Связь между индивидуальным и национальным самопознанием
ЗАПАДНИЧЕСТВО
ЗАПАДНИЧЕСТВО – направление в русской общественной мысли 1-й половины XIX века.Обычно принято считать, что главным пунктом расхождения между «славянофилами»и «западниками» их противоположная оценка петровских преобразований. Но этотпункт носил внешний характер. Внутренние расхождения лежали намного глубже –они касались отношения к западноевропейской образованности, науке,просвещению. Славянофилы также были сторонниками образованности ипросвещения, но считали необходимым искать в науке истинную народность, а незаимствовать западноевропейские образцы. Западники же с порога отвергаливозможность существования какой-то особенной национальности или, пользуясьтерминологией славянофилов, «народной науки». Со спора о «народности науки»дискуссия переходила в сферу принципиальных мировоззренческих проблем. Речьшла о соотношении общечеловеческого и народного, национального в историческомпроцессе. Если западники подчеркивали первенство общечеловеческого начала, тославянофилы склонялись к преувеличению роли народного, национального факторав истории. Эту противоположность можно проследить и в выдвижении изславянофильской среды идеи «мессианства» России.Что же касается собственно западничества, то можно отметить одну егопримечательную черту, о которой писал В.С.Соловьев: западники «стояли толькона том, что великие преимущества даром не даются и что когда дело идет не овнешнем только, но и о внутреннем духовном и культурном превосходстве, то ономожет быть достигнуто только усиленною культурною работою, при которыхневозможно обойти общих основных условий всякой человеческой культуры, ужевыработанных западным развитием». Западники желали действительного величияРоссии, и их девизом в борьбе против славянофильских притязаний могли служитьследующие слова Бэкона Веруламского: «Воображаемое богатство есть главнаяпричина бедности; довольство настоящим препятствует заботиться о насущныхпотребностях будущего». В этом высказывании подмечена «действенная сторона»западнической концепции. Следует отметить, что при сравнениимировоззренческих установок тех, кого мы относим к западникам, можно выявитьопределенные различия, доходящие иногда до прямо противоположных позиций,причем в существенных философских вопросах. В западничестве на его раннемэтапе выделяются «левый» (или леворадикальный) лагерь (Герцен, Белинский) ите кого можно назвать «правыми» западниками (Боткин, Корш и др.). Центральнуюпозицию, не примыкая ни к той, ни к другой стороне, а, наоборот, примиряя их,занимал Грановский. Но и ему пришлось сделать выбор: в 1846 г. происходит егоссора и разрыв с Герценом. Все это свидетельствует о неоднородном составезападнического направления, если рассматривать его в мировоззренческом плане.СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
Русская идея - понятие, введённое Соловьёвым В.С. в 1888. Содержание понятия "Русская идея" представляет собой философско-религиозно-политический синтез, который необходим в качестве базиса для решения проблемы определения "смысла существования России во всемирной истории". Для Соловьева В.С. были неприемлемы социально-религиозные, национально-политические идеи русского мессианизма славянофилов, "представителей России прошлого"; сторонников "официозной России настоящего" и "нигилистов", выдвигающих проекты беспочвенного будущего России. Он выдвинул идею религиозно-творческого, культурно-политического лидерства России в истории. Понятие "Русская идея", считал Соловьёв В.С., д.б. освобождено от христианско-национального партикуляризма. Русская идея - это противопоставление "христианства социального" в широком смысле - христианству политизированному. "Истинное" христианство для Соловьева В.С. есть синтез всех религий.
Если для христианина "роковой необходимостью" является быть "существом моральным", то и для любого народа "истинной национальной идеей" становится выполнение "органической функции" в общей жизни человечества. "Смысл существования наций не лежит в них самих, но в человечестве". Соловьёв В.С. сжимает всю социально-политическую проблематику национальной жизни до "социального организма как морального существа", смысл существования которого подчинён сверхличному человечеству как "живому телу Христа". Решение национального вопроса неотделимо от философско-религиозной концепции Соловьёва В.С. Путь к человечеству требует соответствующей организации самой Церкви, которая д.б. кафолической, вселенской. Критикуя обособленность христианских конфессий, Соловьёв В.С. выделяет три принципа вселенской церкви: традиция (предание), авторитет, свобода. Принцип традиции типичен для православной церкви, авторитета или власти - для римской, католической, свободы - для протестантской. Все церкви являются отклонением от полноты христианства, и только вселенская Церковь во главе с Первосвященником может объединить эти принципы воедино, а все человечество - в единый всеобщий богочеловеческий организм. Человеческий элемент в этом единстве находит свое коллективное выражение в форме христианского государства. Упрекая русскую церковь в забвении своего общественного призвания, Соловьёв В.С. продолжал верить в универсальное предназначение царя. Проповедуя союз Верховного Первосвященника со светской властью, Соловьев В.С. считает, что так появится вселенская "третья и последняя империя" - после Константина и Карла Великого. В теократическом синтезе важнейшим элементом являются "пророки, которые творят свободно и вдохновенно социально важное, прогрессивное. Преображение мира, приближающегося к "свободной теократии", является и целью и средством. Главным в богословско-философском синтезе Соловьёва В.С. стало творчество, "цельная эстетика" как "настоящее орудие Грядущего Бога". Из религиозного философа, взявшегося наметить контуры будущего "интернационального общества как идеала совершенного единства, вселенского братства", Соловьёв В.С. превращается в эстетика-художника, вдохновенного поэта, вводящего все существующее в "формы красоты" идеального универсального общества, тождественного Царству Божию - цели истории, достижимой лишь за временными рамками истории. Своеобразие Русской Национальной Идеи Соловьёва В.С. состоит в том, что она у него перерастаёт этнические, "племенные", национальные рамки и, в конечном счёте, становится сверхнациональной идеей "все-человечества". В дальнейшем Русская идея выходит за рамки религиозно-эстетического синтеза, заданного Соловьёвым В.С. В работах Трубецкого Е.Н., Вяч.Иванова, Розанова В.В., Карсавина Л., Ильина И., Бердяева Н.А. Русская идея стала религиозно-философским символом христианского универсализма и русской духовности, "внятной" всем векам и всем народам. Наконец, понятие Русская идея все чаще используется для обозначения вполне определённых, исторически конкретных культурно-политических, экономических, эстетических, нравственных тенденций в развитии и функционировании национальной культуры. Реально они проявляют себя как назревшие проблемы социальной жизни, как "болевые" точки соприкосновения общества и государства, нравственности и права, личности и общества, национального и общечеловеческого. В этом смысле Русская идея как философема национальной жизни не сводится ни к религиозно-эсхатологическому аспекту, ни к мессианскому призванию России, ни к специфике национального характера. Русская идея - это попытка дать окончательный ответ на чисто русские, идущие из глубины веков вопросы "кто виноват?" и "что делать?" в проектах будущей, более органичной человеку повседневности, в государственно-политической, социально-правовой, экономической, культурно-эстетической и религиозной сферах жизни. Те или иные аспекты Русской идеи, корни которой лежат в XIX в., проявляются в реальных социальных реформах, политологических конструкциях, перестройке государственных структур современной российской действительности. На этом пути Русская идея окончательно утрачивает своё философское содержание. Размываясь в потоке сегодняшних проблем общества, она становится мифологемой, субъективно призванной компенсировать постоянные катаклизмы национальной жизни, зачастую отливаясь при этом в формы антирациональной болезненной исключительности.
Связь между индивидуальным и национальным самопознанием
Как видно из всего этого, между индивидуальным и национальным самопознанием существует теснейшая внутренняя связь и постоянное взаимодействие. Чем больше в данном народе существует людей, "познавших самих себя" и "ставших самими собой", - тем успешнее идет в нем работа по национальному самопознанию и по созданию самобытной национальной культуры, которая, в свою очередь, является залогом успешности и интенсивности самопознания индивидуума. Только при наличности такого взаимодействия между индивидуальным и национальным самопознанием возможна правильная эволюция национальной культуры. Иначе эта последняя может остановиться на известной точке, тогда как национальный характер, слагающийся из отдельных индивидуальных характеров, изменится. В этом случае весь смысл самобытной национальной культуры пропадет. Культура утратит живой отклик в психике своих носителей, перестанет быть воплощением национальной души и обратится в традиционную ложь и лицемерие, способные лишь затруднить, а не облегчить индивидуальное самопознание и индивидуальную самобытность.
Если признать, что высшим земным идеалом человека является полное и совершенное самопознание, то придется признать, что только та культура, которая может такому самопознанию способствовать, и есть истинная. Для того чтобы способствовать индивидуальному самопознанию, культура должна воплощать в себе те элементы психологии, которые являются общими для всех или для большинства личностей, причастных к данной культуре, т.е. совокупность элементов национальной психологии. При этом воплощать такие элементы культура должна ярко, выпукло, ибо, чем ярче они будут воплощены, тем легче каждому индивидууму познать их через культуру в самом себе. Иначе говоря, только вполне самобытная национальная культура есть подлинная, только она отвечает этическим, эстетическим и даже утилитарным требованиям, которые ставятся всякой культуре. Если человек только тогда может быть признан истинно мудрым, добродетельным, прекрасным и счастливым, когда он познал самого себя и "стал самим собой", - то, то же самое применимо к народу. А "быть самим собой" в применении к народу - значит "иметь самобытную национальную культуру". Если требовать от культуры, чтобы она давала "максимальное счастье большинству людей", то дело от этого не меняется. Ведь истинное счастье заключается не в комфорте, не в удовлетворении тех или иных частных потребностей, а в равновесии, в гармонии всех элементов душевной жизни (в том числе и "потребностей") между собой. Сама по себе никакая культура такого счастья дать человеку не может. Ибо счастье лежит не вне человека, а в нем самом, и единственный путь к его достижению есть самопознание. Культура может только помочь человеку стать счастливым, облегчить ему работу по самопознанию. А сделать это она может лишь в том случае, если будет такова, какою мы определили ее выше: вполне и ярко самобытной.
Национальная культура
Итак, культура должна быть для каждого народа другая. В своей национальной культуре каждый народ должен ярко выявить всю свою индивидуальность, при том так, чтобы все элементы этой культуры гармонировали друг с другом, будучи окрашены в один общий национальный тон. Отличия разных национальных культур друг от друга должны быть тем сильнее, чем сильнее различия национальных психологий их носителей, отдельных народов. У народов, близких друг к другу по своему национальному характеру, и культуры будут сходные. Но общечеловеческая культура, одинаковая для всех народов, - невозможна. При пестром многообразии национальных характеров и психических типов такая "общечеловеческая культура" свелась бы либо к удовлетворению чисто материальных потребностей при полном игнорировании потребностей духовных либо навязала бы всем народам формы жизни, вытекающие из национального характера какой-нибудь одной этнографической особи. И в том и в другом случае эта "общечеловеческая" культура не отвечала бы требованиям, поставленным всякой подлинной культуре. Истинного счастья она никому не дала бы.
Таким образом, стремление к общечеловеческой культуре должно быть отвергнуто. Наоборот, стремление каждого народа создать свою особую национальную культуру находит себе полное моральное оправдание. Всякий культурный космополитизм или интернационализм заслуживает решительного осуждения. Однако отнюдь не всякий национализм логически и морально оправдан. Есть разные виды национализма, из которых одни ложны, другие истинны, и только истинный национализм является безусловным положительным принципом поведения народа.