Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НОУ «АЛМАТЫ МЕНЕДЖМЕНТ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»
Утверждено
на заседании Учебно-методического совета
председатель УМС НОУ «АЛМУ»
__________________Н. Дуйсенгулова
«____»_______________2014 г., №____
Образовательная программа бакалавриата
Специальность: 5В050301 – «Юриспруденция», 5B070300 - «Информационные системы», 5B050505 - «Регионоведение».
Форма обучения – дневная.
СИЛЛАБУС
по дисциплине «Философия»
Курс: 2
Семестр: 4
Количество кредитов: 3
Преподаватель: к.ф.н., доцент Саудабекова Э.К.
Телефон: 302-21-55, каб.№103
Алматы, 2014
Составители: к.ф.н., доцент______________________ Э. Саудабекова
Силлабус составлен на основе рабочей программы дисциплины «Философия» для студентов специальности: 5В050301 – «Юриспруденция», 5B070300 - «Информационные системы», 5B050505 - «Регионоведение».
Рассмотрено
на заседании кафедры «Общеобразовательные дисциплины»
Зав. кафедрой
д.т.н., профессор _____________________ А. Колушпаева
подпись Ф.И.О.
от «___»___августа 2014 г., №____
Введение
Дисциплина «Философия»рассматривает и изучает эволюцию философской мысли в истории человечества, базовые философские идеи разных культур и эпох, теоретические конструкции отдельных философов.
Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:
- чтение лекций;
- проведение практических занятий;
- СРСП;
- СРС.
Целью преподования дисциплины «Философия» является формирование целостного мировоззрения, определения своего места в обществе с позиции, актуальной современной гуманистической установки, развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.
Основными задачами курса являются:
– создание целостного представления о процессах и явлениях в природе и обществе;
– знакомство с историко-философским материалом, позволяющим дать общее целостное представление о наследии прошлого, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности с позиции современности;
– выявление возможностей современных методов познания;
– формирование культуры мышления, осмысление современных этико-эстетических установок, регулирующих отношения человека к человеку, человека к обществу и человека к окружающей среде;
– развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям;
– овладение умениями и навыками работы с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями.
Пререквизиты дисциплины: История мира, История Казахстана, Обществоведение, Культурология
Постреквизиты дисциплины: Политология, Социология, Этика бизнеса
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
Цели и задачи курса соответствуют следующим компетенциям:
а) общекультурным: владение культурой мышления;
- способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ;
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
- умение использовать основные положения и методы социо-гуманитарных наук в профессиональной деятельности;
- способность анализироватьсоциально-значимые проблемы и процессы;
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе,
- соблюдать основные требования информационной безопасности;
б) профессиональным:
- способность к критическому и творческому мышлению;
- владение базовыми навыками аналитического чтения текстов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:основные этапы, направления, учения и проблемы философии
Уметь:грамотно философски мыслить, что проявляется в способности самостоятельно продумывать важнейшие философские темы
Владеть:понятийно-категориальным аппаратом философии, навыками аналитического чтения философских текстов, критического мышления.
Календарно-тематический план
№ | Наименование темы | недели | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | СРСП | ||
Философия, ее предмет и функции | |||||
Феномен философии в восточной культуре | |||||
Философия в античной культуре | |||||
Феномен философии в средневековой культуре | |||||
Философия в культуре Ренессанса и Реформации | |||||
Западноевропейская философия в культуре XIX века | |||||
Феномены русской и казахской философий | 7-8 | 7-8 | 7-8 | 7-8 | |
Рубежный контроль 1 7 | |||||
Западная философия к контексте культуры ХХ века и ХХ1 в. | 9-10 | 9-10 | 9-10 | 9-10 | |
Философия бытия | |||||
Эпистемология | |||||
Философская антропология | |||||
Социальная философия и философия истории | |||||
Философия культуры | |||||
Рубежный контроль 2 14 | |||||
Экзаменационная сессия 16,17 |
Содержание практических/лабораторных занятий, форма контроля и оценка
№ темы | Вопросы практических занятий | Литература | Форма контроля | Макс. балл |
Тема 1. Философия, ее предмет и функции. 1. Мировоззрение, его общественно-историческая природа и структура. Исторические типы мировоззрения. 2. Мифология как исторический тип мировоззрения. Специфика казахской мифологии. 3. Религия как исторический тип мировоззрения. Функции религии. 4. Философия, ее предмет. Многоуровневость отношения «человек-мир». 5. Функции, роль и значение философии в жизни общества и человека. | Основная: 1-5 Дополнительная: 1-7 | Эссе,устный ответ, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 2. Феномен философии в восточной культуре. 1.Философия Древнего Китая. 2.Философия Древней Индии | Основная: 1-5 Дополнительная: 1-6 | Эссе, устный ответ, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 3. Философия в античной культуре. 1. Проблема первоначала в древнегреческой философии. 2.Учение о человеке, познании и государстве в античной философии (софисты, Сократ, Платон, Аристотель). 3.Этические идеи философии эллинизма | Основная: 1-5 Дополнительная: | Эссе, устный ответ, презентация, глоссарий, доклад, заполнение лого-идеограмм | ||
Тема 4. Феномен философии в средневековой культуре. 1.Теоцентризм западно-европейской средневековой философии. Этапы средневековой философии: патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). 2.Решение проблемы соотношения разума и веры в христианской философии. Споры номиналистов и реалистов об универсалиях. 3.Достижения средневековой философии арабоязычного, мусульманского Востока. 4.Универсализм, пантеизм, перипатетизм в философии аль-Фараби, Ибн-Сины, Ибн-Рушда. | Основная: 1-5 Дополнительная: 1-6 | Эссе, устный ответ, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 5. Философия в культуре Ренессанса и Реформации. 11.Особенности философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм. Пантеизм, новая космология (Н.Кузанский, Дж.Бруно, Н.Коперник, Г.Галилей). 2.Социально-политические взгляды мыслителей эпохи Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла, Н.Макиавелли). 3. Развитие естествознания и новые задачи философии. Проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Ф.Бэкон, Р.Декарт). 4. Учение о субстанции. Механическая картина мира (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц). 5. Гносеологические и социально-политические взгляды Т.Гоббса и Д.Локка. Философия Просвещения (Вольтер, Руссо, Монтескье и др.). 6. Философия И.Канта как родоначальника классической немецкой философии. 7.Философские учения Г.Фихте и Ф.Шеллинга. 8.Система и метод в философии Г.В.Гегеля. 9.Антропологический материализм Л.Фейербаха. | Основная: 1-5 Дополнительная: 1-6 | Презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 6. Западноевропейская философия в культуре XIX века 1. Диалектико-материалистическая философия К.Маркса и Ф.Энгельса. Сущность материалистического понимания истории. 2.Философия позитивизма. 3. Философские школы неокантианства. 4. «Философия жизни». | Основная: 1-5 Дополнительная | Эссе, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 7 Феномены русской и казахской философий 11.Становление русской философской мысли Х – ХVII вв. Особенности русской философии. Западники и славянофилы. 2.Религиозная философия 19 в. В.Соловьев, П.Флоренский, Н.Бердяев. 3.Особенности становления казахской философии. Тюркская культура и основные этапы ее развития. 4.Философия акынов и жырау XVI-XIX вв. 5.Философия казахского Просвещения (Ч.Валиханов, А.Кунанбаев, И.Алтынсарин). | Основная: 1-5 Дополнительная: | Коллоквиум | ||
Тема 8. Западная философия к контексте культуры ХХ века и ХХI в. 1.Неопозитивизм. Постпозитивизм. 2.Экзистенциализм: проблема человеческого существования. Религиозная философия неотомизма. 3. Философия «технократической» волны 4. Постмодернизм в философии. | Основная: 1-5 Дополнительная: 14-15 | Фронтальный опрос (письменно и устно) | ||
Тема 9 . Философия бытия 1. Категория бытия. Основные формы и уровни бытия. 2. Проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм. 3. Категория материи. Современная наука о строении и свойствах материи. 4. Единство материи и ее атрибутов (движение, пространство, время). | Основная: 1-5 Дополнительная: 1-6 | Эссе, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 10. Эпистемология 1.Познание как процесс активного отражения действительности. Субъект и объект познания. 2.Единство чувственного и рационального в познании, их значение в профессиональной деятельности. 3.Проблема истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Истина, заблуждение и ложь. 4.Критерии истины. Практика: сущность и роль в познании. | Основная: 1-5 Дополнительная: 1-6 | Эссе, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 11. Философская антропология 1.Проблема человека в истории философии. Проблема антропогенеза и его факторов. 2.Биологическое и социальное в человеке. 3.Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность и общество. 4.Человек и степень свободы его деятельности. Свобода и ответственность личности. 5.Проблема смысла и цели жизни человека. | Основная: 1-5 Дополнительная: | Доклады, тезисы | ||
Тема 12 Социальная философии и философия истории 1.Предмет социальной философии 2. Основные теории общества 3.Социальная стратификации | Основная: 1-5 Дополнительная: | Эссе, презентация, глоссарий, доклад | ||
Тема 13.Философия культуры. 1. Предмет философии культуры 2. Основные сферы и формы культуры 3. Культура и цивилизация 4. Проблемы современной культуры | Основная: 1-5 Дополнительная:1-6, 8 | Презентация, глоссарий, доклад |
График проведения СРСП