Типовые контрольные задания для самостоятельной работы магистрантов

Семинарские занятия

Семинар 1. Наука как социокультурный феномен

1. Миф, преднаука, и предпосылки возникновения научного знания.

2. Античная наука: социально-исторические условия и особенности.

3. Социально-исторические предпосылки и специфические черты средневековой науки.

4. Социально-исторические условия возникновения новоевропейской науки.

Семинар 2. Парадигмы естествознания: сущность и эволюция

1. Понятие научной парадигмы Томаса Куна и его значение для осмысления развития науки. Понятия «нормальной науки» и «научной революции».

2. Научная рациональность и ее главные характеристики.

3. Концепция научно-исследовательской программы Имре Лакатоса. Структура и функции научной программы.

Семинар 3. Методология научного знания

1. Соотношение теории и эмпирии в научном познании.

2. Особенности и структура эмпирического знания. Основные методы эмпирического познания.

3. Особенности и структура теоретического знания. Основные методы теоретического познания.

4. Математизация научного знания и его следствия.

5. Системный метод познания в науке. Основные требования системного метода.

Семинар 4. Концепции детерминизма и индетерминизма в научном познании

1. Понятие о естественном законе как основа классической науки. Механицизм в науке и «лапласовский детерминизм».

2. Случайность и роль понятия вероятности в научном познании. Квантовая механика и изменения в понимании сущности причинности.

3. Проблема наблюдателя в квантово-релятивистской физике и неклассическая концепция реальности.

Семинар 5. Естественнонаучные концепции развития

1. Сущность концепции развития. Структура и эволюция Вселенной.

2. Современные научные представления о зарождении жизни. Структура и функции белков, строение и разновидности клеток.

3. Предпосылки и основные особенности идеи биологической эволюции. Дарвинизм в свете современных эволюционных представлений.

Семинар 6. Современная научная картина мира

1. Основные принципы механической картины мира и её значение.

2. Основные принципы электромагнитной картины мира.

3. Фундаментальные идеи квантово-релятивистской картины мира.

Семинар 7. Философские аспекты научно-технического творчества

1. Творчество как деятельность, благодаря которой появляется нечто качественно новое Особенности научного творчества.

2. Социально-психологические предпосылки научного творчества. Логика и интуиция в научном открытии.

3. Концепция логики научного открытия и ее границы. Возможности обучения научному творчеству.

Семинар 8. Этика науки

1. Понятие этики науки. Моральный выбор и моральная ответственность в сфере науки.

2. Философские аспекты проблемы этического регулирования научных исследований. Свобода исследования и социальная ответственность.

3. Этические проблемы взаимодействия ученого со средствами массовой информации.

РАЗДЕЛ 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основная литература

1. Бессонов Б.Н. История и философии науки. М., 2012.

2. Лебедев С.А. Философия науки. М., 2012.

3. Степин В.С. История и философия науки. М., 2011.

Реестры электронных библиотечных ресурсов

4. http://philosophy.ru

Типовые контрольные задания для самостоятельной работы магистрантов

Темы эссе:

1. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в обществе.

2. Философия науки: предмет, метод, функции.

3. Основные этапы развития современной научной картина мира.

4. Научная рациональность и ее главные характеристики.

5. Понятие о естественном законе как основа классической науки.

6. Проблема взаимоотношения научного и религиозного мировоззрений в современном мире.

7. Социально-психологические предпосылки научного творчества.

8. Логика и интуиция в научном открытии.

9. Моральные ценности «малой науки» и «большой науки».

10. Математика как система моделей и язык науки.

Темы рефератов:

1. Доказательство как фундаментальная характеристика математического познания.

2. Интерналистская и экстерналистская концепции развития научного знания.

3. Подтверждение (верификация) и фальсификация как средства научного познания, их возможности и границы.

4. Понятие научной парадигмы и его значение для осмысления развития науки.

5. Постпозитивистские модели развития научного познания (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, М. Полани, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд – один автор по выбору).

6. Основные типы научных законов: причинные, динамические, статистические, структурные, функциональные.

7. Моделирование как метод научного познания.

8. Фундаментальные законы пространства, времени и движения.

9. Синергетика как один из источников эволюционных идей в физике.

10. Дарвинизм в свете современных эволюционных представлений.

Темы коллоквиумов:

1. Социально-исторические условия возникновения новоевропейской науки.

2. Механизмы смены научных парадигм и изменение философско-методологических оснований науки.

3. Научное творчество, его сущность, механизмы и основания.

4. Логика и интуиция в научном открытии.

5. Критерии адекватности научной истины.

6. Случайность и роль понятия вероятности в научном познании.

7. Предсказание как предвидение будущих явлений, событий, ситуаций.

8. Самоисполняющиеся предсказания в свете принципов научного прогнозирования.

9. Теорема К. Гёдёля о неполноте и идеал структурного совершенства формализованных систем знания.

10. Свобода исследования и социальная ответственность.

Темы НИР:

1. Миф, преднаука и предпосылки возникновения научного знания.

2. Наука как социокультурный феномен.

3. Сущностные черты классической науки.

4. Философские аспекты математического представления о числе

5. Проблема пятого постулата и философские аспекты неевклидовых геометрий.

6. Принцип относительности и его значение для современной науки.

7. Проблема измерения в квантовой механике.

8. Споры о детерминизме и индетерминизме в физике XX в. (А. Эйнштейн и Н. Бор).

9. Проблема наблюдателя в квантово-релятивистской физике и неклассическая концепция реальности.

10. Теория струн и «теория всего» (ТОЕ): возможности и проблемы обоснования.

Модульные работы

Наши рекомендации