История шрифта основные аспекты.
Лекция №2
Содержание лекции:
В процессе изучения шрифта необходимо ознакомиться с его историей. Прошлое представляет собой неиссякаемую сокровищницу, откуда мы черпаем все лучшее, развивая его далее в своей творческой работе. Не зная истории шрифта, невозможно вникнуть в сущность его искусства и ответить на многие практические вопросы.
Первые шрифты были рукописными. В переводе с нем. die Schrift означает почерк, письмо. Основой для большинства европейских шрифтов послужил греческий капитальный (capitalis - главный) шрифт, появившийся в VIII в. до н. э. Знаки этого шрифта были только прописные, не существовало также междусловных пробелов, высота букв в одной строке могла быть различной.
Греческий капитальный шрифт совершенствовался, развивался и получил окончательную завершенность в римском маюскуле — шрифте, состоящем из больших, т. е. прописных, букв. Такой шрифт применяли для торжественных надписей, выполняемых на камне. Образцом такого шрифта служит надпись на колонне в Риме, сооруженной в честь побед императора Трояна (около 114 г. н.э.). Техника работы на камне определяла стилевые особенности римского капитального шрифта. Он имел четкую и ясную конструкцию, строгое геометрическое построение и безупречные пропорции. Римляне использовали его также и для рукописного письма. Но он обладал целым рядом недостатков; буквы больше вычерчивались, чем писались, геометрическая точность форм затрудняла написание текста. Позднее возник шрифт рустика — деревенский. Он писался пером в наклонном положении, благодаря этому вертикальные штрихи получались тонкими, а горизонтальные жирными. Наряду с рустикой существовал шрифт квадрата, который имеет сходство с капитальным шрифтом, а форма некоторых букв хорошо вписывается в квадрат.
Приблизительно к началу нашей эры рукописный шрифт принял еще одну форму — унициал. Раньше в колонке текста по ширине строки писалось приблизительно 12 букв (отсюда и происхождение слова "унициал", т.е. двенадцатая часть). Унициал отличается округлостью форм знаков. Эта особенность объясняется, в частности, тем, что для письма использовали тростниковую палочку — калам или кисть, что определило характер букв. Рустика, квадрата, унициал были трудными в исполнении шрифтами и применялись в основном в рукописных книгах. Необходим был шрифт для повседневной практики, и они стали писаться в виде римского курсива, т.е. "бегущего", "косо лежащего". Со временем из соединения унициального шрифта с курсивом возник полуунициальный шрифт. Он имел начертания не на двух строчных линиях, как в унициале, а на четырех, из-за того, что у букв появились верхние и нижние выносные элементы. Эти выносные элементы знаменуют постепенный переход к строчным буквам. Шрифты полуунициального письма иначе называются минускульными (шрифт маленьких, т.е. строчных, букв).
Ко времени первого императора франков Карла Великого возник каролингский минускул. Старые рукописные книги того периода, написанные каролингским минускулом, содержат в себе все известные варианты письма. В таких книгах для выделения отдельных строк применялось капитальное и унициальное письмо. Рисунок каролйнгского минускула светлый, ясный, его писали специально заточенным птичьим пером, позволявшим делать разнообразный нажим в письме. Он дошел до наших дней почти без изменений в виде классической антиквы.
Минускул сделал строку более экономичной, в ней помещалось большее количество букв, он стал наиболее красивым и совершенным из всех видов латинского письма.
В XII—XIII вв. в Германии, Англии, Фландрии минускул стал постепенно вытесняться остроконечным, угловатым шрифтом, называемым готическим. В искусстве этот процесс совпадает с бурным расцветом стрельчатых храмов и религиозных сюжетов в живописи и графике. В моде было, если можно так сказать, стремление к небу.
В письмо проникают надломленные линии; кривые принимают форму эллипса.
В начале XIII столетия готический стиль стал определяющим во всей Европе, за исключением Руси, где письмо существовало и развивалось по своим законам. Особенностями раннего готического письма Германии являются темная общая картина письма, сжатость букв и надломленность их концов. Узкое письмо позволяет уместить в параграфе больше текста и разделить страницу на две колонки, что приводило к вертикальности в строении страницы. Такое ломаное готическое письмо, назвали текстурой (textura — дословно ткань).
Текстура — шрифт с надломленными дугами. Круглоготический шрифт или ротонда — просторнее и с округленными надломами). Швабский шрифт (просторный с дугами слева и справа).Фрактура — наполовину округлая, наполовину надломанная). Текстурные минускулы имели правильные, «размеренные» расстояния между вертикальными штрихами, ширина внутрибуквенного просвета приблизительно равна толщине штриха. Строчное t выходит за верхнюю горизонтальную линию, над буквой iдля выделения ее среди других ставят черточку.
В ранних видах готического письма прописными буквами являлись ломбардские версалы. Позже они сохраняются лишь в виде инициалов, так как со временем в готическом письме выделились по рисунку свои особые формы прописных. В каждой стране готическое письмо приобретало свои особые, местные черты (наклон, размер букв, форма элементов).
Готический шрифт представлял определенные трудности в написании. Требовалось виртуозно владение техникой письма, рука не должна была дрогнуть. Само письмо приобрело декоративный характер, и чтение его было затруднительно.
Ротонда. В Италии развивается особый вид раннего готического письма — так называемое круглоготическое письмо или ротонда (итал. rotondo— круглый, округлый). В его буквах все еще есть закругления, они размашисты и стремительны.
Круглоготическое письмо шире и просторнее других видов готического письма и выделилось как промежуточная форма между готикой и антиквой. Круглоготическое письмо считается одним из лучших стилей письма Западной Европы. Оно преобладало в XV столетии.
Развитие готического письма в Южной Европе остановилось на круглоготических формах, в то время как в Северной Европе оно продолжалось в течение целого периода поздней готики.
Из позднейших видов готического письма старшим было швабское письмо. Оно широкое, как и круглоготическое, и достаточно удобочитаемо. Широкие пропорции придают этому письму размашистый характер.
В XIV в. в Италии в эпоху Возрождения передовые и вольномыслящие люди — гуманисты выступали за признание ценности человека как личности, противостояли духовному господству церкви. Гуманисты находили и собирали уцелевшие рукописи древнегреческой и римской литературы, философии и истории. В большинстве случаев эти рукописи были написаны каролингским минускулом. Под влиянием заблуждения, что эти тексты явились античными подлинниками, хотя на самом деле они были переписаны в VIII — IX вв., гуманисты назвали шрифт рукописей littera antiqua — древняя буква, или антиква.
Господство в Европе в течение нескольких веков готического шрифта создало у людей впечатление, что они обрели новый, красивый и доступный для письма шрифт. Но при сравнении готического и каролингского шрифтов видно неоспоримое преимущество последнего в его четкости, ясности и удобочитаемости. В руки ученых и художников иногда попадали настоящие античные оригиналы, написанные капитальным письмом, и это становилось предметом пристального их изучения. Постепенно новое письмо стало завоевывать более широкую публику. Так, во Флоренции были основаны светская школа и мастерская письма, где сочинения античных авторов и гуманистов заполнялись антиквой.
С изобретением в XV в. книгопечатания рукописные шрифты антиквы послужили прообразом для создания типографских шрифтов. Но к таким шрифтам предъявлялись особые требования. То, что было хорошо для рукописного исполнения, не всегда подходило для печати. Так, очень тонкие линии, выполняемые пером на бумаге, непросто было вырезать на деревянной или металлической форме, но еще сложнее воспроизвести типографским способом. Возникла необходимость тщательно отработать форму букв для многократного воспроизведения в печати. Первые типографские шрифты разрабатывались на основе антиквы, ведущей свое происхождение от знаков латинской письменности.
Каллиграфия. Вместе с курсивом антиквы из минускула гуманистов образовался вид рукописного письма, стилистически безупречное исполнение которого азывается каллиграфией (от греческого слова kallos — красивый иgrapho — писать). Иногда в каллиграфии, помимо обычного и тонкого пера используют кисти и линейки. Настоящей колыбелью каллиграфии, безусловно являются Китай и Япония, но там она живет по своим сложным, строгим законам с древнейших времен, которые в этой статье пока не могут быть затронуты.
Вне Японии и Китая в разные эпохи каллиграфические шрифты имели особые виды. Начиная с XVIII века, одной из распространеннейших форм каллиграфиибыло английское письмо. Каллиграфическоеписьмо выглядит красивым тогда, когда оно имеет видимый наклон. Наклон английского письма — 54-56 градусов.
Письмо может быть также прямым и с левосторонним наклоном. По этим каллиграфическим образцам созданы некоторые типографские шрифты. Каллиграфическиешедевры создали немецкие художники Герман Цапф и Эрнст Шнейдлер, француз Роже Экскоффон, итальянец Альдо Новарезе.
Многие типографские каллиграфические шрифты очень близки курсиву новой антиквы, так что их можно рассматривать как промежуточные формы каллиграфии и курсива. Шрифты, где контрастность меньше, близки к курсиву переходной антиквы. Например, шрифт гавотт немецкого художника Рудо Шпемана. Курсив новой антиквы Джамбаттисты Бодони .
Шрифты без нажима выполняют обыкновенным, тонким или круглоконечным пером. Из типографских шрифтов этого вида можно назвать флотт англичанина В. Гиллиса и сигнал германского художника В. Веге. В ХХ веке появилось круглое письмо рондо. Его можно считать последней ступенью искусства письма гусиным пером.
Попутно с каллиграфией получили распространение так называемые росчерки. Эти шрифтовые украшения имеют место и в современном искусстве шрифта. Развитие письменности на Руси. Письменнность славян развивалась образом, сходным с развитием ее у восточных народов.
Болгарин Черноризец Храбр написал в конце IX века "Сказание о письменах славянских", что славяне читали и писали, употребляя для этого особые "черты и резы".
В "Житии" Константина (Кирилла) Философа (826-869) говорится о наличии книжной письменности у восточных славян в IX столетии. В восьмой главе "Жития" сказано, что в 858 году по дороге в Хазарию Константин Философ со своими спутниками остановился на некоторое время в Крыму. В Корсуне (Херсонесе) он "обрел" Евангелие и Псалтырь, написанные старыми русскими буквами и научился читать эти книги так скоро, что его спутникам-грекам показалось, будто произошло великое чудо. Но чуда здесь никакого не было, потому что Константин, как и его брат Мефодий, были македонскими славянами и говорили на языке, очень близком к древнерусскому.
К числу древнерусских книг образцов письма следует отнести и знаменитые буквари Кариона Истомина второй половины XVII века и в первой четверти XVIII века. Карион Истомин, монах Московского Чудова монастыря, собрал богатые материалы по древнерусской письменности, которые использовал в своих букварях, изданных в 1694-1696 годах, по которым люди различных сословий учились писать и читать. Верхняя часть страницы букваря была посвящена художественным изображениям букв в весьма разных стилях, начиная с самого сложного инициала и кончая буквами простой скорописи. Середину страницы занимали рисунки, а на нижней трети страницы располагался полууставный гравированный текст.
Акцидентные шрифты. До конца XVIII века не существовало акциденции как таковой. Во всей печатной продукции использовались одни и те же шрифты, варьировался кегль и начертание.
Растущие потребности формирующегося рынка послужили на благо акцидентной типографики. Выделились в отдельное направление шрифты рекламные, которые не годились для книг, но очень хорошо выглядели на уличных вывесках.
Акцидентный шрифт должен прежде всего поражать воображение, удивлять, запоминаться. Элементы красивости портили линию шрифта. Письмо широким пером, при котором построение элементов букв определено самим движением его по бумаге, отступило на второй план. Теперь шрифтовики упражнялись в выведении вензелей тонкими острыми перьями.
Оформившийся на грани последних столетий стиль модерн (Jugendstil- досл. перевод "молодой стиль") был своеобразным явлением в истории искусства шрифта. Устраивались международные конкурсы на создание новых вычурных шрифтов. Это было господство чистой декоративности. Модно было писать сложными, украшенными переплетениям буквами. Каждый типограф стремился перещеголять других "красивостью".
Times Roman и Baskerville. Новый дизайн шрифта, относящийся к 18-ому столетию, принято называть переходным из-за его промежуточного положения между старым и современным стилями. К группе переходных шрифтов можно отнести такие шрифты как Times Roman и Baskerville, их отличительными чертами являются более высокая контрастность — вертикальные элементы заметно толще горизонтальных и вертикальная напряженность ( символы типа "O" и "0" имеют симметричное построение, хотя строчные буквы, такие, как "e", могут все еще иметь диагональную напряженность), они также выглядят более прямыми, линейными. Засечки этих шрифтов не очень длинные, их форма близка к треугольной, иногда они связаны с основными элементами выносными линиями. Эти шрифты интересны тем, что у них почти нет индивидуальных особенностей (особенно у Times Roman), глаз быстро привыкает к ним, такой незаметный шрифт подходит для набора больших текстовых массивов.
Новая антиква.Times Roman — наиболее широко известный шрифт из группы переходных. Новые шрифтовые идеи развивались в конце 18 — начале 19 века. Образцы шрифта того периода времени называют новой антиквой. Этот период отличается специфической консервативностью.
Консерватизм новой волны. Развитию антиквенных тенденций способствовала популярность гравюры на меди. Наиболее известные шрифтов типа новой антиквы: Джамбатиста Бодони (1740-1813), Фирмен Дидо (1764-1836) и Юстас Вальбаум (1768-1839). В 19 в. были созданы особо контрастные образцы этого шрифта жирного начертания. Заметно возрастает контрастность шрифта, и это требует технических новшеств (Дж. Бодони был вынужден усовершенствовать печатные станки, чтобы воспроизвести на них свои новые шрифты). Длинные, волосяной толщины засечки, не имеющие круглений, и горизонтальные элементы с такими же свойтствами — вот самые характерные признаки этих новых шрифтов, хотя есть еще некоторые особенности формы букв. Новая форма шрифта на деле являлась образцом консерватизма и манерности. Хотя появление этих шрифтов, безусловно, стало очень важным в плане развития шрифтов с засечками. Шрифты на основе рисунка Clarendonсоставили обширную группу, куда входят современные гарнитуры типа New Century Schoolbook. Контрастность в них гораздо ниже, но все основные особенности сохранились.
Гротески. В ХХ веке, экспирементируя с формами готического письма, художники шрифта создали гротесковые шрифты. Шрифты без засечек, прекрасно различимые издалека, формы которых были строги и геометричны. По сей день гротесковые шрифты совершенствуются и занимают главенствующее положение в шрифтовой моде.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Н. Н. Таранов «Рукописный шрифт» http://www.fonta.ru
2. О шрифте. Как появились шрифты? http://ifont.ru/about-fonts.html
3. Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. Изд. 3-е. М.: Плакат, 1980, С. 9-12, 15-39. (см. рис. Классификация шрифтов в исторической последовательности).
4. Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт. М.: Книга, 1974, С.10-191.
5. Шрифт http://design.artgorbunov.ru/landshaftnye-bukvy/