Основные направления в философии.
Как уже было сказано выше, предметом философии являются отношения «человек – мир». Эти отношения имеют два аспекта. Первый аспект связан с выявлением причины всего сущего (в том числе и самого человека). Второй аспект — с возможностью адекватного познания мира.
В зависимости от решения этой проблемы в первом аспекте философов можно условно разделить на идеалистов и материалистов. Первые считают, что причиной и основанием всего существующего является духовное начало: абсолютный дух, сверхъестественная бестелесная субстанция, Бог (объективные идеалисты) или сознание самого человека (субъективные идеалисты).
Вторые полагают, что началом и основой всего существующего может быть только материальная субстанция, которая является вечной, несотворимой и неуничтожимой (наивные материалисты --вода, воздух, земля, огонь, атом; метафизические материалисты -вещество в его механическом измерении, диалектические материалисты - многообразная объективная реальность).
Такое деление не означает, однако, того, что между двумя направлениями в философии — материализмом и идеализмом — существует абсолютная противоположность. Наоборот, материализм и идеализм — это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания. Каждая из них обусловливает другую, каждая — существует лишь благодаря тому, что существует ее противоположность. В определенном смысле оба философских течения дополняют друг друга, ибо за всю тысячелетнюю историю философии каждое из них внесло значительный вклад в понимание человека, природы и общества, оставаясь при этом на позициях либо материального, либо духовного начала.
Ответ на вопрос о возможности познания мира может быть утвердительным или отрицательным. Большинство философов полагают, что мир познаваем. Но есть мыслители, которые объясняют невозможность познания мира либо ограниченностью собственных познавательных потенций человека (скептики), либо объективной непознаваемостью вещей как таковых (агностики).
Структура философского знания.
Философия включает в себя:
1) онтологию – учение об общих принципах бытия мироздания;
2) гносеологию – теорию познания;
3) методологию – учение о методах познания;
4) эпистемологию – теорию естественнонаучного знания, в которой исследуется знание как таковое, его структура, функционирование и развитие;
5) философскую антропологию – учение о сущности человека и его бытии;
6) аксиологию – учение о ценностях бытия человека и общества;
7) социальную философию и философию истории – учение о сущности и развитии человеческого общества;
8) этику или деонтологию – учение о должном;
9) эстетику – учение о прекрасном;
10) логику;
11) историю философии.
Функции философии.
Выделяют следующие функции философии:
1. Мировоззренческую – философия есть информация о мире в целом, она является ядром мировоззрения.
2. Гуманитарную – философия помогает человеку разрабатывать стратегию его жизни.
3. Социально-аксиологическую – философия разрабатывает представления о ценностях, таких как Добро, Справедливость, Правда, Красота; формирует представление об общественном идеале.
4. Культурно-воспитательную – философия формирует человека как личность (особенно такие личностные качества как самокритичность, критичность, сомнение). Важным инструментом здесь является мораль – учение о том, что надо делать, чтобы достичь идеала.
5. Эвристическую – философия содействует росту научных знаний, в т. ч. создаёт предпосылки для научных открытий.
6. Интегрирующую – руководствуясь принципом единства мира философия объединяет, систематизирует знания о мире, получаемые разными науками.
7. Методологическую – философия с её подходами (диалектикой, метафизикой, герменевтикой), принципами, категориями и законами выполняет роль фундамента, на котором формируются общенаучная и частнонаучная методологии.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что изучает философия?
2. Соотношение философии с конкретными науками.
3. Рассказать об основных направлениях в философии.
4. Рассказать о структуре философского знания.
5. Функции философии.
7 минут
Литература
1. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах - М., 2000
2. Введение в философию. В 2-х частях. 4.1. - М., 1989
3. Философия (под. ред. В.Н. Лавриненко) - М., 2002
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия - М. Любой год издания
1. Мир философии. Хрестоматия. В 2-х частях. - М., 1991, Ч. 1, с. 10-12
2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. - М., 1986
3. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. - М., 1994
4. Заблуждающийся разум? - М., 1990, с. 30-57, 296-324
5. Философия в вопросах и ответах - М., 1993
6. Великие мыслители о великих вопросах - М., 2001
7. Спиркин А.Г. Философия - М., 2000
8. Гече Г. Библейские истории - М., 1988
9.Франкл В. Религиозность как поиск смысла жизни // Религия и общество.
Хрестоматия - М., 1994. Часть 1. - 236-239
Выводы по теме
5минут
ПРИЛОЖЕНИЕ
О мифе и мифологии как о способе освоения действительности говорят, когда рассматривают ранние стадии общественного развития.
Можно ли утверждать, что мифология как художественно-эмоциональное переживание мира существует и на других этапах общественного развития, в том числе и на современном его этапе?
Известный философ Рассел в работе «Почему я не христианин» писал: « Три человеческих импульса, воплощенные в религии, это, по-видимому, страх, тщеславие и ненависть... Именно потому, что эти страсти в общем и целом служат источником человеческих страданий, религия является силой зла, ибо позволяет людям безудержно предаваться своим страстям ...В наше время эти эмоции могут быть почти полностью устранены из человеческой природы при помощи реформ в области воспитания, экономики и политики. Основу должны составить реформы в сфере образования...»( Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987. С. 129—130.).
Согласны ли вы с мнением Рассела о психологических корнях
религии и средствах их устранения?
РАБОТА С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ
1.Прочитайте миф Платона об андрогинах и перескажите его.
2. Сформулируйте вопрос, на который отвечает этот миф.
Прежде всего, люди были трех полов, а не о двух, как ныне, — мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, — андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов — мужского и женского. Тогда у каждого человека тело было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевших в противоположные стороны, была общая, ушей
имелось две пары ..., а прочее можно представить себе по всему, что уже сказано. Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост, — так же, как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать вперед <...>.
Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов...: это они пытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов.
И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними, и не знали, как быть: убить их, поразив род людской громом, как когда-то гигантов, — тогда боги лишатся почестей и приношений от людей; но и мириться с таким бесчинством тоже нельзя было. Наконец Зевс, насилу кое-что придумав, говорит:
— Кажется, я нашел способ и сохранить людей, и положить конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого из них пополам, и тогда они, во-первых, станут слабее, а во-вторых, полезней для нас, потому что число их увеличится. И ходить они будут прямо, на двух ногах. А если они и после этого не угомонятся и начнут буйствовать, я, — сказал он, — рассеку их пополам снова, и они запрыгают у меня на одной ножке:
Сказав это, он стал разрезать людей пополам, как разрезают перед засолкой ягоды рябины или как режут яйцо волоском. И каждому, кого он разрезал, Аполлон, по приказу Зевса, должен был повернуть в сторону разреза лицо и половину шеи, чтобы, глядя на свое увечье, человек становился скромней, а все остальное велено было залечить.... И вот когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь... Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу. Итак, каждый из нас — это половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину <...>.
Причина этому та, что такова была изначальная наша природа, и мы составляли нечто целостное.
(Платон. Пир // Собр. соч.: В 4 т. — М., 1994. - Т.2. - С. 98-101.)
1. Изложить точку зрения В. Соловьёва на взаимодействие между наукой и религией.
2. В чём автор видит основную задачу философии?
В.С.СОЛОВЬЕВ
Несколько слов о настоящей задаче философии
Милостивые государи и государыни!
Для всех, кто признает какой-нибудь смысл в истории человечества, не подлежит сомнению, что историческая жизнь народов определяется прежде всего их основными убеждениями, их общим мировоззрением. В известные эпохи и в известных общественных слоях могут появляться отдельные люди, совершенно освободившиеся от всяких убеждений, лишенные внутреннего содержания, — люди пустые, одним словом; но пустых народов не знает история. Да что и для отдельного человека неестественно существовать без высших духовных начал, жить в умственной И нравственной пустоте, — это слишком убедительно доказывается некоторыми явлениями как прошедшей, так и современной истории. Известно, в самом деле, что в те эпохи, когда прежние начала жизни ослабели и исчезают, а других еще не является, когда старое умерло, а новое еще не нарождалось, — в такие эпохи развивается и достигает огромных размеров мания самоубийств, — я разумею такие самоубийства, которые не могут быть удовлетворительно объяснены из одних внешних частных причин. Так, я думаю, всякий из вас мог заметить, что в большей части тех многочисленных самоубийств, что совершаются в наши дни, если и существуют внешние поводы, то поводы настолько ничтожные, что во всякое другое время они не могли бы возбудить и мысли о самоубийстве. А бывают случаи, что и безо всякого внешнего повода, в самой счастливой обстановке люди сильные и здоровые равнодушно лишают себя жизни, объявляя, что жить не стоит, не из чего. Если оставить произвольные и ничего не говорящие объяснения, то придется признать, что действительно причина в том, что жить не из чего, что, с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей, опустел мир внутренний и потерял свою красоту мир внешний. Каждый почти день приносит нам убийственно-реальные доказательства того, что человек есть существо из двух миров, что чистый эфир мира духовного так же необходим для его жизни, как и воздух мира вещественного. Когда человек, освободившись от всяких безусловных начал и стремлений, обращается исключительно к непосредственным практическим интересам, то скоро для него самого обнаруживается та парадоксальная истина, что все эти наслаждения и радости обыкновенной жизни, которые кажутся такими непосредственными и себедовлеющими, в действительности имеют значение только при чем-нибудь другом, только как материальная подкладка, внешняя среда другой, высшей жизни, сами же по себе, поставленные как цель, лишены всякого положительного содержания и радикально неспособны дать какое-нибудь удовлетворение. По известному мифологическому верованию многих народов, в одну таинственную летнюю ночь земля открывает вое свои сокровища; но только мудрые, вещие люди, употребляющие магические силы для высоких целей познания и подчинения себе природы, получают эти сокровища и пользуются ими; те же, которые искали только этих вещественных сокровищ ради их самих, приносят домой, вместо воображаемого золота, только обгорелые уголья и навоз. Сокровища непосредственной жизни имеют цену лишь тогда, когда за ними таится безусловное содержание, когда над ними стоит безусловная цель. Если же это содержание, эта цель перестали существовать для человека, а интересы материальной жизни обнаружили между тем все свое ничтожество, то понятно, что ничего более не остаётся, кроме самоубийства.
Итак, милостивые государи и государыни , безусловно, необходимы для жизни человеческой убеждения и воззрения высшего порядка, т.е. такие, что разрешали бы существенные вопросы ума, вопросы об истине-сущего, о смысле или разуме явлений, и вместе с тем удовлетворяли бы высшим требованиям воли, ставя безусловно цель для хотения, определяя верховную норму деятельности, давая внутреннее содержание всей жизни; необходимы, говорю я, такие общие воззрения, что разрешали бы те вопросы, удовлетворяли бы тем требованиям, которых не разрешают и которым не удовлетворяют ни непосредственная практическая жизнь, ни положительная наука. Такие общие воззрения, как известно, существовали и существуют, и притом в двух формах: религии и философии. Но туг представляется великое затруднение. Если нас и не должен останавливать тот для многих соблазнительный факт, что как религия, так и еще более философия лишены, по-видимому, всякого единства, представляясь в виде множества отдельных систем, не признающих друг друга; если это, говорю я, и не должно нас останавливать, потому что для более глубокого понимания уже давно открылось, что как все религиозные системы суть лишь различные, более или менее ограниченные фазисы одного и того же религиозного содержания, так равно и множественность философских систем есть лишь необходимое условие для последовательного и многостороннего развития одних и тех же умственных начал; если, таким образом, в высшем конкретном единстве исчезает кажущееся противоречие внутри религиозной сферы и внутри сферы философской, то, однако, все еще остается раздвоение между религией вообще и философией вообще, двойственность веры и разума. Правда, это раздвоение существовало не всегда. Так, чтобы не обращаться к слишком глубокой древности, можно вспомнить, что в лучшие времена христианства лучшие его представители соединяли искреннюю веру с философским глубокомыслием и не находили никакого противоречия между догматами своей религии и последними результатами тогдашней философии. Но такое счастливое единство не было продолжительно. Сначала сознание разума отделилось от религиозной веры, потом стало относиться к ней прямо отрицательно, враждебно. Этому разделению во внутренних началах жизни приблизительно соответствует и разделение во внешней жизни народов, разделение между так называемым образованным обществом, которое более или менее сознательно стало под знамя рассудочного просвещения, получающего свои высшие начала от философии, и между так называемым простым народом, который остался верен религиозному преданию. Теперь спрашивается: нормально ли это двоякое разделение? Одна русская литературно-научная школа — так называемые славянофилы — отвечала на это безусловно отрицательно. Признавая указанное разделение явлением вполне нормальным, каким-то историческим грехопадением, она требовала всецелого возвращения к первоначальному единству; требовала, чтобы личный разум совершенно отказался от своей самостоятельности в пользу общей религиозной веры и церковного предания. Теперь уже и противники славянофильства признали, важные услуги, оказанные русской мысли представителями этой школы. Тем не менее очевидно, что основные начала ее могут быть приняты лишь после коренного изменения. Со стороны теоретической, признавая все умственное развитие Запада явлением безусловно ненормальным, произвольным, это воззрение вносит колоссальную бессмыслицу во всемирную историю; со стороны же практической оно представляет неисполнимое требование возвратиться назад, к старому, давно пережитому. Но если должно, вопреки славянофильскому воззрению, признать западное развитие, т.е. данное историческое раздвоение разумного сознания и религиозной веры, законным произведением логической и исторической необходимости, то отсюда, очевидно, не следует, чтобы такое раздвоение было вечным абсолютным законом, чтобы философское сознание, по существу своему, противоречило религиозной вере. Действительно, мы находим, что это раздвоение и противоречие есть нормальное явление, только как временное переходное состояние; что если разум, в известный момент своего развития, становится
+++-необходимо в отрицательное отношение к содержанию религиозной веры, то в дальнейшем ходе этого развития он с такою же необходимостью приходит, к признанию тех начал, которые составляют сущность истинной религии. Мы видим, что та самая западная философия, которая прежде чуждалась всех религиозных начал или относилась к ним отрицательно, ныне, по внутренней необходимости своего развития, стала на такую точку зрения, которая требует положительного отношения к религии, вступила на такую почву, на которой возможно ее соединение с религией. И хотя это соединение еще не совершилось и весьма вероятно, что никогда не совершится в западной философии, но тем не менее весь предшествующий ход философского развития заставляет признать его последним результатом высший синтез философского познания и религиозной веры. Теперь же, когда этот результат еще не достигнут, он составляет необходимую, настоящую задачу философской мысли.
(Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 15-18.).
1.Дайте четкое определение: из чего, как, когда, почему, зачем, где возникает философия?
2. Какие три теории возникновения философии перечисляются в данной статье?
3. Какие три основные экономические и социальные предпосылки возникновения философии называет автор?
4. Почему, как полагает А. Н. Чанышев, философская мысль не смогла развиться нигде, кроме Индии, Китая и Греции?
5. Укажите, какова дальнейшая судьба мифологии после появления философии и почему мифология продолжает сосуществовать с философией вплоть до наших дней?
ЧАНЫШЕВ А. Н.
ИЗ ЧЕГО ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ? ...Одни утверждают, что философия возникла из мифологии (А. Ф. Лосев и многие другие) или даже из религии (Гегель и многие другие), иные же думают, что философия возникла из знания и только из знания, из начатков наук. Между этими двумя умеренными крайностями помещаются те концепции генезиса философии, которые говорят о двух началах философии: мифологическом и научном...
КАК ВОЗНИКЛА ФИЛОСОФИЯ? Философия возникла как разрешение противоречия между художественно-мифолого-религиозным мировоззренческим комплексом и интеллектуальной деятельностью человека, связанной с решением реальных задач жизнеобеспечения рода, племени и народа.
Разрешение этого противоречия состояло в том, что дотоле ограниченный узкими рамками спецзадач интеллект вторгается в область мировоззрения и интеллектуализирует его. Так возникает философия как интеллектуальное мировоззрение. Философия наследует от мифологического мировоззрения установку на большие вопросы, а от интеллекта — интеллектуальность...
КОГДА ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? Раньше приходилось читать, что философия возникла вместе с возникновением классового общества и отделением умственного труда от физического...
На самом деле философия возникает не с возникновением классового общества, а на определенной ступени его развития. Философия возникает в начале «века железа»...
Железные орудия получили широкое распространение в Средиземноморье лишь к концу VI в. до Р.Х. [Рождества Христова, т. е. нашей эры. — К. К.], то же самое можно сказать о Древнем Китае и о Древней Индии. Появление в Китае сохи с железным сошником революционизировало тамошнее сельское хозяйство. Появление железного оружия и средств защиты («щит и меч») демократизировало армию, потому что железо со временем стало намного дешевле бронзы и было доступно и небогатым слоям населения.
Таким образом, «железный век» начинается лишь с вытеснения железными орудиями труда и войны бронзовых орудий.
Большое значение для генезиса философии имело возникновение монеты как законченной формы денег... Монета — единственная абстракция, которую можно потрогать. Распространение монетного обращения, проникающего во все уголки общества, служило развитию способности к счету, а счет — первая элементарная деятельность интеллекта. Распространение монеты — предметной абстракции — способствовало развитию абстрактного мышления даже на уровне обыденного и массового сознания.
Третья причина — борьба классов. Философия возникает как мировоззрение новых слоев городского населения, борющихся с теми, кто обосновывал свое право на власть и привилегии, исходя из мифологического мировоззрения. Например, в Греции евпатриды (благородные) ссылались
на то, что их род шел от того или иного «героя», один из родителей которого — бог или богиня. Ясно, что у новых слоев появилась социальная потребность в новом мировоззрении, которое отодвигало бы мифологическое мировоззрение на задний план и соответствовало бы уровню знаний этих слоев...
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? Философия возникает потому, что новый уровень общественной жизни, новый уровень знания, новые общественные движения породили общественную потребность в новом виде мировоззрения, который больше, чем старая мифология, соответствовал бы новому этапу в развитии общества. Новые слои населения должны были подорвать престиж мифологии и заменить ее более современным видом мировоззрения.
ЗАЧЕМ ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? ...философия возникает для удовлетворения общественной потребности в новом мировоззрении.
ГДЕ ВОЗНИКАЕТ ФИЛОСОФИЯ? ... Мы ... думаем, что философия возникла и в Китае, и в Индии, и в Греции. Что касается стран Ближнего Востока (Вавилония, Сирия, Финикия, Иудея, Египет), то там была возможность появления философии в форме протофилософии (особенно в Вавилонии и в Египте, где высокого уровня достигли протонауки), но эта возможность не реализовалась из-за персидского нашествия, когда Персидская сверхдержава поглотила все эти древнейшие цивилизации и культуры...
(Чанышев А. Н. Философия как «филология», как мудрость и как мировоззрение // Вестник МГУ. — Сер. 7. Философия. — 1999. —№1. — С. 10-11, 15-18.)
1. Перескажите сказку, обращая внимание на разницу между классическим сюжетом и вариантом, приведенным Э. Фроммом в книге «Душа человека».
2. Расскажите, в чём, по мнению Э. Фромма, состоит смысл этой сказки (о чём она повествует)? Согласны ли вы с таким толкованием?
Красная Шапочка
На примере «Красной Шапочки» можно проиллюстрировать взгляды Фрейда и одновременно проследить вариации темы конфликта мужского и женского начала, проявившегося в трилогии об Эдипе и в мифе
о сотворении мира. Вот эта сказка:
«Жила-была маленькая девочка, и такая она была славная, что кто на нее ни посмотрит, все ею любовались; но больше всех ее любила бабушка, и не было на свете ничего, что она пожалела бы для своей внучки. Однажды она подарила ей красную бархатную шапочку, которая была девочке так к лицу, что она никогда ее не снимала; и ее прозвали Красная Шапочка.
Однажды мама сказала ей: «Вот, Красная Шапочка, кусочек пирога и бутылочка вина; возьми это и отнеси бабушке, она больна и слаба, она поест и поправится. Отправляйся утром, пока прохладно, по дороге иди бабушке ничего не достанется; когда придешь к бабушке, не забудь сказать «С добрым утром», и пока, не поздороваешься, не заглядывай в каждый уголок». Красная Шапочка поклялась маме, что будет вести себя осторожно.
Бабушка жила в лесу, в полумиле от деревни, и как только Красная Шапочка зашла в лес, ей повстречался волк. Красная Шапочка не знала, какой он нехороший, и совсем не испугалась.
— Здравствуй, Красная Шапочка,- оказал он.
— Здравствуй, волк.
— Куда это ты идешь так рано?
— К бабушке.
— А что у тебя в фартучке?
— Пирожок и вино; вчера мама пекла пироги, пусть бедная больная бабушка съест чего-нибудь вкусненького, и ей станет легче.
— А где живет твоя бабушка?
— Отсюда целых четверть мили, в лесу; ее домик стоит под тремя большими дубами, внизу сразу орешник. Ты, наверно, знаешь это место,— ответила Красная Шапочка.
Волк подумал: «"Какое нежное юное создание! Какой лакомый кусочек — она, пожалуй» куда вкуснее, чем старуха. Надо ухитриться схватить обеих». Oн пошел рядом с Красной Шапочкой, а потом сказал:
— Смотри, Красная Шапочка, какие тут красивые цветочки — почему ты не смотришь вокруг? А как сладко поют птички, ты, наверное, тоже не слышишь? Ты идешь так чинно, будто в школу, а вокруг, в лесу — такая красота!
Красная Шапочка подняла глаза, увидела, как сквозь деревья то тут, то там пляшут солнечные лучи, а вокруг растут прелестные цветы, и подумала: «А что, если я принесу бабушке букетик цветов, она, наверное, будет рада, Еще рано, я еще успею добраться до бабушки». И свернула с тропинки в лес, чтобы собрать цветов. Когда она сорвала цветочек, ей показалось, что там, дальше,— еще лучше, и она побежала за ним; так она забиралась в лес все дальше и дальше.
А волк тем временем быстро прибежал к бабушкиному дому и постучал в дверь.
— Кто там?
— Открой, это я, Красная Шапочка,— ответил волк,— я принесла тебе пирожок и вино.
— Дерни за веревочку,— сказала бабушка,— я совсем ослабла и не могу встать.
Волк дернул за веревочку, дверь открылась; он, ни слова не говоря, подскочил к кровати и проглотил старушку. Потом он надел ее платье и чепчик, улегся в постель и задернул полог.
А Красная Шапочка бегала по лесу и собирала цветы. Насобирав целую охапку, она вспомнила про бабушку и отправилась к ней.
Она удивилась, что дверь открыта, а когда вошла, ей стало как-то не по себе, и она подумала: «Что такое? Как мне сегодня неловко. А ведь всегда мне так нравилось у бабушки. Она громко сказала: «Доброе утро!» но никто не ответил; тогда она подошла к кровати и раздвинула занавески. На кровати лежала бабушка, чепчик у нее был надвинут на глаза, и выглядела она очень странно.
— Бабушка,— сказала Красная Шапочка,— почему у тебя такие большие уши?
— Это чтобы лучше тебя слышать, милая,— был ответ.
–Бабушка, а почему у тебя такие большие глаза?
– Это чтобы лучше тебя видеть, милая.
–А почему, бабушка, у тебя такие большие руки?
— Это чтобы крепче обнять тебя.
— Ой, бабушка, а какие у тебя большие зубы!
— А это чтобы лучше тебя съесть!
И с этими словами волк выпрыгнул из кровати и проглотил Шапочку.
Наевшись, волк опять улегся в постель, уснул и громко захрапел, то время мимо дома проходил охотник и подумал: «Как храпит старушка! Нужно пойти посмотреть, не надо ли ей чего-нибудь». Он вошел в комнату и, подойдя к кровати, увидел там волка. «Вот ты где, нечестивец! — сказал он,— я давно охочусь за тобой!» Он хотел застрелить волка, но подумал, что волк, наверное, проглотил бабушку и ее, наверное, еще можно спасти. Он не стал стрелять, а достал ножницы и решил разрезать волку брюхо. Сделав надрез, он увидел Красную Шапочку; когда разрезал брюхо дальше, оттуда выпрыгнула девочка и воскликнула: «Ах, как я испугалась! Как темно у волка в брюхе», Потом выбралась старушка, едва дыша, но все-таки живая. Красная Шапочка быстро насобирала больших камней и вместе с охотником набила ими волку брюхо. Когда волк проснулся, он хотел убежать, но камни были такие тяжелые, что он тут же рухнул замертво.
Все трое обрадовались. Охотник содрал с волка шкуру и унес ее домой; бабушка съела пирожок и выпила вино, которое принесла Красная Шапочка, и пришла в себя, а Красная Шапочка подумала: «Больше когда в жизни не буду сворачивать без спросу с дорожки в лес». Большинство символов в этой сказке легко понять, «Красная бархатная шапочка» — символ менструации. Маленькая девочка, о приключениях которой рассказывается в сказке, превратилась в зрелую женщину столкнулась с проблемой половых отношений.
Очевидно, что предостережение «не сворачивай с дорожки в лес», чтобы «не упасть и не разбить бутылочку»,— это предостережение о том, что вступить в половую связь и утратить девственность опасно.
При виде девочки у волка разыгрался сексуальный аппетит, и он пытается соблазнить ее, предложив «оглянуться вокруг» и послушать, как сладко поют птицы. Красная Шапочка «поднимает глаза» и, послушавшись волка, углубляется «все дальше и дальше в лес». При этом она характерную попытку найти своему поступку какое-то рациональное объяснение; чтобы убедить себя, что она не делает ничего плохого, она рассуждает о том, что бабушка будет рада, если она принесёт ей цветы.
Но она сурово наказана за то, что свернула с прямой дороги добродетели. Волк, переодевшись бабушкой, проглотил невинную Красную Шапочку. Насытившись, он уснул.
До этого момента в сказке, как кажется, присутствует одна простая мораль: вступать в половые отношения опасно. Но на самом деле все гораздо сложнее. Какова здесь роль мужчины и как представлены половые отношения?
Мужчина предстает в образе безжалостного и коварного животного, а половой акт описан как акт каннибализма, в котором мужчина пожирает женщину. Те женщины, которым нравятся мужчины и которые получают удовольствие, вступая с ними в половые отношения, не согласны c таким представлением. Оно отражает глубокую враждебность к мужчинам и к половым отношениям. Ненависть и предубеждённость против мужчин особенно отчетливо звучит в конце сказки. Здесь, как и в случае вавилонского мифа, нужно вспомнить, что превосходство женщины состоит в ее способности вынашивать ребенка. Как сделано, чтобы волк выглядел смешным? Показано, как он попытался сыграть роль беременной женщины, у которой в брюхе находятся живые существа. Красная Шапочка набивает брюхо волка камнями — символ бесплодия,— и волк терпит поражение: умирает. По древнему закону возмездия его поступок наказан в соответствии с его виной: он погиб от камней, символизирующих бесплодие, и этим высмеиваются его претензии на роль беременной женщины.
В этой сказке, где главные герои — три поколения женщин (охотник в конце — условный образ отца, не имеющий реального значения), говорится о конфликте между мужчиной и женщиной; это история торжества женщин, ненавидящих мужчин, история, заканчивающаяся победой женщин.
1. Перескажите текст
2. Насколько актуальна, по вашему мнению, проблема, поднятая Э. Фроммом ? Ответ обоснуйте.
Э. ФРОММ
ЧЕЛОВЕК — ВОЛК ИЛИ ОВЦА?
Одни полагают, что люди — это овцы, другие считают их хищными волками. Обе стороны могут привести аргументы в пользу своей точки зрения. Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других людей, даже в ущерб себе. Он может также добавить, что люди снова и снова следуют за своими вождями на войну, которая не дает им ничего, кроме разрушения, что они верят любой несуразице, если она излагается с надлежащей настойчивостью и подкрепляется авторитетом властителей — от прямых угроз священников и королей до вкрадчивых голосов более или менее тайных обольстителей. Кажется, что большинство людей, подобно дремлющим детям, легко поддается внушению и готово безвольно следовать за любым, кто, угрожая или заискивая, достаточно упорно их уговаривает. Человек с сильными убеждениями, пренебрегающий воздействием толпы, скорее исключение, чем правило. Он часто вызывает восхищение последующих поколений, но, как правило, является посмешищем в глазах своих современников.
Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на утверждении, что люди — это овцы. Именно мнение, согласно которому люди — овцы и потому нуждаются в вождях, принимающих за них решения, нередко придавало самим вождям твердую убежденность, что они выполняли вполне моральную, хотя подчас и весьма трагичную обязанность: брали на себя руководство и снимали с других груз ответственности и свободы, давая людям то, что те хотели.
Однако, если большинство людей — овцы, то почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы. Разве Талаат-паша сам убил миллионы армян? Разве Гитлер один убил миллионы евреев? Разве Сталин один убил миллионы своих политических противников? Нет. Эти люди были не одиноки, они располагали тысячами других людей, которые умерщвляли и пытали, делая это не просто с желанием, но даже с удовольствием. Разве мы не сталкиваемся повсюду с бесчеловечностью человека — в случае безжалостного ведения войны, в случае убийства и насилия, в случае беззастенчивой эксплуатации слабых более сильными? А как часто стоны истязаемого и страдающего существа наталкиваются на глухие уши и ожесточенные сердца! Такой мыслитель, как Гоббс, из всего этого сделал вывод: homo homini lupus est — человек человеку — волк. И сегодня многие из нас приходят к заключению, что человек от природы является существом злым и деструктивным, что он напоминает убийцу, которого от любимого занятия может удержать только страх перед более сильным убийцей.
И все же аргументы обеих сторон не убеждают. Пусть мы лично и встречали некоторых потенциальных или явных убийц и садистов, которые по своей беззастенчивости могли бы тягаться со Сталиным или с Гитлером, все же это были исключения, а не правила. Неужели мы действительно должны считать, что мы сами и большинство обычных людей только волки в овечьей шкуре, что наша «истинная природа» якобы проявится лишь после того, как мы отбросим сдерживающие факторы, мешавшие нам до сих пор уподобиться диким зверям? Хоть это и трудно оспорить, однако такой ход мысли нельзя признать вполне убедительным. В повседневной жизни есть возможности для проявления жестокости и садизма, причем нередко их можно реализовать, не опасаясь возмездия. Тем не менее многие на это не идут и, напротив, реагируют с отвращением, когда сталкиваются с подобными явлениями.
Может быть, есть другое, лучшее объяснение этого удивительного противоречия? Может быть, ответ прост и заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец? Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают. Волки заставляют овец убивать и душить, а те поступают так не потому, что это доставляет им радость, а потому, что они хотят подчиняться. Кроме того, чтобы побудить большинство овец действовать, как волки, убийцы должны придумать истории о правоте своего дела, о защите свободы, которая якобы находится в опасности, о мести за детей, заколотых штыками, об изнасилованных женщинах и поруганной чести. Этот ответ звучит убедительно, но и после него остается много сомнений. Не означает ли он, что существуют как бы две человеческие расы — волки и овцы? Кроме того, возникает вопрос: если это не свойственно их природе, то почему овцы с такой легкостью соблазняются поведением волков, когда насилие представлено в качестве их священной обязанности? Может быть, сказанное о волках и овцах не соответствует действительности? Может быть, и в самом деле отличительным свойством человека является нечто волчье и большинство просто не проявляет этого открыто? А может, речь вообще не должна идти об альтернативе? Может быть, человек — это одновременно и волк, и овца, или он — ни волк, ни овца?
Сегодня, когда нации определяют возможность применения опаснейшего разрушающего оружия против своих «врагов» и, очевидно, не страшатся даже собственной гибели в ходе массового уничтожения, ответ на эти вопросы имеет решающее значение. Если мы будем убеждены, что человек от природы склонен к разрушению, что потребность применять насилие коренится глубоко в его существе, то может ослабнуть наше сопротивление все возрастающей жестокости. Почему нужно сопротивляться волкам, если все мы в той или иной степени волки? Вопрос о том, является ли человек волком или овцой, — это лишь заостренная формулировка вопроса, который в самом широком и общем смысле принадлежит к основополагающим проблемам теологического и философского мышления западного мира, а именно: является ли человек по существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию? Ветхий завет не считает, что человек порочен в своей основе. Неповиновение Богу со стороны Адама и Евы не рассматривается как грех. Мы нигде не находим указаний на то, что это неповиновение погубило человека. Напротив, это неповиновение является предпосылкой того, что человек осознал самого себя, что он стал способен решать свои дела. Таким образом, этот первый акт неповиновения в конечном счете является первым шагом человека на пути к свободе. Кажется даже, что это неповиновение было предусмотрено божьим планом. Согласно пророкам, именно благодаря тому, что человек был изгнан из рая, он оказался в состоянии сам формировать свою историю, укреплять свои человеческие силы и в качестве полностью развитого индивида достигнуть гармонии с другими людьми и природой. Эта гармония заступила на место прежней, в которой человек ещё не был индивидом. Мессианская мысль пророков явно исходит из того, что человек в своей основе непорочен и может быть спасен помимо особого акта божьей милости.
Конечно, этим еще не сказано, что способность к добру обязательно побеждает. Если человек творит зло, то он и сам становится хуже. Так, например, сердце фараона «ожесточилось», поскольку он постоянно творил зло. Оно ожесточилось настолько, что в определенный момент для него стало совершенно невозможно начать все заново и покаяться в содеянном. Примеров злодеяний в Ветхом завете содержится не меньше, чем примеров праведных дел, но в нем ни разу не делается исключения для таких возвышенных образов, как царь Давид. С точки зрения Ветхого завета человек способен и к хорошему, и к дурному, он должен выбирать между добром и злом, между благословением и проклятием, между жизнью и смертью. Бог никогда не вмешивается в это решение. Он помогает, посылая своих посланцев, пророков, чтобы наставлять людей, каким образом они могут распознавать зло и осуществлять добро, чтобы предупреждать их и возражать им. Но после того как это уже свершилось, человек остается наедине со своими «двумя инстинктами» — стремлением к добру и стремлением к злу, теперь он сам должен решать эту проблему.
Развитие христианства шло иначе. По мере становления христианской веры появилась точка зрения, согласно которой неповиновение Адама было грехом, причем настолько тяжким, что он погубил природу самого Адама и всех его потомков. Теперь человек не мог больше собственными силами' освободиться от этой порочности. Только акт божьей милости, появление Христа, умершего за людей, может уничтожить эту порочность и спасти тех, кто уверует в него.
Разумеется, догма о первородном грехе не оставалась бесспорной и внутри самой церкви. На нее нападал Пелагий, однако ему не удалось одержать верх. В период Ренессанса гуманисты пытались смягчить эту догму внутри церкви, хотя они не боролись с ней прямо и не оспаривали ее, как это делали многие еретики. Правда, Лютер был более твердо убежден во врожденной подлости и порочности человека, в то время как мыслители Ренессанса, а позднее Просвещения отважились на заметный шаг в противоположном направлении. Последние утверждали, что все зло в человеке является лишь следствием внешних обстоятельств, и потому в действительности у человека нет возможности выбора. Они полагали, что необходимо лишь изменить обстоятельства, из которых произрастает зло, тогда изначальное добро в человеке проявится почти автоматически. Эта точка зрения повлияла также на мышление Маркса и его последователей. Вера в принципиальную доброту человека возникла благодаря новому самосознанию, приобретенному в ходе неслыханного со времен Ренессанса экономического и политического прогресса. Моральное банкротство Запада, начавшееся с первой мировой войны и приведшее через Гитлера и Сталина, через Ковентри и Хиросиму к нынешней подготовке всеобщего уничтожения, наоборот, повлияло на то, что снова стала усиленно подчеркиваться склонность человека к дурному. По существу, это была здоровая реакция на недооценку врожденной склонности человека творить зло. С другой стороны, слишком часто это служило причиной осмеяния тех, кто не потерял еще своей веры в человека, причем их точка зрения понималась ложно, а подчас и намеренно искажалась.
Меня часто несправедливо упрекали в недооценке зла, потенциально заложенного в человеке. Хотелось бы подчеркнуть, что я далек от подобного сентиментального оптимизма. Тот, кто обладает длительным опытом практикующего психоаналитика, едва ли может быть склонен к недооценке деструктивных сил в человеке. Он видит эти силы в действии у тяжело больных пациентов и знает, насколько трудно бывает приостановить или направить их энергию в конструктивное русло. Также и те, кто пережил внезапный взрыв зла и разрушительной ярости с начала первой мировой войны, едва ли не заметят силу и интенсивность человеческой деструктивное. Тем не менее существует опасность, что чувство бессилия, охватывающее сегодня как интеллигента, так и среднего человека, может привести к тому, что они усвоят новую версию порочности и первородного греха и используют ее для рационализации взгляда, согласно которому война неизбежна как следствие деструктивности человеческой природы. Подобная точка зрения, нередко козыряющая своим необыкновенным реализмом, является заблуждением по двум причинам. Во-первых, интенсивность деструктивных устремлений ни в коем случае не свидетельствует об их неодолимости или даже доминировании. Во-вторых, предположение, что войны являются в первую очередь результатом действия психологических сил, ошибочно. При объяснении общественных и политических проблем нет нужды подробно останавливаться на ложной посылке «психологизма». Войны возникают по решению политических, военных и экономических вождей для захвата земель, природных ресурсов или для получения торговых привилегий, для защиты от реальной или мнимой угрозы безопасности своей страны или для того, чтобы поднять свой личный престиж и стяжать себе славу. Эти люди не отличаются от среднего человека: они эгоистичны и едва ли готовы отказаться от собственных преимуществ в пользу других, но вместе с тем они не выделяются ни особой злобностью, ни особой жестокостью. Когда такие люди, которые в нормальной жизни скорее содействовали бы добру, чем злу, приходят к власти, повелевают миллионами и располагают самым страшным оружием разрушения, они могут нанести огромный вред. В гражданской жизни они, вероятно, разорили бы конкурента. В нашем мире могучих и суверенных государств (причем «суверенный» означает: не подчиняющийся никаким моральным законам, которые могли бы ограничить свободу действий суверенного государства) они могут искоренить всю человеческую расу. Главной опасностью для человечества является не изверг или садист, а нормальный человек, наделенный необычайной властью. Однако для того чтобы миллионы поставили на карту свою жизнь и стали убийцами, им необходимо внушить такие чувства, как ненависть, возмущение, деструктивность и страх. Наряду с оружием эти чувства являются непременным условием для ведения войны, однако они не являются ее причиной, так же как пушки и бомбы сами по себе не являются причиной войн. Многие полагают, что атомная война в этом смысле отличается от войны традиционной. Тот, кто нажатием кнопки запускает атомные бомбы, каждая из которых способна унести сотни тысяч жизней, едва ли испытывает те же чувства, что и солдат, убивающий с помощью штыка или пулемета. Но даже если запуск атомной ракеты в сознании упомянутого лица переживается только как послушное исполнение приказа, все же остается вопрос: не должны ли содержаться в более глубоких слоях его личности деструктивные импульсы или по меньшей мере глубокое безразличие по отношению к жизни, для того чтобы подобное действие вообще стало возможным?
Я хотел бы остановиться на трех феноменах, которые лежат, по моему мнению, в основе наиболее вредной и опасной формы человеческого ориентирования: на любви к мертвому, закоренелом нарциссизме и симбиозно-инцестуальном влечении. Взятые вместе, они образуют «синдром распада», который побуждает человека разрушать ради разрушения и ненавидеть ради ненависти. Я хотел бы также обсудить «синдром роста», который состоит из любви к живому, любви к человеку и к независимости. Лишь у немногих людей один из этих двух синдромов получил полное развитие. Однако нет сомнения в том, что каждый человек движется в определенном, избранном им направлении: к живому или мертвому, к добру или злу.
ПРИМЕЧАНИЯ:
Царь Давид – царь Израильско-Иудейского государства (X в. до н. э.). согласно ветхозаветному повествованию, провозглашённый царём Иудеи Давид присоединил к ней ряд израильских племён и создал государство со столицей в Иерусалиме.
Пелагий – (ок. 360 – после 418) – монах, создатель христианского учения (пелагианства), распространившегося в странах Средиземного моря в начале V в.
ТРИ ОСНОВНЫХ ТИПА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
МИФОЛОГИЯ | РЕЛИГИЯ | ФИЛОСОФИЯ | |
Определение | Тип мировоззрения, основанный либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рождённых неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. | Тип мировоззрения а) базирующийся на разработанной системе мифов (кодифицированных в т. н. священных книгах), б) разделяющий окружающий мир на земной и сакральный («святой») | Духовно-теоретическое отношение человека к миру, выраженное через призму логических категорий и всеобщих понятий. |
Господствующий тип общественного сознания | «МЫ» - сознание | «МЫ» - сознание | «Я» - сознание |
Основной носитель мировоззрения | Коллектив | Особая специализированная группа (каста) священнослужителей (жрецов); сознание широких народных масс мифологично | Индивид |
Механизм существования | Суггестия (внушение) | Вера | Рациональность и диалог |
Наличие/отсутствие рефлексии | Нет | Рефлексия как исключение | Рефлексивное мышление как правило |
Каким видели мир? | Синкретичным (мир природы и мир человека неразделимы) | Окружающий мир удваивается на земной и потусторонний | Мир един, его можно постичь разумом |
Наличие/отсутствие субъект–объектных отношений | Отсутствуют | Присутствуют | Присутствуют |
Рациональное познание | Нет | Рамки познания ограничены (объект познания – природа) | Мир познаваем |
Проблема причинности | Вопрос о причинах явлений не ставится | Причиной всех явлений является Бог | Все явления имеют естественную причину |
Основная общественная функция | Регуляция отношений и поведения людей в обществе посредством запретов («табу») и регламентаций | Регуляция отношений и поведения людей в обществе посредством контроля духовного мира человека. Инструментом контроля выступает этика (мораль) | Регуляция отношений и поведения людей в обществе посредством контроля духовного мира человека. Инструментом контроля выступает этика (мораль) |
Тип морали | Авторитарная | Авторитарная | Индивидуалистическая |
Тип личности | Социоцентрическая личность | Социоцентрическая личность | Эгоцентрическая личность |
Тип общества | Традиционное общество | Традиционное общество | Массовое общество |
Наличие/отсутствие государства | Нет государства | Есть государство | Есть государство |
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
001. Какую роль выполняет в философских учениях "аксиология"?
а) это учение о ценностях
б) это теория о мотивации поведения
в) это учение об общезначимых ценностях
г) это нормативная дисциплина
002. Назначение философии?
а) формировать теоретический и практический разум человека
б) способствовать интеллектуальному самоопределению личности
в) углублять и расширять диапазон моральной ответственности
г) все вместе взятое
003. Философия – древнейшее и величайшее мировоззренческое учение о мире и человеке в нем. Укажите на ее ценнейший признак
а) философия является выразителем зрелости духовной культуры
конкретно-исторического общества
б) это способность критической самооценки смысла жизни,
определения целей жизнедеятельности личности
и человечества в целом
в) это состояние абстрактно-понятийного мышления
у интеллектуалов в системе пространственно-временных координат
г) все названные признаки философии ценнейшие в культуре
004. Кто первым назвал новый образ мышления "философия"?
а) Гераклит
б) Платон
в) Сократ
г) Пифагор
д) Демокрит
005. Какое из нижеперечисленных определений философии
первоначальное?
а) душа культуры
б) учение о мудрости
в) любовь к мудрости
г) идея совершенной мудрости
д) форма теоретического мировоззрения
е) учение о первосущностях
006. Правильно ли утверждение, что философия охватывает
более широкий круг явлений, чем только мировоззрение?
а) да
б) нет
007. Можно ли нажать основным предметом философского познания
отношение "человек - мир"?
а) да
б) нет
008. Правда ли, что философия возникла раньше мифологии?
а) да
б) нет
009. Справедливо ли утверждение,
что философию нельзя отождествлять с религией?
а) да
б) нет
010. Возможно ли включение мировосприятия
в структуру мировоззрения?
а) да
б) нет
011. Что такое гносеология?
а) раздел философии, в котором изучаются проблемы познания
и возможности разума
б) совокупность религиозных доктрин о сущности Бога
в) раздел философии,
изучающий фундаментальные принципы бытия
Литература
3. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах - М., 2000
4. Введение в философию. В 2-х частях. 4.1. - М., 1989
5. Философия (под. ред. В.Н. Лавриненко) - М., 2002
6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия - М. Любой год издания
10.Мир философии. Хрестоматия. В 2-х частях. - М., 1991, Ч. 1, с. 10-12
11. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. - М., 1986
12. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. - М., 1994
13. Заблуждающийся разум? - М., 1990, с. 30-57, 296-324
14. Философия в вопросах и ответах - М., 1993
15. Великие мыслители о великих вопросах - М., 2001
16. Спиркин А.Г. Философия - М., 2000
17. Гече Г. Библейские истории - М., 1988
18.Франкл В. Религиозность как поиск смысла жизни // Религия и общество.
Хрестоматия - М., 1994. Часть 1. - 236-239