Скажите, согласны ли вы с мнением ваших товарищей, участвовавших в дискуссии. Если вы не согласны, приведите свои аргументы

Урок 11

ПОЗНАНИЕ

Задание 1. Уточните по словарю значение следующих слов, выделите в них ударный слог.

Созерцание, восприятие, представление, ощущение, воображение, способность, слабость, перерастание, зачатки, воспроизведение, постижение, познаваемость, весомый, неисчерпаемый, ограниченность, поверхностный.

Задание 2. Образуйте с данными прилагательными определительные словосочетания в соответствии с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.

Повседневный, специализированный, художественный, высокоорганизованный, индивидуальный, глубинный, автономный, окружающий, действительный, данный, невероятный, неисчерпаемый, рассудочный, строгий, однозначный, непосредственный, накопленный, практический, трудовой.

Задание 3. Объясните способ образования следующих слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Истинность, достоверность, познавательный, безотносительно, воспроизведение, взаимоорганизованный, целенаправленный, постижение, познаваемость, недооценка, неисчерпаемый, изменчивость, противоречие, признание, конкретность.

Задание 4. Подберите к следующим словам однокоренные слова. Составьте с ними словосочетания или предложения. Выразите их смысл другими словами.

Образец: логика – логический, логичный, логичность, логически, логично, логицизм, логика, логистика.

Одно из философских направлений математики нашло своё объяснение в трудах английского философа Бертрана Рассела.

Под логистикой понимают математическую логику, применяемую в конструировании ЭВМ (электронных вычислительных машин).

Гносеология, коррелят, метод, результат, индивид, оперировать, универсальный, реализовать, компонент, ориентир, автономный, принцип, оптимизм, логика, реальный, контакт, канал, продуктивный, конкретный, профессиональный, ситуация, абстрактный, орган, момент.

Задание 5. Составьте словосочетания, используя существительные в первой группе и прилагательные во второй группе, не нарушая принцип лексической сочетаемости.

I. Созерцание, отношение, элемент, активность, группа, субъект, возможность, смысл, основание, подход, познание, деятельность.

II. Практический, чувственный, рассудочный, онтологический, глубинный, познавательный, универсальный, социальный, целенаправленный, взаимоорганизованный, субъектно-объектный, живой.

Задание 6. Уточните по словарю значение данных глаголов. Составьте с ними предложения по образцу.

Образец: стремиться к чему / к кому / что делать – К вам стремится всё моё сердце, все мои желания, я люблю вас (Куприн). Человек должен стремиться к добру. В юности почти каждый человек стремится подражать кому-нибудь.

Реализовать что; оперировать чем; отражать / отразить что; выступать / выступить в качестве чего / кого; познавать / познать что; составлять / составить что; подвергать / подвергнуть чему; воздействовать на кого / что; оказываться / оказаться чем / кем.

Задание 7. Прочитайте фрагмент текста. Сформулируйте заголовок. Скажите, о чём этот текст.

Во все времена человек стремился изучать мир, в котором он живёт. Раздел философии, изучающий природу познания и его возможности, отношение знания к реальности, условия достоверности и истинности познания называется гносеологией.

В предмете философии в системе «мир – человек» коррелятом гносеологии являются познавательные субъектно-объектные отношения. Гносеология изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека, безотносительно к тому, какова эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная, художественная.

Познание есть воспроизведение действительности в сознании и языке, сложное системное образование, включающее в себя ряд взаимоорганизованных элементов: объект познания, субъект познания, процесс и метод познания, знание как результат.

Познание как процесс представляет собой субъектно-объектные отношения. Субъект познания – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом является, прежде всего, индивид, так как он наделён сознанием, способностью оперировать понятиями и образами.

Субъектом познания могут выступать также социальные группы и общество в целом. В широком смысле слова субъектом познания является общество, выступающее в роли универсального субъекта, в котором объединены субъекты всех уровней, представители всех поколений. Вне общества не может быть познания, а общество реализует свои познавательные возможности только через деятельность индивидуальных субъектов.

Знание – результат процесса познания и его предпосылка. Знание – отражение действительности в сознании человека, а также процесс понимания, представляющий постижение глубинных смыслов человеческого бытия.

Будучи компонентом сознания, знание, с одной стороны, отражает действительность, выступает в качестве условия, средства и ориентира деятельности субъекта знания, а с другой – образует особый и автономный мир идеального.

В гносеологии решается проблема познаваемости мира. Познаваем ли мир? Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру? В состоянии ли наше мышление познать действительный мир? Можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности? Можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности?

В истории философии при поиске ответа на эти вопросы сложились самые разные позиции. Сторонники гносеологического оптимизмасчитают, что мир может быть познан человеком в главном, в принципе. Онтологическим основанием данной позиции является отрицание или недооценка значимости бесконечности мира. Но эта позиция весома в сфере научного познания.

Агностицизм (от греческого «непознаваемый») утверждает, что мир непознаваем. Эта позиция основана на невероятной сложности познавательного процесса, обусловленного неисчерпаемой сложностью и изменчивостью мира и человека.

Скептицизм (от греческого «исследующий») подвергает сомнению всякое уже полученное знание. Эта позиция основана на реальном противоречии познавательного процесса: ограниченность рассудочного подхода, опирающегося на строгие однозначные определения и подчиняющегося требованиям закона логики.

Гносеологический реализм утверждает познаваемость мира, но считает, что процесс познания мира никогда не может быть завершён, полное и исчерпывающее знание о мире никогда не будет достигнуто. Эта позиция исходит из принципа конкретности истины. Онтологическим основанием позиции является признание единства человека и мира.

Задание 8. Ответьте на вопросы.

1. Как называется раздел философии, который изучает природу познания и его возможности?

2. Что является коррелятом гносеологии в системе «мир – человек»?

3. Какие виды деятельности человека вам известны?

4. Что включает в себя познание как сложное системное образование?

5. Что подразумевается под субъектом познания?

6. Какой индивид является субъектом познания?

7. Что означает понятие субъекта познания в широком смысле слова?

8. Может ли осуществляться познание вне общества?

9. Каким термином называют результат процесса познания и его предпосылки?

10. Как можно объяснить двойственность знания?

11. Какие проблемы решаются в рамках гносеологии?

12. Какие точки зрения сложились при решении проблемы познаваемости мира?

13. Какова позиция сторонников гносеологического оптимизма относительно познаваемости мира?

14. Почему агностики считают мир непознаваемым?

15. На чём основана позиция сторонников скептицизма?

16. Каков подход сторонников гносеологического реализма к вопросу о познаваемости мира?

Задание 9. Прослушайте текст. Сформулируйте основную мысль автора. Задайте своему товарищу вопросы по прослушанному тексту.

Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в них ощущения, которые воспринимаются мозгом. Чувственное познание обеспечивает непосредственный контакт с объектом познания и является каналом связи нашего сознания с внешним миром. Хотя чувственное познание даёт много информации, она поверхностна, неглубока, тем не менее, занимает важное место в развитии рационального познания?

Чувственное познание имеет следующие формы. Ощущение– это психически идеальный образ одной из сторон объекта познания, фиксирует отдельные качества предметов. Ощущения субъективны по форме и способу осуществления, но объективны по своему источнику и содержанию.

Восприятиесоздаёт целостный образ объекта, предстоящего в данный момент перед сознанием, зависит не только от свойств и отношений предмета, но и от накопленного человеком опыта.

Представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления (воспоминание, представление памяти), а также образ, созданный продуктивным воображением, то есть форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.

Способность человека к чувственному отражению действительности – это способность непосредственно получать информацию об объектах в форме индивидуальных конкретно-чувственных образов. Велико значение этой способности для познания и для ориентировки в мире.

Однако сила данной способности является и её слабостью, потому что человек остаётся привязанным к конкретной ситуации. А этого недостаточно для глубокого, всестороннего познания предметов, явлений, их причин и следствий, переходов друг в друга. Требовалось развитие способности к свободным представлениям, к выходу за рамки ситуации, данной непосредственно в органах чувств.

Практическая, трудовая деятельность оказалась основой процесса перерастания чувственных способностей в новые способности, связанные с зачатками разума. Большую роль в развитии человеческой способности к абстрактному мышлению сыграли возникновение и формирование языка в целях общения.

Задание 10. Прослушайте предложения. Повторите их и выразите своё согласие или несогласие с данными утверждениями. При несогласии приведите свои аргументы.

1. Процесс познания начинается с интуиции.

2. Чувственное познание является каналом связи нашего сознания с внешним миром.

3. Чувственное познание достаточно глубоко, но не даёт полной информации об объекте познания.

4. Чувственное познание реализуется благодаря ощущению, восприятию и представлению.

5. Ощущения объективны по форме и способу осуществления.

6. По своему источнику и содержанию ощущения объективны.

7. Восприятие не создаёт целостного образа предстоящего в данный момент перед сознанием объекта.

8. Восприятие зависит как от свойств и отношений предмета, так и от опыта, накопленного человеком.

9. Представление есть образ предмета или явления, воспринимаемого в данный момент.

10. Форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания составляет представление.

11. Способность человека к чувственному отражению действительности не даёт никакой информации об объектах.

12. Возникновение и формирование языка в целях общения дало сильный толчок развитию способности человека к абстрактному мышлению.

Давайте проведём диспут на тему «Диалектический путь познания истины». Как вы понимаете следующее высказывание В.И. Ленина: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».

Из следующего перечня вопросов выберите себе вопрос и, используя материалы предыдущих заданий урока и сведения из других источников по философии, постарайтесь дать ответы на вопросы.

1. Что изучает физика?

2. Что изучает биология?

3. Что изучает химия?

4. Является ли астрология наукой?

5. Можно ли описывать природные процессы при помощи только математики?

6. Вы ошибались когда-нибудь и как вы поняли, что ошиблись?

7. В чём заключается роль практики?

8. Практика нужна, чтобы проверить знание, или практика формирует знание?

8. Чем отличается эксперимент от наблюдений?

9. Как связаны между собой информация и знание? Чем они отличаются?

10. Можно ли познать мир до конца?

11. Как вы понимаете выражение: «Философия основана на знании, а не на вере»?

12. Что помогает человеку познать и понимать мир?

Если Вы правильно ответили на поставленные вопросы, то вы действительно знаете, что познание – высшая форма отражения объективной действительности. Познание – это воспроизведение действительности в сознании и при помощи языка. Познание – это сложное системное образование, включающее в себя ряд взаимоорганизованных элементов: объект познания, субъект познания, процесс и метод познания, знание как результат.

Познание мира отдельным человеком опосредовано всемирно-историческим процессом развития знания. Диалектический материализм, развивая учение о диалектике абсолютной и относительной истины, подчёркивает наличие в человеческих знаниях объективной истины.

Познание не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов. Однако индивиды могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому.

В познании существуют разные уровни: чувственное познание, мышление, эмпирическое и теоретическое познание. Кроме того, выделяют различные формы познания: 1) познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта и 2) познание на получение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида.

Под первой формой понимают восприятия и представления. В роли второй формы выступают научные тексты или созданные человеком вещи, несущие в себе социально-культурный смысл. Все эти вопросы изучает философская дисциплина «Теория познания»

Наши рекомендации