Специфика научного познания
Исторически наука исходит от обыденного знания, представленного в определенных формах: рецептивное (хар-ное для искусств, ремесел), протонаука (подготовительный этап становления науки) и паранаука (алхимия, астрология, теология).
Научные знания начинаются тогда, кода реальность, т.е. факты выступают предметом исследования, причем за совокупностью фактов признается закономерность – всеобщая и необходимая связь между фактами, что позволяет объяснить, обосновать почему данное явление протекает так, а не иначе. Науку в классическом смысле слова можно рассматривать в единстве 3-х аспектов: 1) науку как систему знаний; 2) науку как деятельность; 3) науку как социальный институт.
НАУКА - это система социально-организованной деятельности людей, направленная на производство новых знаний и осуществление на их основе объективной интерпретации действительности осуществляется опережающее отражение действительности. Она включ в себя: ученых с их квалификацией, научные учреждения с их оборуд-нием, сис-му научной инф-ции. Научные знания – это матрица науки.
Специфика научного познания - в отличиях от обыденного знания:
1 Целенаправленность научного познания, т.е. оно направлено на решение определенных задач и целей. Цель научного познания - получение новых, более глубинных знаний.
2 Истинность и обоснованность. Научным стали называть истинное и обоснованное знание. Высшая ценность науч-го позн-ия - объективная истина
3 Системность. Формы систем разные: классификация, доказательство, аксиомы, системы понятий, теорий, гипотез, законов закрепленных в языке.
4 Точность, определенность. Отсюда - специализированный научный язык. Язык естественный или, что более характерно, - искусственный (математическая символика, химические формулы и т.п.).
5 Наличие специализированных средств познавательной деятельности: методы, формы обоснования знаний т.п.
6 Опережающее отражение действительности. Наука способна выходить за рамки обыденного опыта, практического освоения.
7 Специальная подготовка исследователя. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему важнейшее значение здесь имеет логико-методологическая подготовка исследователей.
Кроме выше названных есть и др.: непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики и др.
30. Уровни и методы научного исследования. Формы научного познания. Этика науки и социальная ответственность ученого.
Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания
Структурная организация научного познания: I Эмпирический, II Теоретический, III Основания научного знания.
1-й уровеньнепосредственно соприкасается с действительностью. Здесь получение исходных данных, подготовка эмпирич. исследования, формир-ние фактов науки. Преобладает живое созерцание (чувственное познание).
Но ИСХОДНЫЙ ПУНКТ, НАЧАЛО НАУКИ – это не сами по себе предметы, не голые факты, а теорет-кие схемы. Т.е. 2-й ур-ньболее ↑ ур-нь.
Специфику ТЕОРЕТИЧ-ОГО УРОВНЯ научного познания определяет преобладание рационального момента - понятий, теорий, категорий, законов и других форм и "мыслительных операций". Хар-ной чертой теоретич-ого познания явл-ся его направл-ность на себя, ВНУТРИНАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ.
Структурные компоненты теоретического познания.: идея, проблема, гипотеза и теория ("узловые моменты" постр-ния и развития знания на его теоретич-ком уровне).
Идея- мысль, достигшая высшей степени объективности, полноты и конкретности, нацеленная на практическую реализацию.
Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа.
Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулир-ное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Решающей проверкой истинности гипотезы является практика. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.
Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Теория - это непротиворечивая, органически целостная система взглядов, идей (теория относительности Эйнштейна).
Уровни теории: 1 Формально-математическая часть, 2 Идеализированная модель действительности, 3 Слой частных теоретических схем.
3-й уровень- основания научного знания - определяет общую направленность научного поиска.
Структура оснований научного знания:
1 Идеалы и нормы исследования - ценностные, нормативные установки.
2 Научная картина мира - сис-ма общих представл-ий об устройстве мира.
3 Фил-кие основания – методолог-кие принципы эвристики, обоснования.
В соотв-ии со стр-рой выдел уровни: 1 философская методология. 2 общенаучные принципы и формы исследования. 3 конкретнонаучная методология. 4методика и техника исследования.