Карма-йоги искусно совершают дева-ягьи, а гьяна-йоги все свои действия приносят в жертву огню брахмы
Бхаванувада
Шри Бхагаван говорит: "Существуют разные виды ягьи, в зависимости от того, к какой цели стремится человек. Послушай теперь о разновидностях жертвоприношений". Описывая виды ягьи, Шри Бхагаван произносит восемь стихов, первый из которых начинается словами даивам эва. Ягья, в которой поклоняются полубогам, таким, как Индра или Варуна, называется дайва. Люди, совершающие подобные ягьи, никогда не считают Индру или кого-то ещё из полубогов брахмой. Это и объясняется в данном стихе. Как сказано в сутре: сfсйа-деватетйаtа — "Для того, кто совершает дева-ягьи, полубоги – не более чем почитаемые им божества"; о брахме там ничего не говорится. В этой же шлоке слово йогинаx указывает на карма-йогов, а слово апаре – на гьяна-йогов. Брахмfгнау означает, что брахма, или Параматма, является жертвенным огнём. То, что приносится в жертву этому огню, или тат-падартхе (Абсолютной Истине), называется ягьям (хави, подношением) и имеет вид твам-падартхи (дживы), которую предлагают с помощью ягьены, а именно, произнося пранава-мантру, слог ом. О величии этой гьяна-ягьи будет рассказано позже. Здесь же слова ягьям и ягьена использованы соответственно для обозначения того, что предлагается огню (осветлённое масло и прочее), и того, что служит инструментом при подношении (ковш и остальная утварь). Иными словами, шуддха-джива и пранава – это ягьям и ягьена в более глубоком смысле.
Пракашика-вритти
Шрила Бхактивинода Тхакур выражает мысли Кришны такими словами: "Людей, которые берут на себя обет совершать ягью, именуют йогами. В зависимости от способностей йогов, существуют разные виды ягьи. По сути дела, сколько на свете йогов, столько есть и видов ягьи. Опираясь на вигьяну, или научное понимание, можно сказать, что все ягьи делятся на две главные категории: 1) карма-ягья, представляющая собой жертвенные обряды и 2) гьяна-ягья, состоящая в размышлении над чит-таттвой. О ней Я скажу чуть позже. Теперь же послушай, пожалуйста, о разных видах ягьи. Карма-йоги, совершая дева-ягьи, поклоняются Моим истинным представителям, таким, как Индра или Варуна, которых Моя внешняя энергия наделила особыми силами. Поклоняясь им, карма-йоги постепенно достигают уровня нишкама-карма-йоги. Что же касается ягьи, которую совершают гьяна-йоги, то она состоит в принесении самого себя (твам-падартхи) в качестве масла на огонь брахмы (тат-падартхи) и повторении при этом пранава-мантры, или слога ом, а также маха-вакьи (великих слов) – тат твам аси ("я – Твой слуга"). Позже Я поведаю тебе о превосходстве этой гьяна-ягьи".
Текст 26
é[ae}aadqNaqiNd]Yaa<YaNYae Sa&YaMaaiGanzu JauûiTa )
XaBdadqiNvzYaaNaNYa wiNd]YaaiGanzu JauûiTa )) 26 ))
iротрfдbнbндрийftй анйе / саvйамfгнишу джухвати
iабдfдbн вишайfн анйа / индрийfгнишу джухвати
анйе – некоторые; джухвати – подносят; индрийftи – чувства; iротра-fдbни – начиная со слуха; агнишу – на огонь; саvйама – обузданного ума; анйе – некоторые; джухвати – подносят; вишайfн – объекты чувств; iабда-fдbн – начиная со звука; индрийа-агнишу – на огонь чувств.
Найштхика-брахмачари приносят свой слух и иные чувства на огонь обузданного ума, а грихастхи приносят объекты чувств, например, звук, на огонь чувств.
Бхаванувада
Найштхика-брахмачари приносят свои индрияни — слух и другие процессы восприятия — на огонь обузданного ума. Это помогает им полностью слить чувства с чистым умом. Менее решительные брахмачари — грихастхи — приносят объекты чувств, а именно, звук и прочие, на огонь чувств.
Текст 27
SavaR<aqiNd]Yak-MaaRi<a Pa[a<ak-MaaRi<a caPare )
AaTMaSa&YaMaYaaeGaaGanaE JauûiTa jaNadqiPaTae )) 27 ))
сарвftbндрийа-кармftи / прftа-кармftи чfпаре
fтма-саvйама-йогfгнау / джухвати джufна-дbпите
ча – а; апаре – другие; джухвати – подносят; кармftи – деятельность; сарвftи – всех; индрийа – чувств; (и) прftа-кармftи – функции дыхания; йога-агнау – на огонь воссоединения; fтма-саvйама – с помощью обузданного разума; джufна-дbпите – озарённого духовным знанием.