I. Организационно-методический раздел
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Казанский юридический институт
Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Кафедра философии, политологии, социологии и психологии
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЛОСОФИЯ
По специальности
Правоохранительная деятельность
Квалификация (степень) выпускника - «специалист»
Заочная форма обучения
(срок обучения –3 года)
КАЗАНЬ 2012
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Казанский юридический институт
Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Кафедра философии, политологии, социологии и психологии
УТВЕРЖДАЮ |
Начальник |
ФГКОУ ВПО КЮИ МВД России |
генерал-майор полиции |
___________Ф.К. Зиннуров |
«____» ___________ 20__ г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЛОСОФИЯ
По специальности
Правоохранительная деятельность
Квалификация (степень) выпускника - «специалист»
КАЗАНЬ 2012
Философия: Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» для слушателей заочной формы обучения (срок обучения – 3 года) по специальности 031001.65 - Правоохранительная деятельность/ Сост. М.М. Зарипов. - Казань: КЮИ МВД России, 2012. - 42
Рабочая учебная программа подготовлена кандидатом философских наук, доцентом кафедры философии, политологии, социологии и психологии КЮИ МВД России Зариповым М.М.
Рецензенты:
1. Юзеев А.Н., профессор кафедры философии Казанского филиала Академии правосудия, доктор философских наук, профессор;
2. Курлович П.Н. старший преподаватель КЮИ МВД РФ, кандидат философских наук
Обсуждена на заседании кафедры философии, политологии, социологии и психологии 17.01.2012 г., протокол №11
Одобрена методическим советом института 21.02.2012 г., протокол №6
Одобрена Ученым советом института 27.03.2012., протокол №6
©Казанский юридический институт МВД РФ, 2012
I. Организационно-методический раздел
1.1. Цель и задачи дисциплины:
Целью изучения дисциплины «Философия» является формирование у обучающихся теоретического мировоззрения, методологической культуры, духовного мира личности высококвалифицированного специалиста на основе достижений мировой и русской философской мысли, отечественных интеллектуально-духовных ценностей и традиций.
Задачами дисциплины являются:
формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и способах их исследования, их роли в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;
овладение базовыми принципами, методами и приемами философского познания;
ознакомление с основными принципами, закономерностями и тенденциями развития природы, общества, человека, его познавательной деятельности, и формирование на этой теоретической основе целостной философской картины мира;
выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;
формирование представления о философии права как мировоззренческой, методологической и логической основе юридического мышления;
введение в круг общетеоретических и прикладных философских проблем, связанных с правоохранительной деятельностью.
Изучение дисциплины направлено на развитие у обучающихся навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; способности использовать все вышеперечисленное в практической правоохранительной деятельности.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к циклу ГСЭ ФГОС ВПО (С.1), является необходимым (обязательным) элементом его базовой части (С.1.1).
Изучение дисциплины предполагается на базе знаний, умений и компетенций, приобретенных в результате получения общего среднего образования (специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающихся не предусматриваются).
Дисциплина «Философия» формирует основы общенаучной методологической грамотности, изучается с первого курса и является предшествующей для последующих дисциплин как гуманитарного, социального и экономического, так и профессионального циклов. Методы, освоенные в дисциплинарных рамках философии, имеют всеобщую (междисциплинарную) значимость.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:
способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);
способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
способность проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);
способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния, (ОК-8);
способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);
способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);
способность к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12);
способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14);
способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16).
Также изучение дисциплины «Философия» способствует формированию и развитию отдельных профессиональных компетенций:
способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);
способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-33);
способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-34);
способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовитьотчеты, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-35);
способность осуществлять правовое информирование и воспитание (ПК-37).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать (ОК-2 – ОК-12, ОК-14, ОК-16, ПК-2, ПК-11, ПК-33 – ПК-35, ПК-37):
предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий философского знания, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;
принципы, закономерности, тенденции развития природы, общества, человека, его познавательной деятельности;
философские (мировоззренческие, методологические и логические) основы юридического мышления;
Уметь (ОК-2 – ОК-12, ОК-14, ОК-16, ПК-2, ПК-11, ПК-33 – ПК-35, ПК-37):
использовать принципы, законы и методы философии для решения социальных и профессиональных задач;
применять философские категории и понятия с четко определенным содержанием; устанавливать философский и логический смысл суждения; пользоваться общефилософскими и логическими правилами ведения диалога и дискуссии;
оценивать факты и явления профессиональной деятельности с философско-аксиологической точки зрения; осуществлять мировоззренческо-ценностный выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях; давать нравственную и социально-философскую оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики;
Владеть (ОК-2 – ОК-12, ОК-14, ОК-16, ПК-2, ПК-11, ПК-33 – ПК-35, ПК-37):
основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием философских знаний, в том числе философско-правового анализа;
общефилософскими, общенаучными и философско-прикладными методами;
навыками научного и философски развитого мышления, распознавания логических, гносеологических и методологических ошибок в профессиональной деятельности;
навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики;
навыками грамотного применения способности и готовности к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера;
навыками выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом философско-мировоззренческих (этнокультурных и конфессиональных) различий;
навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с философской (аксиологической и методологической) точки (точек) зрения, в том числе в практической деятельности, связанной с профессией.