представление о наследии прошлого, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности с позиции современности;

– выявление возможностей современных методов познания;

– формирование культуры мышления, осмысление современных этико-эстетических установок, регулирующих отношения человека к человеку, человека к обществу и человека к окружающей среде;

– развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям;

– овладение умениями и навыками работы с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями.

Пререквизиты дисциплины: История мира, История Казахстана, Обществоведение, Культурология

Постреквизиты дисциплины: Политология, Социология, Этика бизнеса

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

Цели и задачи курса соответствуют следующим компетенциям:

а) общекультурным: владение культурой мышления;

- способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ;

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- умение использовать основные положения и методы социо-гу­манитарных наук в профессиональной деятельности;

- способность анализироватьсоциально-значимые проблемы и процессы;

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе,

- соблюдать основные требования информационной безопасности;

б) профессиональным:

- способность к критическому и творческому мышлению;

- владение базовыми навыками аналитического чтения текстов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:основные этапы, направления, учения и проблемы философии

Уметь:грамотно философски мыслить, что проявляется в способности самостоятельно продумывать важнейшие философские темы

Владеть:понятийно-категориальным аппаратом философии, навыками аналитического чтения философских текстов, критического мышления.

Календарно-тематический план

Наименование темы недели
Лекции Практические занятия СРС СРСП
Философия, ее предмет и функции
Феномен философии в восточной культуре
Философия в античной культуре
Феномен философии в средневековой культуре
Философия в культуре Ренессанса и Реформации
Западноевропейская философия в культуре XIX века
Феномены русской и казахской философий 7-8 7-8 7-8 7-8
  Рубежный контроль 1 7
Западная философия к контексте культуры ХХ века и ХХ1 в. 9-10 9-10 9-10 9-10
Философия бытия
Эпистемология
Философская антропология
Социальная философия и философия истории
Философия культуры
  Рубежный контроль 2 14
  Экзаменационная сессия 16,17

Содержание практических/лабораторных занятий, форма контроля и оценка

№ темы Вопросы практических занятий Литература Форма контроля Макс. балл
Тема 1. Философия, ее предмет и функции. 1. Мировоззрение, его общественно-историческая природа и структура. Исторические типы мировоззрения. 2. Мифология как исторический тип мировоззрения. Специфика казахской мифологии. 3. Религия как исторический тип мировоззрения. Функции религии. 4. Философия, ее предмет. Многоуровневость отношения «человек-мир». 5. Функции, роль и значение философии в жизни общества и человека. Основная: 1-5 Дополнительная: 1-7 Эссе,устный ответ, презентация, глоссарий, доклад
Тема 2. Феномен философии в восточной культуре. 1.Философия Древнего Китая. 2.Философия Древней Индии   Основная: 1-5 Дополнительная: 1-6   Эссе, устный ответ, презентация, глоссарий, доклад
Тема 3. Философия в античной культуре. 1. Проблема первоначала в древнегреческой философии. 2.Учение о человеке, познании и государстве в античной философии (софисты, Сократ, Платон, Аристотель). 3.Этические идеи философии эллинизма   Основная: 1-5 Дополнительная:     Эссе, устный ответ, презентация, глоссарий, доклад, заполнение лого-идеограмм
Тема 4. Феномен философии в средневековой культуре. 1.Теоцентризм западно-европейской средневековой философии. Этапы средневековой философии: патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). 2.Решение проблемы соотношения разума и веры в христианской философии. Споры номиналистов и реалистов об универсалиях. 3.Достижения средневековой философии арабоязычного, мусульманского Востока. 4.Универсализм, пантеизм, перипатетизм в философии аль-Фараби, Ибн-Сины, Ибн-Рушда.     Основная: 1-5 Дополнительная: 1-6   Эссе, устный ответ, презентация, глоссарий, доклад
Тема 5. Философия в культуре Ренессанса и Реформации. 11.Особенности философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм. Пантеизм, новая космология (Н.Кузанский, Дж.Бруно, Н.Коперник, Г.Галилей). 2.Социально-политические взгляды мыслителей эпохи Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла, Н.Макиавелли). 3. Развитие естествознания и новые задачи философии. Проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Ф.Бэкон, Р.Декарт). 4. Учение о субстанции. Механическая картина мира (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц). 5. Гносеологические и социально-политические взгляды Т.Гоббса и Д.Локка. Философия Просвещения (Вольтер, Руссо, Монтескье и др.). 6. Философия И.Канта как родоначальника классической немецкой философии. 7.Философские учения Г.Фихте и Ф.Шеллинга. 8.Система и метод в философии Г.В.Гегеля. 9.Антропологический материализм Л.Фейербаха.   Основная: 1-5 Дополнительная: 1-6     Презентация, глоссарий, доклад
Тема 6. Западноевропейская философия в культуре XIX века 1. Диалектико-материалистическая философия К.Маркса и Ф.Энгельса. Сущность материалистического понимания истории. 2.Философия позитивизма. 3. Философские школы неокантианства. 4. «Философия жизни».   Основная: 1-5 Дополнительная Эссе, презентация, глоссарий, доклад
Тема 7 Феномены русской и казахской философий 11.Становление русской философской мысли Х – ХVII вв. Особенности русской философии. Западники и славянофилы. 2.Религиозная философия 19 в. В.Соловьев, П.Флоренский, Н.Бердяев. 3.Особенности становления казахской философии. Тюркская культура и основные этапы ее развития. 4.Философия акынов и жырау XVI-XIX вв. 5.Философия казахского Просвещения (Ч.Валиханов, А.Кунанбаев, И.Алтынсарин).   Основная: 1-5 Дополнительная: Коллоквиум  
Тема 8. Западная философия к контексте культуры ХХ века и ХХI в. 1.Неопозитивизм. Постпозитивизм. 2.Экзистенциализм: проблема человеческого существования. Религиозная философия неотомизма. 3. Философия «технократической» волны 4. Постмодернизм в философии.   Основная: 1-5 Дополнительная: 14-15 Фронтальный опрос (письменно и устно)
Тема 9 . Философия бытия 1. Категория бытия. Основные формы и уровни бытия. 2. Проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм. 3. Категория материи. Современная наука о строении и свойствах материи. 4. Единство материи и ее атрибутов (движение, пространство, время). Основная: 1-5 Дополнительная: 1-6 Эссе, презентация, глоссарий, доклад
Тема 10. Эпистемология 1.Познание как процесс активного отражения действительности. Субъект и объект познания. 2.Единство чувственного и рационального в познании, их значение в профессиональной деятельности. 3.Проблема истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Истина, заблуждение и ложь. 4.Критерии истины. Практика: сущность и роль в познании. Основная: 1-5 Дополнительная: 1-6 Эссе, презентация, глоссарий, доклад
Тема 11. Философская антропология 1.Проблема человека в истории философии. Проблема антропогенеза и его факторов. 2.Биологическое и социальное в человеке. 3.Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность и общество. 4.Человек и степень свободы его деятельности. Свобода и ответственность личности. 5.Проблема смысла и цели жизни человека.   Основная: 1-5 Дополнительная: Доклады, тезисы
Тема 12 Социальная философии и философия истории 1.Предмет социальной философии 2. Основные теории общества 3.Социальная стратификации Основная: 1-5 Дополнительная: Эссе, презентация, глоссарий, доклад
Тема 13.Философия культуры. 1. Предмет философии культуры 2. Основные сферы и формы культуры 3. Культура и цивилизация 4. Проблемы современной культуры Основная: 1-5 Дополнительная:1-6, 8   Презентация, глоссарий, доклад

График проведения СРСП

Наши рекомендации