Форма есть активное начало.

Красота существует не только как физическое явление, но и как идея.

Идея (идеал) красоты содержится в нашем мышлении. Сравниваем идею с реальными вещами.

=> Значит, существует два мира: мир вещей (материальный, путь физиса, путь Фалеса) и мир идей (тот мир, который подозревал Парменид, о котором подразумевал Сократ).

Основные элементы мышления – идеи. Мы правильно мыслим, если наше мышление соприкасается с миром идей.

Демокрит словом “эйдос” назвал свои атомы. Эйдос – мельчайшая неделимая частица, из этих частиц состоит все.

Основное свойство эйдосов в том, что они чувственно не воспринимаемы, но у Демокрита эти частицы все-таки материальны.

Идея или эйдос – природа чувственной невосприимчивости – нематериальность. У Платона – это особая действительность.

Основные свойства эйдосов (идей)

1.Идея – подлинное бытие вещи.

Определения идеи:

Идея есть сущность вещи, которую мы познаем мышлением.

Идея есть то, что делает вещь тем, что она есть.

2.Идея – это эталон (образец) для вещи.

Любая вещь выражает собой идею, но выражает частично, неполно. Вещи являются несовершенными копиями вещей.

3.Идеи вечны и неизменны. Существуют сами по себе.

Если бы они менялись каждый день, то существование мира вряд ли возможно.

Бытие материальное и идеальное. Идеальное бытие противостоит идеальному бытию.

Материальный мир – неподлинное бытие.

Притча о пещере.

Седьмая книга диалога «Государство», притча о пещере:

Ситуация: пещера, в ней находятся люди, но они прикованы к стене спиной к огню. Это их жизнь. За их спинами другие люди проходят, проносят предметы, но прикованные люди видят лишь тени перед собой. Вход в пещеру: светлый день, сияет солнце.

Рассмотрим следующую ситуацию. Значительную часть жизни ты провел прикованным. О причине теней ты только мог догадываться. Потом тебя освобождают. Видишь то, что сзади. Ты осознаешь, то были тени, а на самом деле все по-другому.

Огонь слепит: ты зажмурился и тебе сложно освоится, ты привыкаешь.

Идешь дальше к выходу. Там яркий свет – тебя слепит. Адаптируешься => твой мир – убогая пещера, а вокруг него – богатый мир.

Толкование мифа.

Цепи – это чувственное познание. Ограниченность чувственного познания, познание мира материальных объектов не дает истины. Тени предметов – это материальный мир.

Необходимость получения образования. Мы можем ослепнуть от созерцания идей, т.е. стать догматиком или вообще отрицать идеи, т.е. стать слепым.

Всё нужно видеть в свете истины, а не мнения авторитета или своего личного.

Путь философа – выход из пещеры.

Образование – это переустройство души (современным языком: нашего сознания), а не просто наполнение души знаниями о материальном мире.

Истина – есть соответствие нашего знания действительности.

Бытие открывается нам только в свете идей. (Платон: познание – есть узнавание, узнавание с помощью идей.)

Душа бессмертна, идеи нам врождены.

Знание – это припоминание виденного в потусторонней жизни, когда душа до обретения тела пребывала в мире идей.

Пример математика. Аксиоматические положения математики.

Структура бытия:

материальный мир –> мир идей (подлинное бытие – идеи добра, справедливости, счастья и т.д.) –> идея Блага

Благо – это идея Бога, абсолютная гармония.

Мир рассматривается как восхождение от мене общего к более общему и, наконец, к самому общему и в своем роде единственному.

Телеология – учение о целесообразности. Человеческая жизнь и явления природы подчинены целям и есть реализация к-л цели или идеи. Природа в особенности, потому что она наилучшим образом устроена. У Платона цели – это этические ценности. Этический телеологизм.

Метемпсихоз – учение о переселении душ пифагорейства.

Доказательства бессмертия души:

1.Всё живое возникает из неживого и неживое из живого. Поэтому, души умерев, рождаются вновь.

2.Душа познает идеи. След., душа причастна идеям. Она им в чем-то подобна. Идеи вечны, след., душа вечна.

3.Знание – это припоминание виденного в потусторонней жизни. Анамнезис – припоминание. Идеи априорны (до опыта). След., душа вечна, т.к. она пребывала в царстве мертвых, созерцая идеи.

4.Жизнь – это, то что создала идея. Смерти нет т.к. это возврат назад, на низший уровень. Смерть человека не превращает идею жизни в идею смерти. Идеи в друг друга не превращаются. Идея жизни продолжает существовать. След., душа бессмертна, т.к. она выражает идею жизни.

Концепция государства.

По Платону государством должны управлять мудрецы (власть аристократии). Государство по Платону основывается на ненасилии.

Платон создал теорию справедливого государства. Среди обучающихся был царь Дионисий. Он предложил Платону построить справедливое государство на острове. Дионисий увидел, что то, что восторгало его в теории, на практике не так уж привлекательно (власть мудрых людей и т.п.).

Дионисий хитростью продал Платона в рабство. Но ученик Платона, случайно, выкупил.

Позже Дионисий II – сын, предложил Платону то же самое. => Платон согласился, но опять пострадал. => Позже он отшатнулся в сторону насилия.

Философия Аристотеля (384-322).

Родился в семье врача македонского царя.

В 18 лет Аристотель остался без родителей, переехал в Афины и поступил в школу Платона. 343 году до н.э. был призван обратно ко двору Филиппа II в Македонию. Ему было предложено стать учителем молодого Александра Македонского.

Противоречивые сведения о его влиянии на Александра. Александр распространял греческую культуру.

Общий характер сочинений Аристотеля:

1.Аристотель попытался проанализировать и обобщить все идеи существовавших до него теорий.

2.Аристотель не вдохновленный пророк, а систематизатор (скучноватый). Похож на стиль научной литературы. Субъективное, личное выносится за скобки, стремится к объективности.

3.Аристотель – великий называтель. Очень много новых слов, непонятных терминов. Пытается каждому явлению дать конкретное имя, чтобы избежать двусмысленности.

4.Общая эволюция, общая тенденция: вначале – продолжатель Платона, чем дальше, тем критичнее. «Платон мне друг, но истина дороже».

Разделы учения:

1.Метафизика (первая философия)

2.Физика («Физика», «О небе», …)

3.Этика (не столько о нравственности, сколько о человека в целом)

4.Политика (об обществе и государстве)

5.Логика и риторика.

Аристотель критикует теорию идей Платона (первая глава в “метафизике”). Объяснения Платона не состоятельны, так как он вместо того, чтобы объяснять один мир (тот, в котором мы живем) придумывает другой мир (т.н. удвоение миров).

Необходимо объяснить порядок, структуру мира идей (мир идей объясняет порядок мира вещей, для объяснения мира идей нужен третий мир и так далее).

Аристотель: “Мир един и поэтому идеи (эйдосы) не существуют отдельно от вещей, отдельно от материи. Идея – в вещи”.

Концепция Аристотеля.

Бытие складывается из двух частей: формы и материи.

Материя и форма всегда едины: нет материи самой по себе, мы всегда видим материю в какой-то форме.

Материя, предоставленная самой себе – это хаос.

Форма есть активное начало.

Чувственное познание ощущает, познает форму. И, след., нет ничего в разуме, чего бы ни было в чувственном восприятии.

Что есть подлинная действительность – форма или материя?

Ответ: Форма.

У материи только возможность, возможность стать вещью, предметом. Но только форма сообщает вещи ее действительность. Если нет формы, то не существует. Форма и материя едины – это единства предмета и идеи.

Форма – активное начало, материя – пассивное. Форма первоначальна по отношению к материи. Форма – действительность, а материя – возможность.

Как взаимосвязаны форма и материя?

Наши рекомендации