Категории диалектики в философии
В современную эпоху, когда мы сознательно по заранее разработанному плану преобразуем не только природную, но и социальную действительность, когда научно-технический прогресс, создавая огромные возможности развития производства, ставит перед нами все более сложные технические и социальные проблемы, практические задачи на благо государства может решить только такой человек, который обладает глубокими профессиональными знаниями.
Для того, чтобы разобраться, что такое философские категории в мелиорациях, надо рассмотреть вопрос о происхождении и сущности категорий. Как уже говорилось раньше, категории возникают в ходе познания и практического преобразования природы и используются как орудие познавательной деятельности человека. Само познание очень сложный процесс, этой теме будет в дальнейшем уделено большое внимание. В этой главе мы кратко остановимся на том, что познание начинается с непосредственного живого созерцания, причем это созерцание не пассивное, а активное, совершающееся на основе практической деятельности. Наблюдения над явлениями природы доставляют нам тот необходимый материал, без которого ничего не может знать человек об окружающем мире.
Но чувственное восприятие, живое созерцание посредством органов чувств есть лишь первая ступень сложного процесса познания. Более высшая ступень – это теоретическое мышление. С помощью абстракции человек может отвлекаться от случайного, несущественного, может обобщать. А обобщение позволяет нам найти внутреннюю основу, связь предметов и явлений, единство их.
С помощью абстрагирующей деятельности нашего сознания человек может выработать понятие, которые фиксирует наиболее существенное, общее, что есть в материальных предметах, и в своем общении между собой люди чаще всего имеют дело не с самими предметами, а с понятиями, окружающими эти предметы. Категории – тоже понятия. Но они носят более общий, даже предельно общий характер. Без категорий не может существовать ни одна наука. Но есть категории, которые действуют повсюду, везде, не ограничиваются отдельными областями. Именно такими – предельно широкими категориями и являются философские категории, основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания. Существуют различные категории философии: материя, качество, количество, мера, время и т.д. Но мы сначала познакомимся с так называемыми парными, соотносительными категориями диалектики (форма и содержание, сущность и явление и т. д.). Эти категории углубляют, конкретизируют проявление законов диалектики. 1) В категориях закрепляются достигнутые знания о вещах и процессах. Они являются ступеньками овладения природой, узловыми пунктами познания. 2) Категории служат орудиями дальнейшего познания действительности, следует уделить также внимание логическому значению категорий диалектики, которые с логической точки зрения являются суждениями.
Философские категории возникают в процессе отражения в голове человека материального мира и они объективны. Это значит, что они отражают такие связи и отношения в окружающем мире, которые существуют объективно, независимо от воли и сознания людей. Категории, объективные по своему содержанию, субъективны по форме. Субъективность их проявляется, во-первых, в том, что они формируются познающим субъектом (вне человека нет понятий); во-вторых, в том, что материальный мир отражается в логически абстрактной форме, присущей только человеку. В-третьих, в обеднении отображаемого мира в нашем сознании. Образ предмета всегда беднее, чем сам предмет. Категории изменчивы, историчны, не абсолютны. С проникновением человека в сущность предметов и явлений содержание категорий изменяется, расширяется. Это еще раз доказывает, что категории являются ступеньками познания действительности. Вместе с тем категории являются и ступеньками выделения человека из природы. При рассмотрении вопроса о соотношении основных законов и категорий диалектики следует обратить внимании на то, что при характеристике процесса развития бывает недостаточно вскрыть его общее содержание. Надо рассмотреть и другие существенные стороны этого процесса, которые, в частности, отражаются в самостоятельных категориях.