Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям

Семинарские занятия являются одной из основных форм аудиторной работы студентов, которая предназначена для развития навыков ведения диалога, формулирования и аргументации своей точки зрения.

Оценка посещения и работы студента на семинарских занятиях является одной из составляющих (50-70%) итоговой оценки по модулю (в зависимости от количества семинарских занятий и наличия других форм учебной и научной работы).

Подготовка к семинарскому занятию:

1. Предполагает освоение студентом материала по изучаемой теме на уровне достаточном для участия в свободном диалоге, обмене мнениями и аргументации своих высказываний в рамках учебной проблематики сформулированной в виде тезисов для обсуждения. Необходимо быть готовым к участию в дискуссии по тематике тезисов для обсуждения!

2. Контрольные вопросы выступают в качестве формы конкретизации изучаемой проблематики и предназначены как для осуществления самоконтроля студентом своих знаний по теме занятия, так и для осуществления устного (или письменного) контроля знаний студента преподавателем в течение семинарского занятия. Необходимо быть готовым к ответам на контрольные вопросы!

3. Индивидуальные задания предназначены для углубленного освоения студентом (посредством систематизации, анализа и оценки) изучаемого материала с последующим представлением его результатов на семинаре. Предназначены для подготовки индивидуальных докладов и сообщений на семинаре и как форма отработки занятий пропущенных по уважительным причинам.

Практические рекомендации:

· Подготовку к занятию рекомендуется начинать за несколько дней до семинара.

· В процессе подготовки использовать не только учебную, но и монографическую литературу, знакомиться с текстами первоисточников.

· Для более глубокого усвоения учебного материала необходимо осуществлять систематизацию, обобщение и критику существующих вариантов решения изучаемых проблем, их моральную оценку и прагматическую ценность, продумывать собственные варианты их решения.

· Большую помощь в подготовке к семинару может оказать выполнение заданий из соответствующего раздела самостоятельной работы, результаты которой могут быть использованы студентом в процессе работы на семинаре.

Справочная литература

1. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия (ред.-сост. С.Ю. Солодовников) – Минск, 2002.

2. Ермаков В.С. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный. – СПб., 2003.

3. История философии: Энциклопедия (Сост. А.А. Грицанов). – М., Минск, 2002.

4. Новейший философский словарь (сост. А.А. Грицанов) – Минск, 1998.

5. Современный философский словарь (под общ. ред. В.Е.Кемерова). – М., 2004.

6. Философский энциклопедический словарь (ред.-сост. Е.В.Губский и др.). – М., 2000, 2002.

7. Философский энциклопедический словарь (редколл.: С.С.Аверинцев и др.). – М., 1989.

Хрестоматии и антологии

1. Антология мировой философии. В 4-х т. – М, 1969.

2. Антология мировой философии: Сборник философских текстов (сост. М.А.Парнюк, В.И.Даниленко). – К., 1991, 1992.

3. Мир философии. В 2-х ч. – М., 1991.

4. Сухина В.Ф., Кислюк К.В. Практикум по философии. – Харьков, 2001.

5. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Уч. пособие для вузов. В 3 ч. – М.: ВЛАДОС, 1997.

6. Хрестоматия по философии: Уч. пособие для вузов (отв. ред. В.П.Кохановский, В.П. Яковлев). – Ростов н/Д, 1991.

7. Хрестоматия по философии: Уч. пособие (под ред. А.А.Радугина). – М., 1998.

Образовательные гуманитарные интернет-сайты

  1. philosophy.ru
  2. filosof.historic.ru
  3. gumer.info
  4. phenomen.ru
  5. koob.ru
  6. window.edu.ru
  7. istina.rin.ru
  8. lib.aldebaran.ru

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАР №1

Тема: Философия как способ освоения мира. Античная философия как социокультурный проект. /2 часа/

Тезисы для обсуждения:

  1. Какие возможности открывает философский взгляд на мир (в сравнении с обыденным, мифологическим, религиозным, научным)?
  2. Общее и различное в древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой философских традициях.
  3. Понятие «космоса» и «природы» (фюсис) в античной натурфилософии.
  4. Роль меры и гармонии в космоцентрической картине мира. Понятие совершенства.
  5. Метафизика, диалог, диалектика как методы античной философии.
  6. Связь природы, общества и человека в учениях Платона и Аристотеля.
  7. Связь человеческого самопознания и должного образа жизни в античной философии.

Контрольные вопросы:

  1. В чем состоит отличие традиционного (мифологического, догматического) и критического отношения человека к миру?
  2. Почему, каким образом, и в каких древних культурах сформировались традиции рационального осмысления мира?
  3. Теоретическую или практическую направленность носили первые попытки рационально-критического объяснения мира?
  4. Каким образом первая философия была связана с жизнью древних обществ, и каково было ее влияние на жизнь отдельного человека?
  5. Какова структура космоцентрической картины мира? Что древние греки называли «макрокосмосом» и «микрокосмосом», каков характер связи и взаимоотношений между ними?
  6. В чем состоит смысл понятий «мера», «гармония»? Какие способы достижения указанных состояний были предложены первой философией?
  7. Существуют ли отличия между философом и мудрецом?
  8. Какой способ осмысления мира и почему принято называть протофилософией?
  9. Какой тип философии называют «натурфилософией»? Каков ее предмет и метод?
  10. Что такое «первоначало» (архе) мира? Какие варианты решения проблемы первоначала были предложены в первых философских учениях? Чем они отличались от мифологических представлений об истоках мира?
  11. Каким образом первые философы (Парменид, Гераклит, Демокрит и др.) разрешали проблемы постоянства и изменчивости мира, проблему движения?
  12. В чем смысл «античного просвещения», нашедшего свое выражение в философствовании софистов и Сократа? В чем заключался предмет, метод и конечные цели их философствования?
  13. Как понимали представители «античного просвещения» (софисты, Сократ, Платон, Аристотель) природу человека, его отношение к обществу и миру?
  14. Почему философствование эпохи эллинизма носило преимущественно морально-этическую направленность?
  15. Какие стратегии человеческого поведения были выработаны в рамках таких философских учений эпохи эллинизма как стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм?
  16. Какие причины могли привести к разочарованию в возможностях и перспективах взаимодействия человека с миром на разумных основаниях во времена поздней античности? К каким следствиям это привело?

Индивидуальные задания:

  1. Древнеиндийская философия как способ преодоления ограниченности земного существования.
  2. Концепции социального управления в древнекитайской философии.
  3. Философия даосизма как путь и «искусство жизни».
  4. Античные мыслители о предназначении философии.
  5. Что понимали под «природой» древние мыслители?
  6. Научные знания древности и античная философия: проблема научного статуса философского знания.
  7. Проблема человеческой свободы в учениях античных философов.
  8. Развитие идей Сократа в рамках философских школ основанных его учениками.
  9. Гармония как идеал телесного и разумного, личного и общественного существования человека.
  10. Взаимосвязь мудрости, Блага и гражданской добродетели в учениях Платона и Аристотеля.
  11. Эпикуреизм и стоицизм как альтернативные проекты самореализации человека.
  12. Античный скептицизм как форма философствования.
  13. Способствовало ли развитие философии расцвету греческой цивилизации или ее упадку? (Полемика с идеями высказанными Ф.Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки»).
  14. Сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской философии.

Основная литература:

Предмет философии:

Введение в философию. Учебник для вузов в 2-х частях. /Под ред. И.Т. Фролова/. – Ч. 1. - М., 1989.

Марков Б.В. Философия. – СПб.: Питер, 2009.

Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2001.

Философия (под ред. Кохановского). – М., 1995, 1996, 1997, 2000.

Философия (под ред. Лавриненко). - М., 1999.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. - М., 1998.

Античная философия:

Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.

История мировой философии (под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной). – М., 2007.

История философии в кратком изложении (Пер. с чешского яз.) - М., 1991.

Марков Б.В. Философия. – СПб.: Питер, 2009.

Пролеев С.В. История античной философии. - М., К. - 2001.

Литература для углубленного изучения:

Предмет философии:

Вундт В. Введение в философию.- М., 1998.

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М., СПб., 1998.

Желнов М.В. Предмет философии в истории философии: Предыстория. – М., 1981.

Лифшиц М.А. Философия древняя и современная. - М., 1980.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М., 1991.

Сагатовский В.Н. Вселенная философа. – М., 1972.

Франк С.Л. Введение в философию в сжатом изложении. – СПб., 1993.

Античная философия:

Буряк В.В., Рыскельдиева Л.Т. История древней философии: Индия, Китай, Греция. – Симферополь, 1998. – 97с.

Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1989.

В преддверии философии: Духовные искания древнего человека (пер. с англ. яз.). – М., 1984.

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. - М., 1972.

Лосев А.Ф. Античная философия в конспективном изложении. - М.,1989.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 1993.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения. - В 2-х т. – Т.1. - М., 1990.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. - Т.1. - СПб., 1994.

Первоисточники:

Антология мировой философии. - Т.1, - М., 1969.

Антология кинизма. – М., 1984.

Аристотель. Сочинения. В 4-х т. - М., 1978-1984.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979.

Мир философии: Книга для чтения. - Ч. 1. - М., 1991.

Платон. Сочинения. - В 4-х т. - М., 1990-1995.

Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. - М., 1995.

СЕМИНАР №2

Тема: Взаимодействие философии, религии и науки в Средневековье и Новое время (4-18 вв.) /2-4 часа/

Тезисы для обсуждения:

Часть 1: Взаимодействие философии и религии в эпоху Средневековья (4-15 вв.)

  1. Общее и отличное в религиозном и философском способах освоения мира. Специфика религиозной философии.
  2. Основная проблематика средневековой философии эпохи патристики.
  3. Представления о структуре бытия и места человека в нем в средневековой схоластике.
  4. Основные проблемы религиозной философии: а)причинности; б)соотношения веры и разума; в)греха и спасения; г)взаимосвязи сущности и существования, универсалий; д)человеческой свободы и божественного Провидения; е)варианты теодицеи.
  5. Роль средневековой философии в становлении и развитии общефилософской проблематики, ее вклад в самосознание современной европейской цивилизации.

Часть 2: Взаимодействие философии, религии, науки и общественной мысли в эпоху Возрождения и Нового времени (15-18 вв.)

  1. Пересмотр теологических взглядов на человека и мир в философии эпохи Возрождения.
  2. Философские идеи Реформации (М.Лютер и др.) и их роль в становлении буржуазного мировоззрения.
  3. Представление о философии как науке в Новое время: проблема метода познания.
  4. Представление о философии как метафизике в Новое время: проблема субстанции.
  5. Человек как естественное существо и общество как предмет «общественного договора» в философии эпохи Просвещения.

Контрольные вопросы:

Часть 1:

  1. Что послужило причиной отказа от античного культа тела и разума в пользу средневекового культа духа и веры?
  2. Какие идеи античной философии способствовали формированию религиозно-монотеистического мировоззрения?
  3. Как связаны с теоцентризмом средневековые теории креационизма, откровения, провиденциализма?
  4. Каковы последствия (положительные, отрицательные) «союза» философии и религии? Остается ли религиозная философия философией в полном смысле слова?
  5. Существует ли связь и преемственность философской и теологической проблематики?
  6. Каков философский смысл понятия «Бог»? Какие базовые философские и мировоззренческие проблемы можно разрешить посредством привлечения данного понятия?
  7. Какая связь, согласно учениям А.Августина и Ф.Аквинского, существует между знанием и спасением?
  8. Что нового привнесла философия Средневековья в решение проблемы сознания?
  9. Почему и каким образом учение А.Августина о Граде Земном и Граде Божьем явилось основой для религиозно-философского учения об истории?
  10. Чем отличается характер взаимоотношений сущности и существования в боге, мире, человеке?
  11. В чем состоял спор средневековых «реалистов» (Ансельм Кентерберийский) и «номиналистов» (Росцелин, Уильям Оккам) о природе универсалий (общих понятий, идей)? К каким методологическим и мировоззренческим выводам вела каждая из позиций? Как разрешает этот спор Фома Аквинский?
  12. Почему теология Фомы Аквинского, при помощи которой он сформулировал свои пять доказательств существования Бога, была названа «естественной»? В чем состоят приводимые Ф.Аквинским доказательства существования Бога и почему они возможны лишь в рамках метафизического подхода?

Часть 2:

  1. Что такое пантеизм? Как пантеистические воззрения повлияли на представления философов эпохи Возрождения о природе и телесности?
  2. В чем состоял новый гуманистический идеал человека эпохи Возрождения и представление о предназначении человека?
  3. Какие философские предпосылки лежали в основе возрожденческого культа красоты?
  4. В чем мыслители Возрождения усматривали проявления человеческой свободы? Почему свобода рассматривается ими не только как специфически человеческое качество о как его личное право?
  5. Какое влияние оказали возрожденческие представления о свободе человека на способы его самопознания (М.Монтень) и его общественного существования (Н.Макиавелли)? К каким положительным и отрицательным последствиям это привело?
  6. В чем состоит отличие натурфилософии эпохи Возрождения от античной натурфилософии?
  7. Чем отличаются взгляды на природу представителей философии естествознания (Л.да Винчи, Н.Коперник, Г.Галилей) и натурфилософов (Н.Кузанский, Парацельс, Дж.Бруно)?
  8. Чем отличались представления мыслителей Реформации (М.Лютер, Ж.Кальвин) от идей мыслителей Средневековья и Возрождения? Какое влияние они оказали на развитие буржуазного общества и сохраняют ли актуальность в настоящее время?
  9. Как согласуются в рамках идеологии Реформации представления о «нищете человеческой воли» и освящении земного труда?
  10. Почему в Новое время (17 в.) встал вопрос о взаимоотношениях науки и философии?
  11. В чем состоит различие познавательных принципов и методологии эмпиризма и рационализма? Укажите сильные и слабые стороны указанных познавательных стратегий.
  12. Каким образом различные представители Нового времени обосновывали и опровергали существование у человека «врожденных идей»? Какие мировоззренческие и методологические цели преследовались в данных спорах?
  13. Что такое субстанция? В чем суть споров относительно проблемы субстанции, причины многообразия мировоззренческих и методологических позиций по этому вопросу?
  14. Почему сенсуализм рассматривается как разновидность эмпиризма и в чем его специфика? К каким выводам относительно процесса познания и познаваемости мира пришел сенсуализм?
  15. В чем заключается онтологический (бытийственный) и познавательный смысл проблемы «врожденных идей»? Какая связь существует между этой проблемой и перспективой агностицизма и солипсизма? Найдено ли решение проблемы «врожденных идей» современной наукой?
  16. В чем состоял проект Просвещения 18 века? Укажите его концептуальные: онтологические (бытийственные), познавательные и социально-политические основания, а также его конечные цели?
  17. Что позволило просветителям рассматривать человека и как природное, и как общественное существо одновременно? В чем состоят естественные и гражданские права человека?
  18. Почему просветительские идеи, в частности концепция «общественного договора», несли в себе реформаторский и революционный потенциал?
  19. Почему именно в эпоху Просвещения начала формироваться собственно философия (а не мифология или теология) истории?
  20. Какая альтернатива «священной истории» вообще, и эсхатологии в частности, заключена в просветительской теории «прогресса»? Почему здесь судьба, самореализация и перспективы человека связываются не с божьим Промыслом, а с развитием общества?

Индивидуальные задания:

Часть 1:

  1. Философский смысл религиозных понятий «грех» и «спасение».
  2. Ориген и Августин о путях спасения человека.
  3. А.Августин и Ф.Аквинский о целях, способах и критериях познания.
  4. Понятие «закона» и «чуда» в средневековой философии и теологии.
  5. Доказательство существования Бога как проблема средневековой философии.
  6. Средневековая философия и теология об иерархической организации бытия.
  7. Бог как Творец в философии и теологии Средневековья (А.Августин, Д.Скот, Эриугена, Ф.Аквинский и др.).
  8. Средневековая теодицея.
  9. Схоластика и мистика как способы постижения божественного.
  10. Зарождение науки в эпоху Средневековья (Р.Бэкон, Р.Луллий, У.Оккам).

Часть 2:

  1. «Гуманизм» как идеология Возрождения.
  2. Диалектика Бога и мира в учениях Н.Кузанского и М.Фичино.
  3. Скептический метод М.Монтеня и его вклад в исследование человеческой природы.
  4. Философский смысл пантеизма и многообразие пантеистических учений.
  5. Понятие «природы» в философии Нового времени.
  6. Понятие «науки» и «научного знания» в философии Нового времени.
  7. Взаимосвязь рационализма и натурализма в этическом учении Б.Спинозы.
  8. Основания и цели «монадологии» Г.Лейбница.
  9. Проблема «врожденных идей» в философии Нового времени.
  10. Проблемы солипсизма и агностицизма и их преодоление в философии Нового времени.
  11. Критика религиозных идей в философских учениях эпохи Просвещения (Ф.Вольтер, Д.Дидро, П.Гольбах и др.).
  12. Проблема «естественных» качеств человека в философии Просвещения.
  13. Сравнительный анализ просветительских концепций истории.
  14. Натурфилософские воззрения Гете.

Основная литература:

Базовые учебники:

Введение в философию. Учебник для вузов в 2-х частях. /Под ред. И.Т. Фролова/. – Ч. 1. - М., 1989.

История мировой философии (под ред. В.Д.Губина и Т.Ю.Сидориной). – М., 2007.

История философии в кратком изложении (Пер. с чешского яз.) - М., 1991.

Марков Б.В. Философия. – СПб.: Питер, 2009.

Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2001.

Философия (под ред. Кохановского). – М., 1995, 1996, 1997, 2000.

Философия (под ред. Лавриненко). - М., 1999.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. - М., 1998.

Средневековая философия:

Соколов В.В. Средневековая философия. - 1979.

Философия Возрождения и Реформации:

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.

Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. - М., 1976.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII в. - М., 1984.

Философия Нового времени и Просвещения:

Кузнецов В.Н. и др. Западно-европейская философия XVIII в. - М., 1986.

Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII в. - М., 1974.

Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII веков. - М., 1984.

Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. - М., 1983.

Хёсле В. Гении философии Нового времени. - М., 1992.

Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. - М., 1976.

Литература для углубленного изучения:

Средневековая философия:

Богословие в культуре средневековья. - Киев, 1992.

Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.

Гуревич А.Я. Средневековый мир. - М., 1990.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. - М., 1992.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979

Неретина С.С. Верующий разум - Архангельск, 1995.

Честертон Г. Вечный человек. - М., 1991.

Философия Возрождения и Реформации:

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. - М., 1978.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.

Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения. XIV-XV вв. - М., 1977.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. - М., 1986.

Культура эпохи Возрождения и Реформация. - М., 1981.

Рутенберг В.И. Титаны Возрождения. - М., 1976.

Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. - СПб., 1993.

Соловьев Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. - М., 1991. – с.54-126.

Философия Нового времени и Просвещения:

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М., 2000.

Кассирер Э. Философия Просвещения. – М., 2004.

Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. - М., 1989.

Свасьян К.А. Гете. – М.: Мысль, 1983.

Первоисточники:

Средневековая философия:

Аврелий Августин. Исповедь. - М., 1994

Антология мировой философии. - Т. 2. - М., 1970.

Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения (сост. С.В.Переверзенцев). – М., 2001.

Боэций. Утешение философией. - М., 1990.

Философия Возрождения и Реформации:

Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения (сост. С.В.Переверзенцев). – М., 2001.

Бруно Дж. Диалоги. - М., 1949.

Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М., 1989.

Данте Алигьери. Божественная комедия. - М.,1992.

Леонардо да Винчи. Избр. естествонаучные произведения. - М., 1955.

Макиавелли Н. Государь. - М., 1982.

Монтень М. Опыты. В 3-х кн. - М., 1992.

Николай Кузанский. Сочинения. В 2-х т. - М., 1979.

Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (15 век) /под ред. Л.М. Брагиной/. – М., 1985.

Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М.,1987.

Философия Нового времени и Просвещения:

Антология мировой философии. - Т. 2. - М., 1970.

Беркли Дж. Сочинения. - М., 1978.

Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х т. - М., 1977-1978.

Вольтер Ф. Философские повести // Вольтер Ф. Поэмы. Философские повести. Памфлеты. – К., 1989. – с.234-448.

Гельвеций К.А. Сочинения. В 2-х т. - М., 1974.

Гоббс Т. Сочинения. - В 2-х т. - М., 1989-1991.

Декарт Р. Сочинения. - В 2-х т. - М., 1989-1991.

Дидро Д. Сочинения. - В 2-х т. - М., 1990.

Лейбниц Г. Сочинения. - В 4-х т. - М., 1982-1989.

Локк Дж. Сочинения. - В 3-х т. - М., 1985-1988.

Паскаль Б. Мысли. – М., 1994.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М.,1969.

Спиноза Б. Избр. пр. в 2-х т. - М., 1957.

Юм Д. Сочинения. - В 2-х т. - М., 1965.

СЕМИНАР №3

Тема: Проблема единства и противоречивости мира в современной философии (19-20вв.) /2-4 часа/

Тезисы для обсуждения:

Наши рекомендации