Iii. восприятие учащимися учебного материала
ХОД УРОКА
Любите книгу. Она облегчит вам жизнь... М. Горький
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Вступительное слово учителя.
Первый урок в новом учебном году посвящен повторению пройденного в шестом классе материала. Давайте вспомним, что мы изучали с вами в прошлом и позапрошлом году, что читали, и что из прочитанного наиболее запомнилось, понравилось.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
III. ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1.Слово учителя.
Огромный временной пласт отделяет нас сегодняшних от того поколения детей, ставших прообразами бессмертного произведения Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе». Но то, что произошло с Васей, сыном судьи, и нищими детьми пана Тыбурция Драба, которые обитали в заброшенной часовне, волнует нас не меньше, чем современников писателя. Почему мы сопереживаем героям? Потому что чувства, мысли, поступки, свойственные представителям того поколения, присущи и нам, людям, живущим в XXI веке. Ведь автор коснулся вечных понятий: страдания, милосердия, отзывчивости, благородства.
Еще древние обращали внимание на эти качества человека, наделяя ими своих богов. Но смог бы Короленко привлечь наше внимание, не сделав главным объектом изображения человека? Точно так же, как мы сегодня сопереживаем пушкинскому Владимиру Дубровскому, героям гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки», главным персонажам нашего современника, писателя Валентина Распутина, рассказавшего в «Уроках французского» о тяготах послевоенного времени.
Читая произведения классиков и современников, мы запоминаем яркие страницы жизни их героев. Но о человеке, который так талантливо вводит нас в мир своих образов, знаем из рассказа учителя, статьи учебника, мемуарной и справочной литературы. А ведь судить об авторе мы можем, рассматривая его отношение к своим героям.
Скажем, В. Г. Короленко представляется нам человеком большой душевной щедрости; Н. В. Гоголь — ироничным, насмешливым; В. Распутин - умудренным жизненным опытом рассказчиком.
Получается, что мы влюбляемся не только в литературных героев, но и в писателей, создавших их. Книги становятся нашими спутниками в жизни. Навсегда запоминаются образы, изображенные И. С. Тургеневым в рассказе «Муму», А. С. Пушкиным в повести «Дубровский»... И, уже став взрослыми, люди продолжают дружить с персонажами англичанина Даниеля Дефо, мужественными героями Джека Лондона. Наша речь немыслима без крылатых выражений из басен И. А. Крылова. Чего стоят вот эти: «А слона-то я и не приметил...», «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», «А ларчик просто открывался...» Знаменитые философы-французы оставили нам в наследие бесценные фразы: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро); «Читая впервые хорошую книгу, мы переживаем именно те чувства, как при общении с новым другом. Вновь прочитать уже читанную книгу, значит снова увидеть старого друга» (Вольтер).
Но нам следует помнить, что среди книг, как и среди людей, мы можем оказаться как в хорошем, так и в плохом обществе. На это обращал внимание современников К. Гельвеции, французский философ XVIII века. И читатель должен обладать мудростью, чтобы сделать правильный выбор — взгляды какого литературного героя разделить.
Знаменитый русский прозаик К. Г. Паустовский давал совет читателям не торопясь знакомиться с книгой, чтобы не упустить ни одной ценной мысли, которую автор вкладывает в свое произведение.
А как читаете книги вы?
2.Беседа с учащимися.
1) Какие из мифов Древней Греции вам понравились больше всего? Почему? Обоснуйте свой ответ.
2) Какие качества людей ценили древние греки, наделяя ими своих богов? Что отвергали в людях?
3) Какие герои из литературы XIX века вызывают у вас чувства восхищения, уважения, а кого вы презираете?
4) Если бы вам пришлось проиллюстрировать рассказы Рея Бредбери, какие из них вы бы выбрали? Свой выбор обоснуйте.
3.Литературная викторина.
1) Кем был Дедал? (Величайший художник, скульптор и зодчий)
2) Кто из героев древнегреческих мифов не мог отвести глаз от себя? (Нарцисс)
3) Кем и за что был наказан Прометей? (Зевсом, за то, что Прометей украл божественный огонь и отдал его людям)
4) Кто выступил судьями Щуки из басни И. А. Крылова? (2 Осла, 2 Клячи да 2 иль 3 Козла)
5) Кто из героев И. А. Крылова и кому дает совет поучиться пению у петуха? (Осел)
6) Где пришлось заночевать Крузо в первую ночь пребывания на острове? (На дереве)
7) Что для А. С. Пушкина послужило источником написания «Песни о вещем Олеге»? (Летопись «Повесть временных лет»)
8) Продолжите фразу: «Грядущие годы таятся во мгле...». («…но вижу твой жребий на светлом челе»)
9) Из какого произведения и чей это портрет: «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца...»? («В дурном обществе» Короленко, Маруся)
10) Кем работал Герасим у барыни? (Дворником).
11) Закончите предложение: Небольшие истории иносказательного характера с нравоучительным смыслом называются … (Притчами).
12) Как кузнец Вакула добрался в Петербург во дворец царицы Екатерины II? (Сидя на спите у черта, перелетел по небу.)