Канда, каанда –песнь, раздел – часть Веды: Карма Канда, Упасана Канда, Джняна Канда – Песнь о труде (действии), Песнь о поклонении, Песнь о Мудрости. Смотри также: каанда 7 страница

натья –древнеиндийскоеискусство, объединяющее сценическую постановку, вокал, инструментальную музыку и танецдля выявления раса, эстетического наслаждения от увиденного, услышанного и воспринятого

Натьяшастра –санскритский трактат «О единстве драмы, музыки и танца», предположительно первые века нашей эры. Содержит энциклопедические сведения об индийском сценическом искусстве, религиозных ритуалах, открывающих спектакль, постановке и художественно-выразительных средствах в драматургии, стихосложении и вокально-инструментальном искусстве, технике вокала, танца, пантомимы, язык жестов – мудры. Приписывается мудрецу-риши Бхарате, одно из известных названий этого трактата Бхаратиянатьяшастра. Согласно трактату, искусство должно воспитывать и насладжать своим восприятием, для этого используется различные раса, вкусы, поэтические чувства. Различают девять основных чувств и соответствующих им опредененных вкусов, раса, которые Натьяшастра называет постоянными, овладевающими человеком на длительное время:

чувство любви (рати) – любовная и эротическая раса – шрингара;

веселье (хаса) – комическая раса (хасья);

печаль (шока) – патетическая раса (каруна);

отвага (утсаха) – героическая раса (вира);

гнев (кродха) – грозная раса (рудра);

страх (бхайя) – боязливая раса (бхайянака);

отвращение (джугупса) – отталкивающая раса (бибхатса);

удивление (висмайя) – волшебная раса (адбхута);

умиротворенность (шанта) – раса умиротворения (шанти).

Индийская традиция различает также тридцать три кратковременные, преходящие чувства и состояния. Чувства: отрешенность, память, удовлетворение, уверенность, радость, уныние, тревога, подавленность, замешательство, растерянность, смущение, колебание, волнение, оцепенение, томность, вялость, сонливость, опьянение, желание, зависть, высокомерие, отчаяние, негодование, притворство, ярость, безрассудство, боязнь. И состояния: истерии, дремоты, пробуждения, болезни, умирания и размышления. Проявления чувств выражаются внешними проявлениями, создающими настроение: печали соответствуют слезы, вздохи, стоны; радости – оживленная речь, смех, экспрессивные жесты; любви – пылкие взгляды, вздохи, объятия и т.д. Средства актерского мастерства в передаче чувств и идеи произведения подразделяют на четыре вида: 1) движения рук, ног, тела – (ангика, пластика); 2) мимика лица и специальные традиционные движения глаз (саттвика); 3) владение голосом, ритмом, интонациями (вачака); 4) оформительское искусство, дополняющее и отождествляющееся с танцем, речью, вокалом, актерской игрой, выраженное в костюме, украшениях и т.п. – (ахарья, костюмировка). При всем многообразии различных традиционных видов искусств почитается «начало и конец всех искусств» – вокальное искусство. Традиция индийского искуства создала единые художественные приемы создания образа с использованием определенных «мелодий настроения» – раг, выражающих всевозможные эмоциональные состояния. Контакт индийского певца с оркестром и музыкальным сопровождением всеобъемлющий. Малейшие оттенки вокального исполнения, двидения глаз певца, мимика, жесты рук, пальцев, головы, позы артиста обозначают его импровизации и показывают музыкантам паузы, смены тональности, переход к другому ритмическому рисунку. В Индии вокальная музыка и поэтическое слово образуют единство слова и звука, а гита, песня, объединяет функции пения и рассказа (гана и катхана). Основные изречения Натьяшастры: «Вокальное искусство – начало и конец всех искусств». «Музыка – дерево самой природы, его цветение – танец».

наули – очень эффективный способ укрепления органов брюшной полости путем массирования их особым способом

нах –наш

Начикетас – имя сына Гаутамы (Ваджашраваса), посвященного в Божественное знание Богом Смерти Ямой; эта история составляет содержание Катха-упанишады

На шрейо нийямам вина – «Ничто хорошее не может быть достигнуто без определенных ограничений» – изречение ««На шрейо ньямам вина» – Без духовной дисциплины никакое продвижение вперед невозможно! Наложение на себя определенных ограничений увеличивает силы человека и помогает использовать их наилучшим образом». «На шрейо ниямам вина (Добродетели не обрести без дисциплины). Всему должен быть предел. Дисциплину следует соблюдать во всем – в питании, зарабатывая и тратя деньги. Тогда ваша жизнь наполнится блаженством» Сатья Саи Баба

нену –«Я» (телугу); см. также «Ахам»

нети – процесс промывания и очищения носовых проходов (существуют различные методы)

нетры- глаза

нивритти, нивритхи – «движение внутрь»; посвящение себя духовному миру; внутренний мир; нематериальный мир; свертывание, прекращение физической и умственной деятельности; отказ от действия (то есть от присвоения себе результата действия и подношение его Господу); интерес к внутренней жизни, рождаемый в сердце как результат духовного видения, знания. Стадия единения с Вселенской Душой и разъединения с миром материи. «Пракрити – материальный мир, нивритти – мир нематериальный, оба они вращаются вокруг Брахмана и потому близки к Нему.Все, что существует в форме знания, включая невежество, – это тоже Брахман, который является основой всего. Постичь Его, текущего, как непрерывное и сплошное течение, крайне сложно. Нам следует понять лишь то, что, как непрерывный поток, Он никогда не теряет своей завершенности». «Эта жизнь – океан с волнами единения и разлуки. Каждый должен пройти через превратности судьбы. Такова природа Правритти (внешнего пути). В жизни есть другой аспект, т.е. Нивритти (внутренний путь). Ребёнок идёт к матери и говорит: «Я хочу есть». Мать, следующая внешнему пути, говорит: «Дитя моё, иди и поешь. Твой голод будет утолён». Это Правритти Дхарма. Но мать, следующая внутреннему пути, не просто скажет: «Иди и поешь», она посоветует ребёнку, когда и какого рода пищу он должен поесть. Если вы голодны, не ешьте всё подряд, не выяснив, полезна ли эта пища для вашего здоровья. Мать Нивритти посоветует вам есть такую пищу, которая наделит вас хорошим здоровьем. Даже Веды имеют дело с принципами Правритти и Нивритти. Можно иметь желания, но они должны быть под определённым пределом, они должны быть основаны на истине и праведности. Не ешьте всё подряд; не говорите всё подряд, что придёт вам в голову; подумайте, перед тем как что-то говорить. Это некоторые из уроков, которым Рамаяна учит человечество. Вот почему Рамаяну сравнивают с Ведами. Она в прекрасной форме учит аспектам Нивритти и Правритти. Правритти – это Свабхава (природа) Пракрити. Нивритти – это Свабхава (форма) Атмы. Нивритти расширяет наш кругозор, в то время как Правритти делает противоположное. Поэтому мы должны основывать всю нашу деятельность на Нивритти» Сатья Саи Баба

нивритти лакшанас – внутренние свойства. «Такие качества, как доброта, симпатия, сострадание, правдивость и терпение исходят из сердца. Они описаны как нивритти лакшанас (внутренние свойства)» Сатья Саи Баба

нивритти марга, нивритхи марга –«путь внутрь», духовный, внутренний путь; стезя отречения, требующая отказа от всех желаний и полного сосредоточения на Боге. Джняна-канда (раздел Вед, рассматривающий интуитивное духовное познание) предназначена для идущих по этому духовному пути. Противоположен праврити марге – пути вовне, устремления к желаниям, наслаждениям сейчас и в следующих жизнях. «Ценность фигурок из сахара – в сахаре, а не в формах, которые придают им изготовители. Люди покупают их, потому что они сладкие. Неважно, слоник это или собачка, кошка, шакал или лев. Что кому нравится, дело вкуса. Главное то, что все фигурки сладкие. Именно сладость влечет человека (манаву) к Богу (Мадхаве), правритти (мирские дела) – к нивритти (посвящению Богу), Ананду (радость) к Сат-чит-ананде (высшему блаженству). Когда вкус ко всему этому растет, все более мелкие желания и потребности исчезают» Сатья Саи Баба

ниграхам –контроль ума. «В контроле прежде всего нуждается ум. Когда вы добиваетесь этого контроля (ниграхам), то получаете ануграхам (Божью милость). Не позволяйте проникать в ум тому, что вы считаете плохим» Сатья Саи Баба

нидаана – «медленно и уверенно»

нидаанаватхи – «Это медленный путь, но на каждом шагу человека ожидает успех. «Шраванам (Внимание Милости Божьей), Киртанам (радостное воспевание Его величия), Вишнусмаранам (постоянное удержание в памяти Его Силы и Милосердия), Пада севанам (стремление припасть к Стопам Господа), Арчанам (поклонение и молитвы образу или скульптуре Бога), Ванданам (благодарность за обретенное благословение), Дасьям (следование Воле Господа), Сакхьям (полное растворение в Нем), Атма Ниведанам (мысль, слово и дело, посвященные Ему), Танмайа-аашакти (стремление погрузиться в Него) и Парамивараха-Ааашакти (дрожь при малейшем разрыве с Ним). Вот одиннадцать состояний, которые должен пройти искатель истины, чтобы обрести в конце Совершенство Блаженства. Поэтому этот путь называется «медленным и уверенным» (Нидаана)» Сатья Саи Баба

нидаршана – свидетельство.

нидидхьясана, нидидьясана –созерцание, глубокое погружение внутрь, концентрация ума на объекте; регулярность медитаций, практика избранной садханы, духовной дисциплины; полное слияние с объектом познания; усвоение услышанного и продуманного; обнаружение путей и способов подтверждения веры в Дух. Третья ступень практики Веданты на пути познания (джняна йоги), следующая после первых двух: восприятия слов гуру (шравана) и размышления над ними (манана)

нидра – сон, сонливость; долгий сон. «Джива, обескураженная бесконечным влиянием майи и ограниченная ее свойствами, развивавшимися в течение многих жизней в прошлом, не может избежать вопросов о первоначале вселенной, с которой она встречается. Шрути дают ответ на этот вопрос, который временно удовлетворяет. Так на вопрос «Как была создана вселенная, является ли она сном?» возникает встречный вопрос «Как создается сон?». Сон происходит из сна, или нидры, вселенная происходит из иллюзии, или майи. Сон не имеет законов, так и вселенная тоже полна тайн и майи. Существует только Единственность, а не двойственность, проявляющаяся во сне. Это положение адвайты. Очень часто встает другая проблема, схожая с вопросом о первопричине творения: как случилось такое невежество? Ответ был дан Шри Рамачандре его мудрым наставником Васиштхой: «Рама, – сказал он, – лучше, чем путаться в вопросах о том, как невежество вошло в человека, я посоветую тебе воздерживаться от них». Такой урок был дан не только Раме, но и всему человечеству. Он предназначен для тех, кто не ставит осознание Истины перед материальным миром. Аджнана, или невежество, – это имя, которое дается авидье, неосознанию естественных вещей, того, что вселенная – постоянно меняющееся явление» Сатья Саи Баба

Нидханавати –женское начало; Божество, отвечающее за девять способов почитания Бога, среди них – слушание священных Писаний, духовных песнопений, воспевание Божественных имен и т.д.

нидхи –ценные дары,богатство материальное; тогда как Саннидхи – Божественное присутствие, духовное богатство близости к Всевышнему

нидхидьяса, нидхидьясана – неподвижное созерцание, полное погружение и концентрация ума на объекте, следующее за мананой, размышлением

ниитхи –прямой путь.«Все дороги, ведущие в область чувств, извилисты и темны; только путь к Богу – прям. Практикуйте ниитхи, то есть избирайте прямой путь во всем. Это приведет к Атме. Ниитхи дает возможность победить все три гуны (основные качества природы: тамас, раджас и саттву)» Сатья Саи Баба

Нилаканта, Нилакантха– Синешеий, - одно из имен Шивы. Смотри также Ганга

Ниламегашьяма –Прекрасный, как синее облако, – одно из имен-эпитетов Кришны

Ниламедхашьяма –Темноликий, - одно из имен Шивы

Нимитта карана –действительная причина, первопричина; причина как Воля Высшего Разума

Ниракара– Не имеющий формы; бестелесный; лишенный образа, тела, выявлений, неизъяснимое, – эпитет Бога

Ниракара Парабрахман –Высший Брахман, не имеющий формы

Нирама –без амы, без токсинов и вредных веществ

Ниранара – лишенный формы

нирбандхам –принуждение, – разновидность долга

нирвана – состояние высшего умиротворения, покоя, невозмутимости, как результат абсолютного избавления от всех мирских желаний; просветление. Состояние единения с Богом, когда ум успокаивается и становится не подверженным влиянию событий, мыслей, чувств, как плохих, так и хороших. Конечная цель духовной практики в буддизме. «Хислоп: Будда учил, что конечной целью достижения является ниббана (нирвана). Отличается ли она от Освобождения, о котором говорит Свами? Саи: Это то же самое. Нирвана, Освобождение (мокша), Бого- или Самореализация – это просто разные слова» Сатья Саи Баба

Нирвикальпа –Божественный аспект,лишенный качеств и различий; вне времени. Состояние сознания, когда успокоены все чувства и над ними осуществляется полный контроль. Высшая стадия йогической практики, – полное слияние с Божественным сознанием, когда даже след познающего, познаваемого и знания стирается; это и есть та цель, где царит Высший Мир

Нирвикальпасамадхи –сверхсознательное состояние сознания, состояние высшего совершенного покоя, единение с Высшим Абсолютом; высочайшая ступень йоги; полное слияние, полное растворение в Боге – одно из высших состояний самадхи, приводящее к Освобождению, Мокше; иногда воспринимается как состояние временной Богореализации

Нирвикара – неизменный; прочный, устойчивый

нирвитарка –не аргументация

нирвичара –не анализ

Ниргуна –безличный; бескачественный; лишенный качеств и атрибутов: аспект Бога, не имеющего формы; то, что не обладает формой, физическими свойствами, не может быть изъяснен

Ниргуна Брахман –Абсолют, – вне времени, качеств, аспектов, атрибутов, формы; Непостижимый и Непроявленный. «Непроявленный, Ниргуна Брахман, познаваемый на вершине Джняна-марги, пути познания, не может быть постигнут человеком, сконцентрированном на своих чувствах, без огромных мук и переживаний. В этом причина, почему Пураны гораздо больше внимания уделяют Сагуна – аспекту Божества, чем Ниргуна – аспекту Непроявленного. Сначала ищущий должен практиковать Садхану, связанную с Сагуна-аспектом Бога. Это даст ему необходимую концентрацию, а позже, согласно закону движения от грубого к более тонкому, он сможет погрузиться сознанием в Самого Ниргуна Брахмана» Сатья Саи Баба

Ниргуна-нирвикальпа-адвития Брахман –Безличный, лишенный качеств и различий, недвойственный Брахман; «То, что должно быть познано»

нирмала- чистота

Нирмала сварупинам – Божественная форма, являющаяся воплощением чистоты

нирмала хридья –чистота сердца

нисчала бхава –стойкость ума

нити, нитхи – нравственность; моральные нормы, предписанные в соответствии с джатхи, рождением

Нитья –вечный, вечность; неподвластный времени; вечно продолжающийся, эпитет Бога

нитья-ананда, нитьянандам –вечное блаженство

Нитьяанандам –Господь – воплощение вечного блаженства

Нитьяанандам, парама сукхадам, кевалам джнянамуртим, двандватиитам –Бог – воплощение вечного блаженства, Он – абсолютная мудрость, Он находится за пределами пар противоположностей, – изречение Вед

Нитьяанандамайи – Тот, кто есть воплощение извечного блаженства; непреходящее счастье, блаженство

нитья-анитья вивека – различение между вечным и преходящим. Духовная практика Джняна-йоги

нитьявадан –постоянное бдение; постоянная бдительность

Нитьям –Вечное, Вечность, Извечное

нитья нирабхимана –вечное самоотречение

нитьянуштана –ритуалы и обеты, предписанные для ежедневного исполнения – «являются очень важными среди других дисциплин. Это высший тапас, высшая Дхарма» Сатья Саи Баба

Нитья-сатья – Вневременная Истина. «Среди предварительных подготовок к Брахма Джиджнаасе первой является вивека (способность различать преходящее и вечное). Иными словами, это обнаружение того факта, что только одна Атма пребывает вне времени, что все объекты, воспринимаемые нашими органами зрения и т.п., преходящи. Только Атма неизменна. Это единственная Вневременная Истина (Нитья сатья). В результате длительных исследований человек должен получить это непоколебимое убеждение и твёрдо пребывать в нём» Сатья Саи Баба

Нитьясвайампракаша – Вечно самоизлучающий, эпитет Бога

нитьяшатру– вечный враг (то есть желания)

нишкамакарма –действие, свободное от желаний результата; самоотверженная бескорыстная деятельность

нишкамапрема –чистая, незапятнанная желаниями любовь, ничего не требующая взамен

нишкамасева –бескорыстное служение

нишкамья –«без желаний»; самоотверженный

нишкарша –конечность, предельность

ништха – целеустремленность, глубокая концентрация, сконцентрированная воля преданности; сосредоточенное состояние ума

нишчитаджнана - неоспоримое знание реальности Атмы; неоспоримая мудрость

нияма – самоконтроль; установление, твердое правило, обет; дисциплина, самообуздание, аскетизм, чистота, удовлетворенность, не причинение вреда живым существам, изучение Вед, преданность Богу, – вторая ступень йоги (системы Патанджали). «Тапас (аскетизм), сантоша (удовлетворенность), астикьябуддхи (вера в Истину, которая есть Видья, духовное знание), дана, ишвара-пуджа (благодарственное богослужение), веданта-вакьяшравана (слушание о славе Бога), ладжа, матхи, джапа (духовная практика повторения имени Бога или мантры), вратха (ритуальные действия, посвященные Божеству) – вот десять ступеней ниямы» Сатья Саи Баба

нутхана-современный

ньяйя –справедливость

ньяса –«прикладывать»; элемент ритуального поклонения, в процессе которого кончики пальцев рук и ладонь правой руки прикладываются к различным частям тела с одновременным повторением определенных мантр. Шадньяса, шесть типов ньясы, выполняются в определенной последовательности: риши-ньяса (обращение к риши), анганьяса (прикосновение к органам тела), караньяса (к кончикам пальцев), хридайяньяса (к сердцу), пилканьяса (к психическим центрам), биджаньяса (к горлу, «третьему глазу» и голове). Караньяса иногда используется отдельно в качестве знака поклонения и приветствия при встрече

ньяя, ньяйа –«анализ»; древнеиндийская философская система, одна из шести даршан, основана Акшападой Гаутамой

О

Оджас – тонкая субстанция, эссенция всех жизненных жидкостей, отвечающая за здоровье, гармонию и духовный рост; энергетическая оболочка, аура, защитный жизненный слой; героизм, могущество

Ом (АУМ) – священное семя, изначальная звуковая вибрация, посредством которой Бог творит и поддерживает Вселенную. Наиболее священное слово Вед. Символ Брахмана – единого Абсолюта, выраженный звуком; «наиболее возвышенное созвучие Вед», необходимое для медитаций на Божественное, мантра (в христианстве это – Аминь, в исламе – Амин). Всегда предшествует пению ведических мантр. «Звук ОМ – это АУМ. «А» начинается мягко в горле, это земля. «У» выходит изо рта и сила звука увеличивается. «М» звучит на губах. Сила звука уменьшается подобно самолету, слышимому вдалеке, звук которого усиливается при приближении и ослабевает на расстоянии. «А» – это мир, «У» – это небеса, «М» – это Божественное, которое выше всяких чувств» Сатья Саи Баба

Омкар, Омкара –Пранава; священный мистический слог Ом и его повторение.Омкара состоит из трех составляющих – акара, укара и макара (трех букв – А, У, М). Акара представляет жизненный принцип пранататтва. Укара представляет ум. Макара представляет тело. Таким образом, Омкара есть совокупное выражение Атмана, тела и ума. Космос возник из акары. Это – прана (жизненная сила). Ум возник из укары. Тело – из макары. Атман, тело и ум, возникшие из трех букв «А», «У» и «М», описывают собой Солнце, небесный свод и всю Вселенную. Омкара – основа всего творения

Омкара сварупа –Воплощение Омкары, – одно из имен Господа Саи

Омкара прийя –Блаженство Омкары, – одно из имен Господа Саи

Ом Тат Сат –«Ты есть Истина», ведическая мантра, указывающая на связь индивидуального и Высшего. Обычно ею завершают работу или молитву, напоминая о Высшей Абсолютной Истине

Онам –праздник обновления, преображения; празднуется в индийском штате Керала как пришествие Ваманы, так и преображение Бали (Смотри также Бали). «Онам означает надевание новой одежды. Но разве достаточно сменить одежду? Слово вастра означает не только одежду, но и сердце. Следовательно, смысл надевания новой одежды в том, что человек должен обновить свое сердце, избавляясь ото всех дурных мыслей и чувств…. Жилище снаружи, и сердце внутри должны поддерживаться в чистоте, так как Бог обитает и внутри, и снаружи. Истинная цель наших праздников в том, чтобы предоставлять благоприятный случай для очищения своих сердец и избавления от корысти» Сатья Саи Баба

ошадхи – растительность. «Из принципа Брахмана появилось пространство, акаша. Из акаши – вайю, воздух, из вайю – агни, огонь, из агни – джала, вода, из джалы – притхви, земля, из притхви – ошадхи, растительность. Благодаря ошадхи появилась пища. Человек рожден из пищи. Таким образом между человеком и Брахманом существует внутренняя связь. Поэтому Господь Кришна провозгласил: «Мамаивамсо дживалоке дживабхута санатана» (Вечный Дух, пребывающий во всех существах, – это часть Моего бытия)» Сатья Саи Баба

П

паапа - грех; порочные поступки. «Сегодня в современном мире не делается попыток разъяснить единство, лежащее за многообразием. В чем причина? В том, что многие древние изречения интерпретируются по-разному. Например, есть изречение: «Шарирам адхьям кхалу дхарма садханам – Тело – первейшее условие для достижения праведности». Значение этого афоризма в том, что тело дано вам для осуществления Дхармы, Праведности. Другой афоризм : «Сарвам кхалу идам Брахма – Воистину, все это есть Брахман». Все творение пронизано Брахманом, Вселенским Абсолютом. Есть также «Ахам Брахмаасми – Я есть Брахман». Такие утверждения делают Шастры. В то же время, в конце традиционных богослужений в домах браминов произносятся и такие неподобающие шлоки: «Папохам, Папакармахам, Папаатма, Папасамбхава – Я – грех, я – грешник, я – грешная душа, я рожден в грехе». Это молитва, в которой молящийся приписывает грех не только себе, но и даже своим предкам. Вы можете представить себе, насколько это неуместно. Такие молитвы были придуманы, чтобы возбудить в добродетельных людях чувство вины и заставить их искупать свои «грехи» подношениями классу священников». «Люди вследствие своих религиозных привычек иногда говорят в своих молитвах: «О Господи, я грешник, моя душа полна греха, я совершил столько грехов». Но кто этот человек, который грешит? Разве кто-нибудь существует отдельно от Господа? Такие заявления о грехе и грешнике вам не стоит принимать. Лучше думать: «Я – Шива, Я – Бог, Я – сам мир, Я – Любовь, Я – Ананда, чистое блаженство, не знающее границ». Держать в голове такие возвышенные идеи и мысли – лучший путь для достижения цели» Сатья Саи Баба

пааса – узы. «Личностная сущность (Джива) связана узами (пааса) качеств или свойств природы. Для обретения свободы от Скованности люди служат Пашупати (Шиве)» Сатья Саи Баба

паата – пение

Павана – искупитель, спаситель, одно из имен Бога

Павака –«очиститель»; великие сути, обладающие очистительным действием, в особенности огонь и ветер; одно из ведических имен Брахмана

Павакавахана –тот, чья вахана – павака (тот, кто управляет очищением)

Павитра пурушартха – чистое Божественное «Я» в человеке. «Сила, пульсирующая в оболочке Блаженства, именуется Чистой Божественной сущностью (Павитра пурушартха) или всеохватывающей волей. Эта воля защищает мир. Это – чистое упоение» Сатья Саи

павитра –очищающий, чистый, святой, священный

павитрам –чистота

Павитратма –чистейший Атман

пада –нога, стопа; опора, основание; ступень

пада-артха, падартха – материальный мир, материальная цель. «Слова активизируют речь. На санскрите это называется пада. Каждый предмет в мире называется на санскрите «пада-артха», «значимое слово». Холм – это возвышение, обозначенное словом «холм». Таким же образом слова брамин и шудра сообщают нам, что существуют такие люди, которые отвечают этим словам» Сатья Саи Баба

падаратхам – материальный объект, на который указывает слово

пада-асактха - полный желания служить Господу, - одно из качеств преданного, бхакта

падам – опора жизни

паданамаскар – прикосновение лбом к стопам родителей, святого человека, Гуру в знак почитания Божества, пребывающего в них. «За преклонением головы к стопам Бхагавана стоит идея того, что таким образом святые мысли входят в ум преданного. Это означает, что когда кто-либо входит в контакт со стопами Бхагавана, святые мысли от них текут к преданному. Когда преданный головой прикасается к стопам Господа, к нему течет Божественная энергия Господа. Это подразумевает, что вам следует поддерживать контакт только с чистыми объектами и сторониться нечистых объектов. Вы подвергаетесь воздействию того, к чему бы вы ни прикасались». «Я хочу обсудить еще один вопрос. Вас может огорчить то, что Я собираюсь вам сейчас сказать, но Сам Я испытываю радость. С сегодняшнего дня Я не собираюсь давать кому бы то ни было паданамаскар, потому что Я и вы – одно целое. Бог присутствует во всем. Ишвара Сарва Бхутанам (Бог обитает во всех существах). Поймите эту истину. С сегодняшнего дня Я решил никому не давать намаскары. Вы можете делать намаскар своим родителям, ибо они и вы не осознаете истину, что Бог присутствует во всем. Поскольку Я знаю истину, то буду следовать ей. Одна и та же Атма присутствует в вас, во Мне и в каждом. Поэтому никому нет нужды делать паданамаскар кому бы то ни было. Если вы все-таки хотите делать намаскар, делайте это мысленно. Сложите руки вместе и скажите: «Свами, я жертвую Тебе все мои десять чувств». Этого достаточно, вам нет необходимости дотрагиваться до Моих стоп, чтобы сделать намаскар. Поймите истину, что Бог в вас, и поступайте соответственно. Тогда вы станете Богом. Если кому-то дают намаскар, другие чувствуют зависть. Я прекращаю практику намаскара только для того, чтобы не дать чувству зависти пустить в вас ростки. Где бы вы ни находились, предлагайте Мне намаскар мысленно. Это приносит Мне счастье. Я говорил вам об этом много раз, но вы не применяете этого на практике. Касаться стоп Свами и восхвалять Его – неправильная практика. С этого дня, Гуру Пурнимы, развивайте священные чувства и наслаждайтесь высшим миром и блаженством. Каждый человек мечтает обрести Ананду. Каким образом он может получить ее? В человеке есть пять оболочек – аннамайя коша (оболочка пищи), пранамайя коша (жизненная оболочка), маномайя коша (ментальная оболочка), виджнянамайя коша (оболочка мудрости) и анандамайя коша (оболочка блаженства). Старайтесь изо всех сил достичь виджнянамайи коши. Только тогда вы сможете достичь анандамайи коши. Ведите счастливую, полную блаженства жизнь и разделяйте ваше счастье с другими. Вы не знаете, как прекрасна Ананда. Даже щепка становится огнем, когда попадает в огонь. Точно так и вы, – когда вы мысленно близки ко Мне, то становитесь Божественны. Ваш ум просветлится и рассеет тьму невежества внутри вас. Не расстраивайтесь оттого, что Свами так говорит с вами. Считайте, что это вам во благо. Удовольствие – промежуток между двумя горестями. Когда Я иду среди вас и вы припадаете к Моим стопам, другие чувствуют беспокойство. Начиная с этого дня, используйте свои чувства правильным образом и следуйте тому, что было вам сказано в отношении паданамаскара» (5 июля 2001 г.) Сатья Саи Баба

Наши рекомендации