Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям
Семинарские занятия являются одной из основных форм аудиторной работы студентов, которая предназначена для развития навыков ведения диалога, формулирования и аргументации своей точки зрения.
Оценка посещения и работы студента на семинарских занятиях является одной из составляющих (50-70%) итоговой оценки по модулю (в зависимости от количества семинарских занятий и наличия других форм учебной и научной работы).
Подготовка к семинарскому занятию:
1. Предполагает освоение студентом материала по изучаемой теме на уровне достаточном для участия в свободном диалоге, обмене мнениями и аргументации своих высказываний в рамках учебной проблематики сформулированной в виде тезисов для обсуждения. Необходимо быть готовым к участию в дискуссии по тематике тезисов для обсуждения!
2. Контрольные вопросы выступают в качестве формы конкретизации изучаемой проблематики и предназначены как для осуществления самоконтроля студентом своих знаний по теме занятия, так и для осуществления устного (или письменного) контроля знаний студента преподавателем в течение семинарского занятия. Необходимо быть готовым к ответам на контрольные вопросы!
3. Индивидуальные задания предназначены для углубленного освоения студентом (посредством систематизации, анализа и оценки) изучаемого материала с последующим представлением его результатов на семинаре. Предназначены для подготовки индивидуальных докладов и сообщений на семинаре и как форма отработки занятий пропущенных по уважительным причинам.
Практические рекомендации:
· Подготовку к занятию рекомендуется начинать за несколько дней до семинара.
· В процессе подготовки использовать не только учебную, но и монографическую литературу, знакомиться с текстами первоисточников.
· Для более глубокого усвоения учебного материала необходимо осуществлять систематизацию, обобщение и критику существующих вариантов решения изучаемых проблем, их моральную оценку и прагматическую ценность, продумывать собственные варианты их решения.
· Большую помощь в подготовке к семинару может оказать выполнение заданий из соответствующего раздела самостоятельной работы, результаты которой могут быть использованы студентом в процессе работы на семинаре.
Справочная литература
1. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия (ред.-сост. С.Ю. Солодовников) – Минск, 2002.
2. Ермаков В.С. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный. – СПб., 2003.
3. История философии: Энциклопедия (Сост. А.А. Грицанов). – М., Минск, 2002.
4. Новейший философский словарь (сост. А.А. Грицанов) – Минск, 1998.
5. Современный философский словарь (под общ. ред. В.Е.Кемерова). – М., 2004.
6. Философский энциклопедический словарь (ред.-сост. Е.В.Губский и др.). – М., 2000, 2002.
7. Философский энциклопедический словарь (редколл.: С.С.Аверинцев и др.). – М., 1989.
Хрестоматии и антологии
1. Антология мировой философии. В 4-х т. – М, 1969.
2. Антология мировой философии: Сборник философских текстов (сост. М.А.Парнюк, В.И.Даниленко). – К., 1991, 1992.
3. Мир философии. В 2-х ч. – М., 1991.
4. Сухина В.Ф., Кислюк К.В. Практикум по философии. – Харьков, 2001.
5. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Уч. пособие для вузов. В 3 ч. – М.: ВЛАДОС, 1997.
6. Хрестоматия по философии: Уч. пособие для вузов (отв. ред. В.П.Кохановский, В.П. Яковлев). – Ростов н/Д, 1991.
7. Хрестоматия по философии: Уч. пособие (под ред. А.А.Радугина). – М., 1998.
Образовательные гуманитарные интернет-сайты
- philosophy.ru
- filosof.historic.ru
- gumer.info
- phenomen.ru
- koob.ru
- window.edu.ru
- istina.rin.ru
- lib.aldebaran.ru
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
СЕМИНАР №1
Тема: Философия как способ освоения мира. Античная философия как социокультурный проект. /2 часа/
Тезисы для обсуждения:
- Какие возможности открывает философский взгляд на мир (в сравнении с обыденным, мифологическим, религиозным, научным)?
- Общее и различное в древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой философских традициях.
- Понятие «космоса» и «природы» (фюсис) в античной натурфилософии.
- Роль меры и гармонии в космоцентрической картине мира. Понятие совершенства.
- Метафизика, диалог, диалектика как методы античной философии.
- Связь природы, общества и человека в учениях Платона и Аристотеля.
- Связь человеческого самопознания и должного образа жизни в античной философии.
Контрольные вопросы:
- В чем состоит отличие традиционного (мифологического, догматического) и критического отношения человека к миру?
- Почему, каким образом, и в каких древних культурах сформировались традиции рационального осмысления мира?
- Теоретическую или практическую направленность носили первые попытки рационально-критического объяснения мира?
- Каким образом первая философия была связана с жизнью древних обществ, и каково было ее влияние на жизнь отдельного человека?
- Какова структура космоцентрической картины мира? Что древние греки называли «макрокосмосом» и «микрокосмосом», каков характер связи и взаимоотношений между ними?
- В чем состоит смысл понятий «мера», «гармония»? Какие способы достижения указанных состояний были предложены первой философией?
- Существуют ли отличия между философом и мудрецом?
- Какой способ осмысления мира и почему принято называть протофилософией?
- Какой тип философии называют «натурфилософией»? Каков ее предмет и метод?
- Что такое «первоначало» (архе) мира? Какие варианты решения проблемы первоначала были предложены в первых философских учениях? Чем они отличались от мифологических представлений об истоках мира?
- Каким образом первые философы (Парменид, Гераклит, Демокрит и др.) разрешали проблемы постоянства и изменчивости мира, проблему движения?
- В чем смысл «античного просвещения», нашедшего свое выражение в философствовании софистов и Сократа? В чем заключался предмет, метод и конечные цели их философствования?
- Как понимали представители «античного просвещения» (софисты, Сократ, Платон, Аристотель) природу человека, его отношение к обществу и миру?
- Почему философствование эпохи эллинизма носило преимущественно морально-этическую направленность?
- Какие стратегии человеческого поведения были выработаны в рамках таких философских учений эпохи эллинизма как стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм?
- Какие причины могли привести к разочарованию в возможностях и перспективах взаимодействия человека с миром на разумных основаниях во времена поздней античности? К каким следствиям это привело?
Индивидуальные задания:
- Древнеиндийская философия как способ преодоления ограниченности земного существования.
- Концепции социального управления в древнекитайской философии.
- Философия даосизма как путь и «искусство жизни».
- Античные мыслители о предназначении философии.
- Что понимали под «природой» древние мыслители?
- Научные знания древности и античная философия: проблема научного статуса философского знания.
- Проблема человеческой свободы в учениях античных философов.
- Развитие идей Сократа в рамках философских школ основанных его учениками.
- Гармония как идеал телесного и разумного, личного и общественного существования человека.
- Взаимосвязь мудрости, Блага и гражданской добродетели в учениях Платона и Аристотеля.
- Эпикуреизм и стоицизм как альтернативные проекты самореализации человека.
- Античный скептицизм как форма философствования.
- Способствовало ли развитие философии расцвету греческой цивилизации или ее упадку? (Полемика с идеями высказанными Ф.Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки»).
- Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской философии.
Основная литература:
Предмет философии:
Введение в философию. Учебник для вузов в 2-х частях. /Под ред. И.Т. Фролова/. – Ч. 1. - М., 1989.
Марков Б.В. Философия. – СПб.: Питер, 2009.
Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2001.
Философия (под ред. Кохановского). – М., 1995, 1996, 1997, 2000.
Философия (под ред. Лавриненко). - М., 1999.
Шаповалов В.Ф. Основы философии. - М., 1998.
Античная философия:
Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.
История мировой философии (под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной). – М., 2007.
История философии в кратком изложении (Пер. с чешского яз.) - М., 1991.
Марков Б.В. Философия. – СПб.: Питер, 2009.
Пролеев С.В. История античной философии. - М., К. - 2001.
Литература для углубленного изучения:
Предмет философии:
Вундт В. Введение в философию.- М., 1998.
Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М., СПб., 1998.
Желнов М.В. Предмет философии в истории философии: Предыстория. – М., 1981.
Лифшиц М.А. Философия древняя и современная. - М., 1980.
Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990.
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М., 1991.
Сагатовский В.Н. Вселенная философа. – М., 1972.
Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. – СПб., 1993.
Античная философия:
Буряк В.В., Рыскельдиева Л.Т. История древней философии: Индия, Китай, Греция. – Симферополь, 1998. – 97с.
Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1989.
В преддверии философии: Духовные искания древнего человека (пер. с англ. яз.). – М., 1984.
Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.
Лосев А.Ф. Античная философия в конспективном изложении. - М.,1989.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 1993.
Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения. - В 2-х т. – Т.1. - М., 1990.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. - Т.1. - СПб., 1994.
Первоисточники:
Антология мировой философии. - Т.1, - М., 1969.
Антология кинизма. – М., 1984.
Аристотель. Сочинения. В 4-х т. - М., 1978-1984.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979.
Мир философии: Книга для чтения. - Ч. 1. - М., 1991.
Платон. Сочинения. - В 4-х т. - М., 1990-1995.
Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. - М., 1995.
СЕМИНАР №2
Тема: Взаимодействие философии, религии и науки в Средневековье и Новое время (4-18 вв.) /2-4 часа/
Тезисы для обсуждения:
Часть 1: Взаимодействие философии и религии в эпоху Средневековья (4-15 вв.)
- Общее и отличное в религиозном и философском способах освоения мира. Специфика религиозной философии.
- Основная проблематика средневековой философии эпохи патристики.
- Представления о структуре бытия и места человека в нем в средневековой схоластике.
- Основные проблемы религиозной философии: а)причинности; б)соотношения веры и разума; в)греха и спасения; г)взаимосвязи сущности и существования, универсалий; д)человеческой свободы и божественного Провидения; е)варианты теодицеи.
- Роль средневековой философии в становлении и развитии общефилософской проблематики, ее вклад в самосознание современной европейской цивилизации.
Часть 2: Взаимодействие философии, религии, науки и общественной мысли в эпоху Возрождения и Нового времени (15-18 вв.)
- Пересмотр теологических взглядов на человека и мир в философии эпохи Возрождения.
- Философские идеи Реформации (М.Лютер и др.) и их роль в становлении буржуазного мировоззрения.
- Представление о философии как науке в Новое время: проблема метода познания.
- Представление о философии как метафизике в Новое время: проблема субстанции.
- Человек как естественное существо и общество как предмет «общественного договора» в философии эпохи Просвещения.
Контрольные вопросы:
Часть 1:
- Что послужило причиной отказа от античного культа тела и разума в пользу средневекового культа духа и веры?
- Какие идеи античной философии способствовали формированию религиозно-монотеистического мировоззрения?
- Как связаны с теоцентризмом средневековые теории креационизма, откровения, провиденциализма?
- Каковы последствия (положительные, отрицательные) «союза» философии и религии? Остается ли религиозная философия философией в полном смысле слова?
- Существует ли связь и преемственность философской и теологической проблематики?
- Каков философский смысл понятия «Бог»? Какие базовые философские и мировоззренческие проблемы можно разрешить посредством привлечения данного понятия?
- Какая связь, согласно учениям А.Августина и Ф.Аквинского, существует между знанием и спасением?
- Что нового привнесла философия Средневековья в решение проблемы сознания?
- Почему и каким образом учение А.Августина о Граде Земном и Граде Божьем явилось основой для религиозно-философского учения об истории?
- Чем отличается характер взаимоотношений сущности и существования в боге, мире, человеке?
- В чем состоял спор средневековых «реалистов» (Ансельм Кентерберийский) и «номиналистов» (Росцелин, Уильям Оккам) о природе универсалий (общих понятий, идей)? К каким методологическим и мировоззренческим выводам вела каждая из позиций? Как разрешает этот спор Фома Аквинский?
- Почему теология Фомы Аквинского, при помощи которой он сформулировал свои пять доказательств существования Бога, была названа «естественной»? В чем состоят приводимые Ф.Аквинским доказательства существования Бога и почему они возможны лишь в рамках метафизического подхода?
Часть 2:
- Что такое пантеизм? Как пантеистические воззрения повлияли на представления философов эпохи Возрождения о природе и телесности?
- В чем состоял новый гуманистический идеал человека эпохи Возрождения и представление о предназначении человека?
- Какие философские предпосылки лежали в основе возрожденческого культа красоты?
- В чем мыслители Возрождения усматривали проявления человеческой свободы? Почему свобода рассматривается ими не только как специфически человеческое качество о как его личное право?
- Какое влияние оказали возрожденческие представления о свободе человека на способы его самопознания (М.Монтень) и его общественного существования (Н.Макиавелли)? К каким положительным и отрицательным последствиям это привело?
- В чем состоит отличие натурфилософии эпохи Возрождения от античной натурфилософии?
- Чем отличаются взгляды на природу представителей философии естествознания (Л.да Винчи, Н.Коперник, Г.Галилей) и натурфилософов (Н.Кузанский, Парацельс, Дж.Бруно)?
- Чем отличались представления мыслителей Реформации (М.Лютер, Ж.Кальвин) от идей мыслителей Средневековья и Возрождения? Какое влияние они оказали на развитие буржуазного общества и сохраняют ли актуальность в настоящее время?
- Как согласуются в рамках идеологии Реформации представления о «нищете человеческой воли» и освящении земного труда?
- Почему в Новое время (17 в.) встал вопрос о взаимоотношениях науки и философии?
- В чем состоит различие познавательных принципов и методологии эмпиризма и рационализма? Укажите сильные и слабые стороны указанных познавательных стратегий.
- Каким образом различные представители Нового времени обосновывали и опровергали существование у человека «врожденных идей»? Какие мировоззренческие и методологические цели преследовались в данных спорах?
- Что такое субстанция? В чем суть споров относительно проблемы субстанции, причины многообразия мировоззренческих и методологических позиций по этому вопросу?
- Почему сенсуализм рассматривается как разновидность эмпиризма и в чем его специфика? К каким выводам относительно процесса познания и познаваемости мира пришел сенсуализм?
- В чем заключается онтологический (бытийственный) и познавательный смысл проблемы «врожденных идей»? Какая связь существует между этой проблемой и перспективой агностицизма и солипсизма? Найдено ли решение проблемы «врожденных идей» современной наукой?
- В чем состоял проект Просвещения 18 века? Укажите его концептуальные: онтологические (бытийственные), познавательные и социально-политические основания, а также его конечные цели?
- Что позволило просветителям рассматривать человека и как природное, и как общественное существо одновременно? В чем состоят естественные и гражданские права человека?
- Почему просветительские идеи, в частности концепция «общественного договора», несли в себе реформаторский и революционный потенциал?
- Почему именно в эпоху Просвещения начала формироваться собственно философия (а не мифология или теология) истории?
- Какая альтернатива «священной истории» вообще, и эсхатологии в частности, заключена в просветительской теории «прогресса»? Почему здесь судьба, самореализация и перспективы человека связываются не с божьим Промыслом, а с развитием общества?
Индивидуальные задания:
Часть 1:
- Философский смысл религиозных понятий «грех» и «спасение».
- Ориген и Августин о путях спасения человека.
- А.Августин и Ф.Аквинский о целях, способах и критериях познания.
- Понятие «закона» и «чуда» в средневековой философии и теологии.
- Доказательство существования Бога как проблема средневековой философии.
- Средневековая философия и теология об иерархической организации бытия.
- Бог как Творец в философии и теологии Средневековья (А.Августин, Д.Скот, Эриугена, Ф.Аквинский и др.).
- Средневековая теодицея.
- Схоластика и мистика как способы постижения божественного.
- Зарождение науки в эпоху Средневековья (Р.Бэкон, Р.Луллий, У.Оккам).
Часть 2:
- «Гуманизм» как идеология Возрождения.
- Диалектика Бога и мира в учениях Н.Кузанского и М.Фичино.
- Скептический метод М.Монтеня и его вклад в исследование человеческой природы.
- Философский смысл пантеизма и многообразие пантеистических учений.
- Понятие «природы» в философии Нового времени.
- Понятие «науки» и «научного знания» в философии Нового времени.
- Взаимосвязь рационализма и натурализма в этическом учении Б.Спинозы.
- Основания и цели «монадологии» Г.Лейбница.
- Проблема «врожденных идей» в философии Нового времени.
- Проблемы солипсизма и агностицизма и их преодоление в философии Нового времени.
- Критика религиозных идей в философских учениях эпохи Просвещения (Ф.Вольтер, Д.Дидро, П.Гольбах и др.).
- Проблема «естественных» качеств человека в философии Просвещения.
- Сравнительный анализ просветительских концепций истории.
- Натурфилософские воззрения Гете.
Основная литература:
Базовые учебники:
Введение в философию. Учебник для вузов в 2-х частях. /Под ред. И.Т. Фролова/. – Ч. 1. - М., 1989.
История мировой философии (под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной). – М., 2007.
История философии в кратком изложении (Пер. с чешского яз.) - М., 1991.
Марков Б.В. Философия. – СПб.: Питер, 2009.
Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2001.
Философия (под ред. Кохановского). – М., 1995, 1996, 1997, 2000.
Философия (под ред. Лавриненко). - М., 1999.
Шаповалов В.Ф. Основы философии. - М., 1998.
Средневековая философия:
Соколов В.В. Средневековая философия. - 1979.
Философия Возрождения и Реформации:
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.
Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. - М., 1976.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII в. - М., 1984.
Философия Нового времени и Просвещения:
Кузнецов В.Н. и др. Западно-европейская философия XVIII в. - М., 1986.
Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII в. - М., 1974.
Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII веков. - М., 1984.
Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. - М., 1983.
Хёсле В. Гении философии Нового времени. - М., 1992.
Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. - М., 1976.
Литература для углубленного изучения:
Средневековая философия:
Богословие в культуре средневековья. - Киев, 1992.
Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.
Гуревич А.Я. Средневековый мир. - М., 1990.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. - М., 1992.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979
Неретина С.С. Верующий разум - Архангельск, 1995.
Честертон Г. Вечный человек. - М., 1991.
Философия Возрождения и Реформации:
Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. - М., 1978.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.
Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения. XIV-XV вв. - М., 1977.
Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. - М., 1986.
Культура эпохи Возрождения и Реформация. - М., 1981.
Рутенберг В.И. Титаны Возрождения. - М., 1976.
Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. - СПб., 1993.
Соловьев Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. - М., 1991. – с.54-126.
Философия Нового времени и Просвещения:
Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М., 2000.
Кассирер Э. Философия Просвещения. – М., 2004.
Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. - М., 1989.
Свасьян К.А. Гете. – М.: Мысль, 1983.
Первоисточники:
Средневековая философия:
Аврелий Августин. Исповедь. - М., 1994
Антология мировой философии. - Т. 2. - М., 1970.
Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения (сост. С.В.Переверзенцев). – М., 2001.
Боэций. Утешение философией. - М., 1990.
Философия Возрождения и Реформации:
Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения (сост. С.В.Переверзенцев). – М., 2001.
Бруно Дж. Диалоги. - М., 1949.
Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М., 1989.
Данте Алигьери. Божественная комедия. - М.,1992.
Леонардо да Винчи. Избр. естествонаучные произведения. - М., 1955.
Макиавелли Н. Государь. - М., 1982.
Монтень М. Опыты. В 3-х кн. - М., 1992.
Николай Кузанский. Сочинения. В 2-х т. - М., 1979.
Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (15 век) /под ред. Л.М. Брагиной/. – М., 1985.
Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М.,1987.
Философия Нового времени и Просвещения:
Антология мировой философии. - Т. 2. - М., 1970.
Беркли Дж. Сочинения. - М., 1978.
Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х т. - М., 1977-1978.
Вольтер Ф. Философские повести // Вольтер Ф. Поэмы. Философские повести. Памфлеты. – К., 1989. – с.234-448.
Гельвеций К.А. Сочинения. В 2-х т. - М., 1974.
Гоббс Т. Сочинения. - В 2-х т. - М., 1989-1991.
Декарт Р. Сочинения. - В 2-х т. - М., 1989-1991.
Дидро Д. Сочинения. - В 2-х т. - М., 1990.
Лейбниц Г. Сочинения. - В 4-х т. - М., 1982-1989.
Локк Дж. Сочинения. - В 3-х т. - М., 1985-1988.
Паскаль Б. Мысли. – М., 1994.
Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М.,1969.
Спиноза Б. Избр. пр. в 2-х т. - М., 1957.
Юм Д. Сочинения. - В 2-х т. - М., 1965.
СЕМИНАР №3
Тема: Проблема единства и противоречивости мира в современной философии (19-20вв.) /2-4 часа/
Тезисы для обсуждения: