Типовые контрольно-измерительные материалы по модулям
Модульная контрольная работа № 1.
Вопросы:
Вариант 1.
1. Позитивизм как философия и идеология науки.
2. Наука как социокультурный феномен.
3. Интерналистская и экстерналистская концепции развития научного знания.
Вариант 2.
1. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в обществе.
2. Миф, преднаука и предпосылки возникновения научного знания.
3. Понятие научной революции. Причины и особенности протекания научных революций.
Термины: наука, преднаука, позитивизм, интернализм, экстернализм, сциентизм, антисциентизм, парадигма, научная революция.
Модульная контрольная работа № 2.
Вопросы:
Вариант 1.
1. Наблюдение и измерение как методы научного познания.
2. Научная теория и ее структура.
3. Системный метод познания в науке. Основные требования системного метода.
Вариант 2.
1. Проблемы преемственности в развитии научного познания.
2. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания.
3. Моделирование как метод научного познания.
Термины: наблюдение, измерение, индуктивизм, эмпирический уровень научного познания, теоретический уровень научного познания, конструктивизм, моделирование, научная теория, гипотетико-дедуктивная модель теории, система, структура, системный подход.
Модульная контрольная работа № 3.
Вопросы:
Вариант 1.
1. Понятие эволюции и его роль в научном познании.
2. Научное творчество, его сущность, механизмы и основания.
3. Социальная и нравственная ответственность ученого и ее влияние на развитие научного знания.
Вариант 2.
1. Логика и интуиция в научном открытии.
2. Социально-психологические предпосылки научного творчества.
3. Наука и глобальные проблемы современного человечества.
Термины: развитие, эволюция, дарвинизм, научное творчество, логика научного открытия, интуиция в научном открытии, социально-психологические предпосылки научного творчества, глобальные проблемы человечества, социальная и нравственная ответственность ученого.
Вопросы для подготовки к экзамену, зачету
1. Основные концепции взаимоотношений науки и философии.
2. Позитивизм как философия и идеология науки.
3. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в обществе.
4. Философия науки: предмет, метод, функции.
5. Философские проблемы науки и методы их исследования.
6. Предмет и структура методологии науки.
7. Наука как социокультурный феномен.
8. Основные аспекты взаимоотношений науки и общества.
9. Интерналистская и экстерналистская концепции развития научного знания.
10. Миф, преднаука, и предпосылки возникновения научного знания.
11. Особенности древневосточной преднауки.
12. Античная наука: социально-исторические условия и особенности.
13. Социально-исторические предпосылки и специфические черты средневековой науки.
14. Социально-исторические условия возникновения новоевропейской науки.
15. Сущностные черты классической науки.
16. Неклассическая наука и ее особенности.
17. Понятие научной парадигмы и его роль в исследования развития науки.
18. Понятие научной революции. Причины и особенности протекания научных революций.
19. Научная рациональность и ее основные характеристики.
20. Проблемы преемственности в развитии научного познания.
21. Постпозитивистские модели развития научного познания (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, М. Полани, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд).
22. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания.
23. Основные методы эмпирического познания.
24. Наблюдение и измерение как методы научного познания.
25. Эксперимент, его виды и функции в научном познании.
26. Научная теория и ее структура.
27. Основные методы теоретического познания.
28. Формализация как метод теоретического познания.
29. Дедукция как метод науки и его функции.
30. Идеализация как основной способ конструирования теоретических объектов.
31. Индукция как метод научного познания. Индукция и вероятность.
32. Моделирование как метод научного познания.
33. Системный метод познания в науке. Основные требования системного метода.
34. Философские аспекты синергетики как методологии исследования сложных систем.
35. Понятия хаоса и порядка и их роль в современной науке.
36. Концепции детерминизма и индетерминизма в развитии научного познания.
37. Случайность и роль понятия вероятности в научном познании.
38. Квантовая механика и изменения в понимании сущности причинности.
39. Понятие научного закона. Поиск законов природы как главная задача естествознания.
40. Научные законы и их классификация.
41. Понятие эволюции и его роль в научном познании.
42. Основные особенности современных эволюционистских представлений.
43. Научное объяснение, его общая структура и виды.
44. Объяснение и интерпретация как методы научного познания.
45. Истина как цель научного познания. Философские подходы к понятию истины.
46. Научная истина. Ее виды и способы обоснования.
47. Подтверждение (верификация) и фальсификация как средства научного познания, их возможности и границы.
48. Основные этапы развития современной научной картина мира.
49. Роль научной картины мира в формировании научного мировоззрения.
50. Научная картина мира и религия. Проблема взаимоотношения научного и религиозного мировоззрений в современном мире.
51. Наука и обыденное сознание. Наука и идеология.
52. Постнеклассическая наука и особенности современной научной картины мира.
53. Научное творчество, его сущность, механизмы и основания.
54. Социально-психологические предпосылки научного творчества
55. Логика и интуиция в научном открытии.
56. Роль истории науки в исследовании научного творчества.
57. Социальная и нравственная ответственность ученого и ее влияние на развитие научного знания.
58. Моральные ценности «малой науки» и «большой науки».
59. Внутренняя и внешняя этика науки.
60. Наука и глобальные проблемы современного человечества.