Типовые контрольно-измерительные материалы по модулям

Модульная контрольная работа № 1.

Вопросы:

Вариант 1.

1. Позитивизм как философия и идеология науки.

2. Наука как социокультурный феномен.

3. Интерналистская и экстерналистская концепции развития научного знания.

Вариант 2.

1. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в обществе.

2. Миф, преднаука и предпосылки возникновения научного знания.

3. Понятие научной революции. Причины и особенности протекания научных революций.

Термины: наука, преднаука, позитивизм, интернализм, экстернализм, сциентизм, антисциентизм, парадигма, научная революция.

Модульная контрольная работа № 2.

Вопросы:

Вариант 1.

1. Наблюдение и измерение как методы научного познания.

2. Научная теория и ее структура.

3. Системный метод познания в науке. Основные требования системного метода.

Вариант 2.

1. Проблемы преемственности в развитии научного познания.

2. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания.

3. Моделирование как метод научного познания.

Термины: наблюдение, измерение, индуктивизм, эмпирический уровень научного познания, теоретический уровень научного познания, конструктивизм, моделирование, научная теория, гипотетико-дедуктивная модель теории, система, структура, системный подход.

Модульная контрольная работа № 3.

Вопросы:

Вариант 1.

1. Понятие эволюции и его роль в научном познании.

2. Научное творчество, его сущность, механизмы и основания.

3. Социальная и нравственная ответственность ученого и ее влияние на развитие научного знания.

Вариант 2.

1. Логика и интуиция в научном открытии.

2. Социально-психологические предпосылки научного творчества.

3. Наука и глобальные проблемы современного человечества.

Термины: развитие, эволюция, дарвинизм, научное творчество, логика научного открытия, интуиция в научном открытии, социально-психологические предпосылки научного творчества, глобальные проблемы человечества, социальная и нравственная ответственность ученого.

Вопросы для подготовки к экзамену, зачету

1. Основные концепции взаимоотношений науки и философии.

2. Позитивизм как философия и идеология науки.

3. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в обществе.

4. Философия науки: предмет, метод, функции.

5. Философские проблемы науки и методы их исследования.

6. Предмет и структура методологии науки.

7. Наука как социокультурный феномен.

8. Основные аспекты взаимоотношений науки и общества.

9. Интерналистская и экстерналистская концепции развития научного знания.

10. Миф, преднаука, и предпосылки возникновения научного знания.

11. Особенности древневосточной преднауки.

12. Античная наука: социально-исторические условия и особенности.

13. Социально-исторические предпосылки и специфические черты средневековой науки.

14. Социально-исторические условия возникновения новоевропейской науки.

15. Сущностные черты классической науки.

16. Неклассическая наука и ее особенности.

17. Понятие научной парадигмы и его роль в исследования развития науки.

18. Понятие научной революции. Причины и особенности протекания научных революций.

19. Научная рациональность и ее основные характеристики.

20. Проблемы преемственности в развитии научного познания.

21. Постпозитивистские модели развития научного познания (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, М. Полани, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд).

22. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания.

23. Основные методы эмпирического познания.

24. Наблюдение и измерение как методы научного познания.

25. Эксперимент, его виды и функции в научном познании.

26. Научная теория и ее структура.

27. Основные методы теоретического познания.

28. Формализация как метод теоретического познания.

29. Дедукция как метод науки и его функции.

30. Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов.

31. Индукция как метод научного познания. Индукция и вероятность.

32. Моделирование как метод научного познания.

33. Системный метод познания в науке. Основные требования системного метода.

34. Философские аспекты синергетики как методологии исследования сложных систем.

35. Понятия хаоса и порядка и их роль в современной науке.

36. Концепции детерминизма и индетерминизма в развитии научного познания.

37. Случайность и роль понятия вероятности в научном познании.

38. Квантовая механика и изменения в понимании сущности причинности.

39. Понятие научного закона. Поиск законов природы как главная задача естествознания.

40. Научные законы и их классификация.

41. Понятие эволюции и его роль в научном познании.

42. Основные особенности современных эволюционистских представлений.

43. Научное объяснение, его общая структура и виды.

44. Объяснение и интерпретация как методы научного познания.

45. Истина как цель научного познания. Философские подходы к понятию истины.

46. Научная истина. Ее виды и способы обоснования.

47. Подтверждение (верификация) и фальсификация как средства научного познания, их возможности и границы.

48. Основные этапы развития современной научной картина мира.

49. Роль научной картины мира в формировании научного мировоззрения.

50. Научная картина мира и религия. Проблема взаимоотношения научного и религиозного мировоззрений в современном мире.

51. Наука и обыденное сознание. Наука и идеология.

52. Постнеклассическая наука и особенности современной научной картины мира.

53. Научное творчество, его сущность, механизмы и основания.

54. Социально-психологические предпосылки научного творчества

55. Логика и интуиция в научном открытии.

56. Роль истории науки в исследовании научного творчества.

57. Социальная и нравственная ответственность ученого и ее влияние на развитие научного знания.

58. Моральные ценности «малой науки» и «большой науки».

59. Внутренняя и внешняя этика науки.

60. Наука и глобальные проблемы современного человечества.

Наши рекомендации