F r \ •* А есть причина а неизмен, i j* I

Иначе говоря, если при изменении предшествующего явления А изменяется и наблюдаемое явление а, а осталь­ные предшествующие явления остаются неизменными, то отсюда можно заключить, что А является причиной а.

д. Метод остатков: если известно, что причиной ис­следуемого явления не служат необходимые для него об­стоятельства, кроме одного, то это одно обстоятельство и есть, вероятно, причина данного явления.

Пусть изучаемое сложное явление К распадается на а, Ь, с, d. При этом известно, что ему предшествуют обстоя­тельства А, В, С, где А — причина а, В — причина Ь, С — причина с. Следовательно, D — причина d — остатка изу­чаемого явления К. При этом предполагается, что D долж­но существовать среди предшествующих обстоятельств.

Метод остатков основывается на анализе сложных (со­ставных) причин. Если нам известно, что такое явление зависит от составной причины С, частями которой служат причины С, и С2, тогда если причина С вызывает действие Е, можно предположить, что если С, вызывает действие Ер тогда оставшаяся причина С2 должна вызвать действие

_______________________________Глава УШ

Е2. Другими словами, оставшаяся причина может быть най­дена путем «вычитания» ее из составной причины. Исполь­зуя метод остатков, французский астроном Левердье пред­сказал существование планеты Нептун, которую вскоре и открыл немецкий астроном Галле.

Рассмотренные методы установления причинных связей чаще всего применяются не изолированно, а во взаимосвя­зи, дополняя друг друга. При этом нельзя допускать ошиб­ку: «после этого по причине этого».

8. Дедукция (лат. — выведение): а) переход в процессе познания от общего к единичному (частному); выведение единичного из общего; б) процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от неко­торых данных предложений — посылок к их следствиям (зак­лючениям). Как один из приемов научного познания тес­но связан с индукцией, это диалектически взаимосвязан­ные способы движения мысли. «Великие открытия, скач­ки научной мысли вперед создаются индукцией, рискован­ным, но истинно творческим методом... Из этого, конеч­но, не нужно делать вывод о том, что строгость дедуктивно­го рассуждения не имеет никакой ценности. На самом деле лишь она мешает воображению впадать в заблуждение, лишь она позволяет после установления индукцией новых исход­ных пунктов вывести следствия и сопоставить выводы с фак­тами. Лишь одна дедукция может обеспечить проверку ги­потез и служить ценным противоядием против Не в меру разыгравшейся фантазии».1

9. Аналогия (греч. — соответствие, сходство) — при выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели») переносится на другой, ме­нее изученный и менее доступный для исследования объект. Заключения по аналогии являются правдоподобными: на­пример, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по дру­гим параметрам.

Брошь Луи де. По тропам науки. С. 178.

Обще-частнонаучная методология. Взаимодействие методов

Схема аналогии

а имеет признаки Р, Q, S, Т

b имеет признаки Р, Q, S, ...

Ь, по-видимому, имеет признак Т.

Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не значит, что и его заключение будет истинным. Для повышения веро­ятности выводов по аналогии необходимо стремиться к тому, чтобы:

а) были схвачены внутренние, а не внешние свойства сопоставляемых объектов;

б) эти объекты были подобны в важнейших и существен­ных признаках, а не в случайных и второстепенных;

в) круг совпадающих признаков был как можно шире;

г) учитывалось не только сходство, но и различия — чтобы последние не перенести на другой объект.

10. Моделирование. Умозаключения по аналогии, по­нимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологичес­кую основу моделирования — метода исследования объек­тов на их моделях.

Модель (лат. — мера, образец, норма) — в логике и методологии науки — аналог определенного фрагмента ре­альности, порождения человеческой культуры, концепту­ально-теоретических образов и т. п. — оригинала модели. Этот аналог — «представитель», «заместитель» оригинала в познании и практике. Он служит для хранения и расшире­ния знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им.

Между моделью и оригиналом должно существовать из­вестное сходство (отношение подобия): физических харак­теристик, функций; поведения изучаемого объекта и его математического описания; структуры и др. Именно это сходство и позволяет переносить информацию, получен­ную в результате исследования модели, на оригинал.

Формы моделирования разнообразны и зависят от исполь­зуемых моделей и сферы применения моделирования. По

_______________________________Глава УШ

характеру моделей выделяют материальное (предметное) и идеальное моделирование, выраженное в соответствующей знаковой форме. Материальные модели являются природ­ными объектами, подчиняющимися в своем функциониро­вании естественным законам — физики, механики и т. п. При физическом (предметном) моделировании конкретно­го объекта его изучение заменяется исследованием некото­рой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самолетов, кораблей и т. п.). При иде­альном (знаковом) моделировании модели выступают в виде схем, графиков, чертежей, формул, системы уравнений, предложений естественного и искусственного (символы) языка и т. п. В настоящее время широкое распространение получило математическое (компьютерное) моделирование.

11. Системный подход — совокупность общенаучных ме­тодологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

Система (греч. — целое) — общенаучное понятие, выра­жающее совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определен­ную целостность, единство. Типы систем весьма многооб­разны: материальные и духовные, неорганические и живые, механические и органические, биологические и социальные, статичные и динамичные, открытые и замкнутые и т. д. Любая система представляет собой множество разнообраз­ных элементов, обладающих структурой и организацией.

Структура: а) совокупность устойчивых связей объек­та, обеспечивающих его целостность и тождественность са­мому себе; б) относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

К числу основных требований системного подхода отно­сятся следующие:

Обще-частнонаучная методология. Взаимодействие методов

а) выявление зависимости каждого элемента от его мес­та и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особеннос­тями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структу­ры; в) исследование механизма взаимозависимости, взаи­модействия системы и среды; г) изучение характера иерар­хичности, присущего данной системе; д) обеспечение мно­жественности описаний с целью многоаспектного охвата системы; е) рассмотрение динамизма системы, представ­ление ее как развивающейся целостности.

Важным понятием системного подхода является поня­тие «самоорганизация». Данное понятие характеризует про­цесс создания, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазви­вающейся системы, связи между элементами которой име­ют не жесткий, а вероятностный характер. Свойства само­организации присущи объектам самой различной природы: живой клетке, организму, биологической популяции, био­геоценозу, человеческим коллективам. Класс систем, спо­собных к самоорганизации — это открытые и нелинейные системы. Открытость системы означает наличие в ней ис­точников и стоков, обмена веществом и энергией с окру­жающей средой. Однако не всякая открытая система само­организуется, строит структуры, ибо все зависит от соотно­шения двух начал: создающего структуры и рассеивающе­го, размывающего их.

В современной науке самоорганизующиеся системы яв­ляются специальным предметом исследования синергети­ки — общенаучной теории самоорганизации, ориентиро­ванной на поиск законов эволюции открытых неравновес­ных систем любой природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных).

Ориентация системного подхода на структуру, связи и отношения не означает, что он несовместим с принципом историзма. Наоборот — он очень тесно связан с ним в силу

Глава VIII

прежде всего «онтологических обстоятельств». Дело в том, что системный подход имеет дело главным образом с раз­вивающимися системами, т. е. включающими в качестве своей важнейшей характеристики время.

Говоря о единстве генетического (исторического) и сис­темно-структурного подходов, надо иметь в виду следующее.

Во-первых, положение обоих неодинаково, ибо ведущей стороной (и по уровню, и по значимости) здесь является историзм. Данный принцип требует даже «устойчивое» рас­крывать через «изменяемое» (хотя анализ истории того или иного предмета может не являться в данных условиях специ­альной задачей исследования) и представлять структурную характеристику в качестве динамической, т. е. исследовать структуру в ее историческом развитии, а не сначала структу­ру, а потом историю в их раздельности и рядоположенности.

Во-вторых, изучая структуру «ставшей» целостности, ее настоящее (а тем более ее генезис и эволюцию), надо исхо­дить из того, что эта структура (даже и «ставшая») не ста­тична, не «окаменелое состояние», а процесс, «история современности». Поэтому исторично не только прошлое, но и настоящее, исторична не только диахрония, но и син­хрония. Система, изъятая из потока времени с целью бо­лее глубокого изучения ее структуры, функций и т, п., дол­жна быть снова возвращена в него. Это «изъятие» лишь преходящий этап в процессе познания, снимаемый даль­нейшим движением последнего.

В-третьих, следует иметь в виду, что системно-структур­ные методы наиболее широко и плодотворно применяются на эмпирическом этапе познания, при изучении вещных, субстратных характеристик тех или иных систем (особенно органических), и поэтому внеисторичность таких методов на данном этапе вполне допустима. При переходе на тео­ретический (а тем более методологический) уровень эти ме­тоды должны быть подчинены задаче выявления процессу­альных характеристик данных систем, закономерностей их изменения, существенных особенностей их истории.

279'

Обще-частнонаучная методология. Взаимодействие методов

На вопрос — «структура или история» (хотя его поста­новка, да еще в такой форме неправомерна уже потому, что данные понятия относятся к разным методологическим уровням) возможны такие ответы: а) история без структу­ры — плоскоэволюционный «историзм»; б) структура без истории — структурализм; в) с одной стороны — история, с другой — структура — эклектический подход; г) со всех сторон, в целом история, включающая в себя структуру на всех этапах рассмотрения этой истории — диалектический, последовательно конкретно-исторический подход.

12. Вероятностные (статистические) методы—осно­ваны на учете действия множества случайных факторов, ко­торые характеризуются устойчивой частотой. Это и позво­ляет вскрыть необходимость, которая «пробивается» через совокупное действие множества случайностей.

Вероятностные методы опираются на теорию вероятно­стей, которую зачастую называют наукой о случайном, а в представлении многих ученых вероятность и случайность практически нерасторжимы. Есть даже утверждение о том, что ныне случайность предстает как «самостоятельное на­чало мира, его строения и эволюции». Категории необхо­димости и случайности отнюдь не устарели, напротив — их роль в современной науке неизмеримо возросла. Как пока­зала история познания, «мы лишь теперь начинаем по дос­тоинству оценивать значение всего круга проблем, связан­ных с необходимостью и случайностью».1

Для понимания существа названных методов необходи­мо рассмотреть понятия «динамические закономерности», «статистические закономерности» и «вероятность». Указан­ные два вида закономерностей различаются по такому кри­терию как характер вытекающих из них предсказаний.

В законах динамического типа предсказания имеют точ­но определенный однозначный характер. Динамические за-

1 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диа­лог человека с природой. С. 50.

Глава VIII

коны характеризуют поведение относительно изолирован­ных объектов, состоящих из небольшого числа элементов, в которых можно абстрагироваться от целого ряда случай­ных факторов (например, в классической механике).

В статистических законах, предсказания носят не дос­товерный, а лишь вероятностный характер. Подобный ха­рактер предсказаний обусловлен действием множества слу­чайных факторов, которые имеют место в статистических коллективах или массовых событиях (большое число моле­кул в газе, число особей в популяциях, число людей в оп­ределенных коллективах и т. д.).

Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов, составляющих коллектив, и поэтому характеризует не столько поведение отдельного элемента, сколько коллектива в целом. Необ­ходимость, проявляющаяся в статистических законах, воз­никает вследствие взаимной компенсации и уравновеши­вания множества случайных факторов. «Хотя статистичес­кие закономерности и могут привести к утверждениям, сте­пень вероятности которых столь высока, что она граничит с достоверностью, тем не менее принципиально всегда воз­можны исключения»1.

Статистические законы, хотя и не дают однозначных и достоверных предсказаний, тем не менее являются един­ственно возможными при исследовании массовых явлений случайного характера. За совокупным действием различ­ных факторов случайного характера, которые практически невозможно охватить, статистические законы вскрывают нечто устойчивое, необходимое, повторяющееся. Они слу­жат подтверждением диалектики превращения случайного в необходимое. Динамические законы оказываются пре­дельным случаем статистических, когда вероятность стано­вится практически достоверностью.

Вероятность — понятие, характеризующее количествен­ную меру (степень) возможности появления некоторого

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. С. 125.

Обще-частнонаучная методология. Взаимодействие методов___

случайного события при определенных условиях, которые могут многократно повторяться. Одна из основных задач теории вероятностей состоит в выяснении закономернос­тей, возникающих при взаимодействии большого числа слу­чайных факторов.

Вероятностно-статистические методы широко применя­ются при изучении массовых явлений — особенно в таких научных дисциплинах, как математическая статистика, ста­тистическая физика, квантовая механика, кибернетика, синергетика и т. д.

Частнонаучная методология

Частнонаучную методологию чаще всего определяют как совокупность методов, принципов и приемов исследования, применяемых в той или иной крупной отрасли науки. К ним обычно относят механику, физику, химию, геологию, биологию, социальные науки. Однако с высоты сегодняш­него уровня развития познания очевидно, что указанные науки суть абстракции, ибо реально каждая из них уже дав­но есть система определенных научных дисциплин, число которых быстро растет, несмотря на интегративные про­цессы. Сформировались многочисленные «стыковые» дисциплины: биофизика, геофизика, физическая химия, геохимия, электрохимия и т. п. Усилилось взаимодействие между различными науками и научными дисциплинами, а значит между их методами и приемами исследования.

В каждой научной дисциплине (и в каждой отрасли на­уки) применяется совокупность самых разных методов и приемов, «расположенных» на всех уровнях методологичес­кого знания. Четко «привязать» какие-либо конкретные способы исследования именно к данной дисциплине очень сложно, хотя, конечно, каждая из них имеет относительно своеобразный методологический инструментарий. Углуб­ление взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, приемы и методы одних наук все более широко использу­ются в других (например, применение физических и хи-

________________________________Глава VIII

мическихметодов в биологии и медицине). Это порождает проблему методов междисциплинарного исследования.

Частнонаучные методы связаны со специфическим ха­рактером отдельных форм движения материи. Одни из этих методов имеют значение только в пределах отдельных от­раслей науки, будучи связаны только с изучением их соб­ственного объекта, другие — за пределами данной отрасли науки, к которой они непосредственно относятся и в связи с которой возникли. Каждая сколько-нибудь развитая на­ука, имея свой особый предмет и свои теоретические прин­ципы, применяет свои особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объектов.

Применение метода одной науки в других областях зна­ния осуществляется в силу того, что их объекты подчиняют­ся законам этой науки. Например, физические и химичес­кие методы применяются в биологии на том основании, что объекты биологического исследования включают в себя в той или иной форме физические и химические формы движения материи. При этом метод, характерный для одной области знания, действует в других областях уже как подчиненный.

В качестве примеров укажем на те методы, которые при­меняются в тех или иных научных дисциплинах. Так, среди методов количественного химического анализа выделяют более 400 приемов (вариантов, модификаций) этого анали­за1. В такой научной дисциплине как биомембранология рассматриваются следующие методы исследования мембран­ных структур: электронный парамагнитный резонанс; ядер­но-магнитный резонанс; круговой дихроизм; дифференци­альная сканирующая калориметрия; метод рентгеновского рассеивания нейтронов; флуоресцентная спектроскопия2.

Что касается методов такой научной дисциплины как бактериология, то тут речь идет о следующих методах: све­товая микроскопия (обычная; фазово-контрастная; микро-

1 Коренман И. М. Методы количественного химического ана­лиза. М., 1989.

2 См.: Введение в мембранологию. М., 1994.

Обще-нйстнонаучная методология. Взаимодействие методов___

скопия с высоким разрешением; люминесцентная); мето­ды идентификации в световой микроскопии (метод вися­чей капли, метод окрашивания и т. д.); электронная мик­роскопия; методы получения клеточных фракций. Кроме того, в этой научной дисциплине применяются такие мето­ды как: биофизические; биохимические; биологические; методы культивирования на твердых средах; методы выра­щивания бактерий на полужидких средах и др1.

В науках о Земле применяется самый широкий спектр методов исследования. Так, в исторической геологии при­меняются три основных группы методов: 1) геолого-стра­тиграфические (последовательности напластований, мине-ралого-петрографические, структурно-тектонические, гео­физические); 2) палеонтологические (руководящих иско­паемых форм, анализа комплекса этих форм, процентно-статистический, филогенетический, микропалеонтологичес­кий, спорово-пыльцевой анализ); 3) методы определения абсолютного возраста горных пород (свинцовый и гелие­вый, аргоновый, стронциевый, радиоуглеродный)2.

В современной геотектонике (отрасль геологии, изуча­ющая развитие структуры земной коры и ее изменения под влиянием геологических движений) применяются такие ме­тоды анализа геотектонических структур как фациально-па-леографический, мощностей, перерывов и несогласий, пос­ледовательности напластований, формаций, восходящего разреза, морфометрический, орографический, батиметри­ческий, гляциологический, гидрогеологический и др. При этом в современной геотектонике «одна группа методов На­правлена на выяснение современной структуры земной коры, к ним относятся структурный анализ и его разновид­ности. Вторая группа методов (исторические) занимается изучением истории тектонических движений, деформаций и развития земной коры в целом... Третья группа методов (генетические) — методы сравнительной тектоники, фи-

1 См.: Методы общей бактериологии: В 3 т. М., 1983. Т. 1.

2 См.: Историческая геология. М., 1974.

Глава VIII

зического и математического моделирования, отчасти струк­турный предназначены для раскрытия происхождения тек­тонических структур»1.

Среди методов географического исследования наряду с принципами диалектики рассматриваются такие методы как сравнительно-географический подход (с такими приемами как сравнение, типизация, наблюдение, измерение); исто­рический метод и диахронический подход, включающие в себя генетический способ; способ реликтов (актуализм) и метод историко-географического среза (для изучения ста­дий развития географического объекта); научное объясне­ние; географическое прогнозирование и его способы: рет­роспективное, географических аналогий, метод экспертных оценок2.

Своеобразные методы и приемы исследования присущи психологии и социально-гуманитарным наукам. Так, в пси­хологии, в зависимости от основания деления, выделяют методы философские (прежде всего диалектический), об­щенаучные (наблюдение, эксперимент, структурный, экс­периментально-генетический, экспериментально-патологи­ческий — метод синдромного анализа, измерение и др.) и специально-психологические (тестирование, метод опроса, проективные методы, в том числе методика чернильных пя­тен Роршаха, методика фрустраций Розенцвейга и другие3.

Канадский психолог Ж. Годфруа выделяет две группы методов психологии: описательные и экспериментальные. К описательным методам он относит: наблюдение в есте­ственных условиях; систематическое наблюдение — сосре­доточение внимания на одном аспекте поведения людей; анкетирование; тестирование; корреляционный анализ. При этом Годфруа делает немаловажное замечание о том, что «метод тестов, оказывающийся иногда очень эффективным,

1 Хаин В. Е., Михайлов А. Е. Общая геотектоника. М., 1985. С. 42.

2 См.: Жекулин В. С. Введение в географию. Л., 1989. Гл. 3—4.

3 См.: Введение в психологию. М., 1995. Гл. 3.

Обще-частнонаучная методология. Взаимодействие методов

нередко используют для подтверждения идей, относящих­ся скорее к области политики, чем науки»1.

Говоря об экспериментальных методах в психологии, Годфруа называет некоторые «капканы», которые толкают к ошибочным выводам и интерпретациям, поскольку пло­хо согласуются с реальными фактами. Среди них:

а. Эффект плацебо — основан на внушении, оказывае­мом преднамеренно или невольно врачом или эксперимента­тором. Например, убежденность в эффективности лекарства.

б. Эффект Хоторна — одно лишь участие в эксперимен­те оказывает на испытуемых такое влияние, что очень часто они ведут себя именно так, как ожидают от них экспери­ментаторы.

в. Эффект аудитории — обусловлен влиянием публики.

г. Эффект Пигмалиона (или «эффект Розенталя») — эк­спериментатор твердо убежденный в обоснованности ка­кой-то гипотезы или верности какой-то информации, не­произвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

д. Эффект первого впечатления — этот эффект выража­ется в том, что очень часто, оценивая личность того или иного человека или черты его характера, мы придаем наи­большее значение своему первому впечатлению.

е. Эффект Барнума — склонность людей принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личнос­ти, если эти оценки преподносятся под научным, магичес­ким или ритуальным соусом2.

О методах социально-гуманитарных наук будет сказано в соответствующих главах в дальнейшем.

Взаимодействие методов

Вышесказанное свидетельствует о том, что методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень

1 Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т. М, 1992. Т. 1. С. 111.

2 Там же. С. 125-126.

________________________________Глава VIII

важному методу», а тем более «единственно научному». «Ученый никогда не должен полагаться на какое-то един­ственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной — единственной философией»1. Методология не есть также простая сумма отдельных мето­дов, их «механическое единство». Методология — сложная диалектическая, целостная субординированная система спо­собов, приемов, принципов разных уровней, сфер действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т. д. В связи с этим необходимо иметь в виду следующее:

1. Каждый метод, как правило, применяется не изоли­рованно, сам по себе, а в сочетании, взаимодействии с другими. А это значит, что конечный результат научной деятельности во многом определяется тем, насколько уме­ло и эффективно используется «в деле» эвристический по­тенциал каждой из сторон того или иного метода и всех их во взаимосвязи. Каждый элемент данного метода существует не сам по себе, а как сторона целого, и применяется как целое. Вот почему очень важным является методологичес­кий плюрализм, т. е. способность овладеть многообразием методов и умело их применять. Особое значение имеет спо­собность освоения противоположных методологических под­ходов и их правильное сочетание.

2. Всеобщей основой, «ядром» системы методологичес­кого знания является философия — универсальный метод. Ее принципы, законы и категории (как уже говорилось) определяют общее направление и стратегию исследования, «пронизывают» все другие уровни методологии, своеобраз­но преломляясь и воплощаясь в конкретной форме на каж­дом из них. В научном исследовании нельзя ограничи­ваться только философскими принципами, но и недопус­тимо оставлять их «за бортом», как нечто не принаддежа-

1 Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. С. 85.

Обще-частнонаучная методология. Взаимодействие методов___

щее природе данной деятельности. Очевидно, что «если под философией понимать поиски знания в его наиболее общей, наиболее широкой форме, то ее можно считать ма­терью всех научных исканий»1. История познания и прак­тики подтвердили этот вывод.

3. Ни один метод не является панацеей, «универсаль­ной отмычкой». Иначе говоря, «ни один методологичес­кий принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования».2 Вот почему все больше укрепляется идея о том, что роль методологическо­го анализа в развитии научного знания не должна тракто­ваться упрощенно, узко прагматически — в том смысле, что, усвоив какую-то сумму методологических знаний, мож­но тут же совершать «теоретические подвиги».

Каждый метод окажется неэффективным и даже беспо­лезным, если им пользоваться не как «руководящей ни­тью», а как готовым шаблоном для перекраивания фактов. Главное предназначение любого метода — на основе соот­ветствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познаватель­ных и практических проблем, приращение знания, опти­мальное функционирование и развитие тех или иных объек­тов. Следует иметь в виду, что методология — рефлексия, имеющая в виду не только рационализацию деятельности, но и выявление ее человеческих мотивов, ее ценностных и нравственных регулятивов.

4. В своем применении любой метод модифицируется в зависимости от конкретных условий, цели исследования, характера решаемых задач, особенностей объекта, той или иной сферы применения метода (природа, общество, по­знание), специфики изучаемых закономерностей, своеоб­разия явлений и процессов (материальные или духовные, объективные или субъективные) и т. п. Тем самым содер­жание системы методов, используемых для решения опре-

1 Эйнштейн А. Собр. науч. трудов: В 4 т. М., 1967. Т. 4. С. 317.

2 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. С. 86.

________________________________Глава VIII

Деленных задач, всегда конкретно, ибо в каждом случае содержание одного метода или системы методов модифи­цируется в соответствии с природой процесса.

Иначе говоря, в конкретном научном исследовании, в зависимости от специфических условий, любой метод со­ответствующим образом преломляется, приобретает свое­образную форму функционирования. Это объясняется тем, что в данной ситуации на первый план выдвигается соот­ветствующий уровень методологии, те или иные отдельные методологические принципы, подходы и регулятивы (или их сочетания), что и обусловливает «модификацию бытия» метода в конкретных условиях.

Однако какие бы «вариации и градации» не принимал определенный метод, нельзя забывать и полностью отвле­каться от тех его сторон, элементов, уровней, которые «не работают» в данных условиях, ибо они так или иначе, в той или иной мере всегда в «снятом» виде присутствуют в лю­бой форме деятельности и их постоянно необходимо иметь в виду. Недопустимы также как абсолютизация метода, который является доминирующим в определенной сфере, данной науке, конкретных условиях, так и его универсали­зация — распространение за рамки его действительной при­менимости (например, выход диалектического метода за рамки своих границ — о чем шла выше речь).

5. В ходе научной и иной деятельности не только ис­пользуются различные методы в их взаимосвязи, но и при этом методы, свойственные одной сфере деятельности, ча­сто переносятся на другие сферы (с учетом их специфики), возникают пограничные методологические проблемы. Что касается диалектического метода, то он взаимодействует в ходе научного исследования с обще- и частнонаучными методами, которые относятся к нему (как всеобщему) со­ответственно как особенное и единичное.

В процессе научного познания возможны две основные, одинаково ошибочные крайности: а) игнорирование обще­научных методов как якобы несовместимых со спецификой



10. Зак. 52


Обще-частнонаучная методология. Взаимодействие методов

предмета данной науки или научной дисциплины; б) их абсолютизация под видом «творческого обогащения» мето­дологического арсенала науки, непомерное раздувание их значения за счет принижения или полного отрицания роли философской, в том числе диалектико-материалистической методологии.

6. Взаимосвязь уровней методологического знания но­сит сложный, опосредованный характер. Так, например, нельзя особенности каких-то специфических физических или биологических процессов прямо и непосредственно объяс­нять только принципами диалектики (не «преломляя» их в методах физики и биологии), а также напрямую, без про­межуточных звеньев, без учета своеобразия исследуемых явлений и процессов применять системный, структурно-функциональный, математический, кибернетический, ста­тистический, синергетический и другие общенаучные ме­тоды. Последние есть важнейшее посредствующее звено, через которое философские принципы «переводятся» на язык той или иной частной науки.

7. Любой метод эффективно «работает» только в его це­лостности, т. е. когда все его стороны и грани берутся в гармоническом единстве и в своей целостности направле­ны на постижение специфической логики специфического предмета или его изменение, подчинены именно этому предмету. Последний и определяет в конечном счете меха­низм взаимосвязи всех компонентов метода, состав (набор) применяемых всеобщих, обще- частнонаучных принципов, характер и меру их включения в решение своеобразных про­блем, конкретный «облик» этих принципов именно в дан­ной сфере деятельности и т. п. Каждый отдельный метод, диалектический в том числе, будучи верным в своих рам­ках, в своей сфере применения, при решении вполне опре­деленных задач, становится неверным, если абсолютизиру­ется, «превышает свои полномочия», подвергается «мето­дологической канонизации» и универсализации, распрост­раняется за пределы сферы своего применения.

Глава IX

Наши рекомендации